Девятиклассники заканчивают курс основной средней школы с именем поэта, одиннадцатиклассники, как правило, на выпускном сочинении имеют возможность еще раз вспомнить Пушкина. К Пушкинским датам можно проводить викторину по творчеству А.С. Пушкина. Учащиеся демонстрируют свои знания, находчивость, внимательность; особенно, если сделать мероприятие интересным, занимательным.
Имя А.С. Пушкина сопровождает учащихся на
протяжении всего обучения в школе.
Девятиклассники заканчивают курс основной
средней школы с именем поэта,
одиннадцатиклассники, как правило, на выпускном
сочинении имеют возможность еще раз вспомнить
Пушкина.
К Пушкинским датам я обычно провожу викторину
по творчеству А.С.Пушкина. Соревнуются 2 команды.
Обычно, это команды 9-классников и 11-классников.
Первые закрепляют свои знания, вторые повторяют.
Шансы, на мой взгляд, равные: одни взрослее,
опытнее, другие – недавно закончили знакомство с
творчеством поэта. Стараюсь сделать мероприятие
интересным, занимательным, дать возможность
учащимся продемонстрировать свои знания,
находчивость, внимательность.
Вступительное слово учителя: А.С. Пушкин
обладал самым трудным умением, какого способен
достичь человек: не раздражаться на молодость за
то, что она молода, а радоваться и любоваться ею.
Находить радость в каждом возрасте, который
приходит к человеку. Называть добрым тот час,
когда придется уйти из жизни – потому что
останутся другие люди, наступит их черед мечтать,
любить, горевать, бороться, страдать – жить.
И еще ему хотелось, чтобы мы его помнили:
Без неприметного следа
Мне было б грустно мир оставить.
Быть может ( лестная надежда),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт.
Даже об этих серьезных, может быть, самых
серьезных мыслях он говорил легко, с улыбкой,
избегая высокопарности, подшучивая над собой.
Ему хотелось, чтобы мы его помнили, но он не желал
остаться в нашей памяти классиком, стариком – он
пишет об этом с иронией. Но в то же время с
благодарностью он думает о тех, кто его не
забудет.
Прими ж мои благодаренья,
Поклонник мирных аонид,
О ты, чья память сохранит
Мои летучие творенья,
Чья благосклонная рука
Потреплет лавры старика!
Знаете ли вы?
Команде 9 класса
|
Команде 11 класса
|
1. Какое стихотворение было написано
поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января
1815 года при переходе с младшего 3-летнего курса
лицея на старший курс? (
“Воспоминания в
Царском Селе”) |
1. Когда и в связи с чем В.Жуковский
подарил Пушкину свой портрет?
(
После
написания поэмы “Руслан и Людмила”) |
2. Кто из русских литераторов так же, как
и Пушкин, служил в Коллегии иностранных дел? (
А.С.Грибоедов) |
2. Какое стихотворение, открывающее
романтический период в творчестве Пушкина, было
написано в 1820 году на корабле во время переезда
из Феодосии в Гурзуф? (
“К морю”) |
3. К какому произведению эпиграфом была
взята пословица: “Береги честь смолоду”? (
“Капитанская
дочка”) |
3. Назовите 6 произведений А.С.Пушкина, в
которых главную героиню звали Мария. (
“Бахчи-сарайский
фонтан”, “Дубровский”, “Капитанская дочка”,
“Полтава”, “Метель”, “Выстрел”) |
4. В каком стихотворении встречаются
устаревшие слова: персты, зеницы, уста, вещие,
десница, глас, виждь? (
“Пророк”) |
4. Назовите произведение, в первых
строках которого автор определил цель его
создания: “…Воспеть свободу миру, На тронах
поразить порок”? (
“Вольность”) |
5. Какое одинаковое название имеют
романтическая поэма А.С.Пушкина и рассказ
Л.Н.Толстого? (
“Кавказский пленник”) |
5. В каких произведениях А.С. Пушкина
описывается Петр I? (
“Полтава”, “Медный
всадник”, “Арап Петра великого”) |
Кому посвящено стихотворение?
6. “Я помню чудное мгновенье…” (
А.Керн) |
6. “Талисман” (
Воронцовой) |
7. “Я вас любил…” (
К.
Сабаньской) |
7. “Я вас любил…” (
К.
Сабаньской) |
Из каких произведений эти строки?
8. Глаголом жги сердца людей… (
“Пророк”) |
8. Я гимны прежние пою… (
“Арион”) |
9. Мой друг, отчизне посвятим… (
“Чадаеву”) |
9. Склонитесь первые главой… (
“Вольность”) |
10. Здравствуй племя молодое… (
“Вновь
я посетил…”) |
10. Да здравствует солнце…(
“Вакхническая
песня”) |
11. Наставникам, хранившим… (
“19
октября 1825г.”) |
11. Прощай, свободная стихия… (
“К
морю”) |
О ком поэт пишет?
12. Мой первый друг, мой друг
бесценный… (
И.Пущин) |
12. Друзья мои, прекрасен наш
союз… (
лицеисты) |
13. Его стихов пленительная
сладость пройдет веков завистливую даль… (
В.Жуковский) |
13. Подруга дней моих суровых… (
няня
Арина Родионовна) |
Знаете ли вы героев пушкинских
произведений?
14. Когда был не в духе,
насвистывал: “Гром победы раздавайся!” (
Троекуров) |
14. Наряжалась в крестьянское
платье, идя на свидание (
Лиза Муромская) |
15. Делал змея из географической
карты (
Гринев) |
15. Заблудился по дороге на
венчание (
Владимир из повести “Метель”) |
16. Была похищена в день свадьбы (
Маша
Троекурова) |
16. Казался русским, а носил
иностранное имя (
Сильвио) |
Что вы знаете о романе “Евгений
Онегин”?
