Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Особенности строения и функции обонятельного анализатора Особенности строения и функции обонятельного анализатора28 января 2008. Разместил: lessons |
Урок в 8-м классе, обучающемся по УМК Н.И.Сонина
Задачи урока:
Оборудование: таблицы “Обонятельный и вкусовой анализаторы”, “Зоны коры больших полушарий”, схема “Строение обонятельного анализатора”, живые объекты: цветущие растения, символ урока – роза, набор ароматических веществ с нейтральными запахами. Этапы урока. 1. Вступление – мотивация к деятельности. 2. Основной этап – особенности обонятельного анализатора. 3. Оздоровительный этап – физкультминутка. 4. Межпредметный этап – влияние химических веществ на анализатор. 5. Деятельностный этап – практическая работа. 6. Заключение – рефлексия. ХОД УРОКА Учитель:
В кабинете появляются ребята, непохожие на присутствующих в классе – “инопланетяне”. У одного из них в руках диск. 1-й инопланетянин: Наши службы слежения задержали космический корабль. На его борту мы нашли вот этот диск (показывает). 2-й инопланетянин: Давайте попробуем расшифровать информацию. Получилось! 3-й инопланетянин: (читает) Мы – жители планеты Земля ищем во Вселенной братьев по разуму. Наша планета находится в Солнечной системе, она – третья от Солнца. Земля – голубая планета, она заселена разными живыми организмами. Среди них самый развитый – человек разумный. Красоту своей планеты он ощущает с помощью органов чувств. В нашем мире есть краски, звуки, запахи… 1-й инопланетянин: Что значит “ощущать”? 2-й инопланетянин: Что значит “запах”? 3-й инопланетянин: Давайте полетим на эту планету и всё узнаем на месте. Уходят. Затем входят в класс. 1-й инопланетянин: Куда мы попали? Учитель: Вы находитесь на планете Земля, в 8 “..” классе, 36 школы, города Владимира. Наш урок посвящён строению и функциям обонятельного анализатора. Присоединяйтесь и вы узнаете много нового и интересного. Вопрос: Вспомним то, что мы изучали в 7 классе. Что такое обоняние и зачем оно нужно животным? Обоняние – восприятие животными и человеком посредством соответствующих органов определенного свойства (запаха) химических соединений в окружающей среде. Обоняние служит животным для поиска и выбора пищи, выслеживания добычи, спасения от врага, для биоориентации и биокоммуникации (мечение территории, отыскание и узнавание полового партнера). Обонятельный анализатор, будучи одним из древнейших анализаторов, прошел чрезвычайно длительный путь эволюции. Специфическими раздражителями для него служат химические вещества, оказывающие воздействие на рецепторы. У относительно низкоорганизованных водных животных трудно установить различие между органами обоняния и вкуса, т. к. и на те и на другие воздействуют химические вещества, растворенные в воде и непосредственно контактирующие с рецепторами. У более высокоорганизованных животных, например, членистоногих, рецепторы дифференцируются: орган вкуса реагирует на вещества, растворенные в воде, а орган обоняния – на частицы веществ, находящиеся в воздухе. Обонятельный анализатор имеет большое значение для определения состава пищи и вдыхаемого воздуха. Многие животные используют обоняние для ориентации во внешней среде, обнаружения пищи, оценки ее качества, узнавания других животных. Большинство млекопитающих обладает хорошо развитым обонянием: сумчатые, насекомоядные, грызуны, жвачные копытные, хищники. Собака находит своего хозяина по запаху следов от его обуви. Она различает запах поваренной соли в ничтожно малом разбавлении, а человек вообще не ощущает его. Плохо развит этот орган у птиц, приматов. Рассмотрим строение обонятельного анализатора человека. Для этого вспомним строение анализатора (периферический отдел --> проводниковый отдел --> центральный отдел). Функции каждой части анализатора (рецепторы – обнаружение и различение сигналов, преобразование и кодирование сигналов; чувствительные нервы – передача нервных импульсов; кора больших полушарий – анализ, классификация и опознание сигнала). Учитель объясняет строение и работу анализатора, используя программу 1С Биология (схема строения обонятельного эпителия и строение обонятельных луковиц). У человека орган обоняния расположен в верхнем отделе носовой полости и имеет площадь около 2,5 кв. см. Область обоняния включает слизистую оболочку, которая покрывает верхнюю часть перегородки носа. Рецепторный слой слизистой оболочки представлен обонятельными нейросенсорными клетками (эпителиоцитами), которые воспринимают присутствие пахучих веществ. Под клетками обоняния лежат поддерживающие (опорные) клетки. В слизистой оболочке находятся боуменовы железы, секрет которых увлажняет поверхность рецепторного слоя. Периферические отростки клеток обоняния несут на себе обонятельные реснички, а центральные отростки формируют около 15 – 30 обонятельных нервов. Молекулы пахучих веществ, попадая в носовую полость вместе с воздухом, проникают в обонятельные клетки через оболочки, содержащие жироподобные вещества – липиды. Там они взаимодействуют с белками, при этом генерируется нервный импульс, который передается по обонятельным нервам в корковый центр обонятельного анализатора. Проводится физкультминутка (комплекс упражнений на дыхание).