17. Кому посвящен роман? (
Плетневу) |
17. В каком году родился Онегин? (
1796) |
18. Зимой или летом произошло
первое объяснение Татьяны и Онегина? (
Летом) |
18. Фамилию, какого персонажа
комедии Фонвизина “Недоросль”, упоминает
Пушкин? (
Скотинин) |
19. Каким было отчество Татьяны? (
Дмитриевна) |
19. К кому из русских поэтов
обращается Пушкин в 30 строфе 3 главы, называя
“певцом пиров и грусти томной” (
Баратынский) |
20. Какое произведение написано
раньше “Евгений Онегин” или “Горе от ума”? (
“Евгений
Онегин”) |
20. Давно ли знакомы Ольга и
Ленский? (
с детства) |
Кто из героев романа “Евгений Онегин”
подходит под следующее описание:
21. Острижен по последней моде… (
Онегин) |
21. Дика, печальна, молчалива… (
Татьяна) |
22. Всегда скромна… (
Ольга) |
22. В книгах не видал вреда, он не
читал их никогда и почитал пустой игрушкой. (
Отец
Татьяны и Ольги) |
23. Корсет носила очень узкий… (
мать
Татьяны и Ольги) |
23. Красавец в полном цвете лет… (
Ленский) |
24. Лет сорок с ключницей
бранился… (
дядя Онегина) |
24. Капусту садит как Гораций,
разводит уток и гусей и учит азбуке детей (
Зарецкий) |
Энциклопедия русской жизни.
25. О чем говорили соседи-помещики
Онегина? (
О сенокосе, о вине, о псарне, о своей
родне) |
25. …быть можно дельным
человеком… Только ли Онегина защищает Пушкин? (
и
себя) |
26. Служив отлично благородно…
Что это значит? () |
26. Когда Онегин являлся на бал? (
После
12 часов, во время мазурки) |
27. Какие правила дуэли нарушил
Зорич? (
Не примирял; секундантом – слуга;
Онегин опоздал на дуэль) |
27. На расстоянии скольких шагов
стрелялись Онегин и Ленский? А Пушкин и Дантес? (
32
шагов; 20 шагов) |
28. Какие трагические детали в
своей судьбе предугадал Пушкин? (
Гибель на
дуэли) |
28. Татьяна русская душою. Но… Что
стоит за этим “но”? (
Письмо написано
по-французски) |
29. Чем и с кем торговала Россия в
начале 19 века? (
лесом и салом ; с Францией и
Англией) |
29. В какой области мог бы успешно
реализовать себя Онегин? (
В экономике) |
Что? Где? Когда?
30. Какого возраста был муж
Татьяны? (
за 30 лет, “родня и друг”) |
30. Мой брат двоюродный Буянов, в
пуху, в картузе с козырьком… Какое родство имел в
виду Пушкин? (
Герой произведения Василия
Пушкина – дяди поэта) |
31. Зачем девушки в именье Лариных
пели песни, собирая ягоды? (
Чтобы не есть их) |
31. Какое варенье подавали к столу
у Лариных? (
Вишневое) |
32. Носил ли Онегин усы? (
Нет; усы
могли носить только военные) |
32. И обновила, наконец, на вате
шлафор и чепец. Кто и что? (
мать Татьяны; ночной
халат) |
33. В чертах у Ольги жизни нет,
точь-в-точь в Вандиковой. О каком художнике
упоминает Пушкин? (
Ван-Дейк) |
33. Облатка розовая сохнет на
воспаленном языке. Что сохнет? (
Круглая
бумажная наклейка) |
34. Надев широкий боливар, Онегин
…Что надел Онегин? (
Шляпу) |
34. К
Talon помчался он… Куда и
во сколько поехал Онегин? (
в ресторан в 16.00) |
35. Поговорить о Ювенале, в конце
письма поставить Vale… Что это значит? (
На латыни
пожелание здоровья) |
35. Зато читал Адама Смита… Кто
это? (
английский экономист) |
36. Ученый малый, но педант… Что
это значит? (
принципы и взгляды расходятся со
взглядами светского общества) |
36. Пока недремлющий брегет не
прозвонит ему обед… Что такое брегет? (карманные
часы с боем, названы в честь французского
механика) |
37. В райке нетерпеливо плещут…
Что такое раек? ( Самые дешевые места в театре,
верхний ярус балконов) |
37. Давно ее воображенье алкало
пищи роковой… Что означает слово алкать? (
Голодать) |
38. Семинаристы в желтой шали и
академики в чепце… Кто это? (
Ученые женщины) |
38. Скажу без блесток
мадригальных… Что это значит? (
Пустые
любезности, комплименты) |
39. И вот сосед велеречивый привез
торжественно ответ… Какую черту характера
описывает слово “велеречивый”? (
Болтливость) |
39. Кий на бильярде отдыхал, на
снятом канапе лежал манежный хлыстик… Что такое
канапе? (
Диван) |
40. Архивны юноши толпою на Таню
чопорно глядят… Кто это такие? (
Служащие в
архиве Министерства иностранных дел) |
40. Он счастлив, если ей накинет
боа пушистый на плечо… Что такое боа? (
Длинный
узкий шарф из пушистого меха или перьев,
принадлежность бального туалета) |
Якуничкина Татьяна Григорьевна,
заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
{SL_links}
Вернуться назад
|