Химик: Пахучие вещества проникают в носовую
полость и из ротовой полости через носовые ходы
(при вдохе во время еды). Сильно пахнущие вещества
раздражают не только обонятельные клетки, но и
окончания тройничного нерва, вызывая защитные
рефлексы: чихание, кашель. Учитель: А сейчас познакомьтесь с влиянием запахов на организм человека.
2-й химик: Приятные запахи способствуют
улучшению самочувствия человека, а неприятные
могут оказывать угнетающее влияние, вызывать
различные отрицательные реакции вплоть до
тошноты, рвоты, обморока (от сероводорода,
бензина и пр.). Они способны изменять температуру
кожи, вызывать отвращение к пище или отказ от неё,
обострять чувствительность нервной системы,
вести к подавленности, раздражительности.
Ароматерапевт: Ароматерапия – это лечение
благородными запахами. С незапамятных времен
люди пользовались щедрым и обаятельным даром
природы – ароматами. В древности на Востоке при
строительстве мечетей в раствор по секретным
рецептам добавляли специальные вещества, запах
которых манил людей, создавал благотворную
обстановку. Запах ладана, по церковным канонам,
привлекает небесные силы, помогает в храме
общению с Всевышним. По этой же причине и
помещения для медитации окуриваются
благовониями. Среди разнообразия растительного
мира еще в древности человек обратил внимание на
растения с приятным или острым ароматом, липкие
на ощупь. Он обнаружил в них ценнейшие
ароматические вещества – эфирные масла – и
научился их выделять.
3-й химик: А пищевая промышленность почти
повсеместно использует искусственные ароматы.
Будь то куриный супчик или малиновый пудинг –
птица или лесные ягоды присутствуют в этих
яствах лишь в виде названия да яркой картинки на
упаковке. Чудодейственные вещества, которые
насыщают вкусом и запахом нашу повседневную
пищу, – это искусственные ароматизаторы. Не будь
их, выбор товаров в магазинах был бы куда беднее.
Так, например, всего мирового урожая клубники не
хватило бы на то, чтобы удовлетворить спрос на
продукты с клубничным вкусом. Учитель: Теперь мы познакомимся с земными запахами. Лаборанты выдают на столы образцы запахов и инструктивные карточки. Практическая работа. “Распознавание пахучих веществ”. Цель: познакомиться с особенностями распознавания различных пахучих веществ; выяснить, какие вещества вызывают неприятные ощущения. Оборудование: на каждый стол по 5 картонных полосок с наклеенными кусочками поролона, пропитанных различными пахучими веществами:
ХОД РАБОТЫ 1. Возьмите поочерёдно полоски картона и плавными колебательными движениями поднесите к носу, делая несколько сильных и коротких вдохов. При нормальном дыхании вы будете ощущать запах. Определите вещество, данные занесите в тетрадь. 2. Задержите дыхание на некоторое время. Чувствуете ли вы запах? 3. Произведите несколько резких коротких нюхательных движений. Они особенно благоприятны для работы органа обоняния. При быстрых коротких вдохах воздух вихревыми движениями достигает непосредственно обонятельные рецепторы. При этом запах ощущается сильнее.
Подведение итогов работы. Учитель: Около 90 % информации поступает к человеку через глаза, 5 % – через уши и только 2 % – через обоняние. Но обоняние – чрезвычайно сильный канал, так как он воздействует непосредственно на подсознание, а значит и на наши чувства, мышление, поведение. Учитель просит закрыть учащихся глаза и разбрызгивает по классу апельсиновое масло (можно любое, знакомое детям, ароматическое вещество). Учитель: Что вы представили, ощутив запах? Ассоциации учащихся: Свежесть после дождя. Новый год. Стакан апельсинового сока. Учитель: Почему у вас возникли такие ассоциации? Учащиеся: Все анализаторы связаны на уровне коры. Это ведёт к целостному восприятию окружающего мира и адаптирует организм к окружающей среде. Ассоциативные зоны коры больших полушарий воспроизводят ранее увиденные образы на основании запаха. Варианты домашнего задания: Составить синквейн, нарисовать “запах” дома. Учитель с розой в руках:
Дети в состоянии вдохновения уходят с урока.
Безукладнова Елена Дмитриевна, учитель биологии,
СШ № 36, г. Владимир Вернуться назад |