Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание, Методики > Секреты Золушки Секреты Золушки29 января 2008. Разместил: lessons |
Конференция идей
Какое место отводится технологии в списке школьных предметов? Уж, конечно, не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на урок технологии и выполняли домашнее задание с интересом и творчески? Перевести свой предмет из разряда второстепенных в число любимых мне помогло применение нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий. Представленная здесь разработка "Конференция идей" может использоваться как для урока, так и для проведения классного часа. Важно создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины" и стимулировать их активность и творчество.
Все начинается с любви -
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка,
Все начинается с любви.
Р. Рождественский. Цель: создать условия для:
Оборудование: средства химической чистки одежды, образцы СМС, чистящие и моющие средства и приспособления, рекламные проспекты СМС. Подготовительная работа: сформулировать тему конференции и ее задачи, направив усилия учащихся на подготовку вопросов самостоятельно.
Рекомендуемые источники информации: энциклопедии домашнего хозяйства, “Секреты домашнего хозяйства” Н. П. Коноплевой, “Эта книжка для вас, девочки” С. Могилевской, “Книга полезных советов” А. Ус, родители, родственники, знакомые.
1.Постановка задач и актуализация опорных знаний. Учитель: Профессии домохозяйки нет, ей нигде не обучают. Есть учебные заведения, готовящие кулинаров, швей, экономистов, работников химчисток, прачечных и т.п. А занимаясь домашним хозяйством, мы должны владеть сразу всеми этими и многими другими специальностями. Словом, ведение домашнего хозяйства требует высокой квалификации, универсальных знаний и разнообразных навыков. Домашнее хозяйство – вторая профессия каждого. Для иных – нелюбимая, от нее стараются избавиться, уклониться. И все же рано или поздно ее никому не избежать. Так давайте сделаем ее для себя интересной, любимой, творческой! Воспользуемся накопленным опытом хороших, ловких хозяек, позаимствуем их секреты, а кое-где придумаем и изобретем сами. Прежде чем я предоставлю слово участникам конференции для выступлений, хочу обратить ваше внимание на три правила, которых мы все должны придерживаться.
2. Выступления учащихся – генерирование идей. На данном этапе учитель должен руководить ходом конференции, тактично останавливая выступления не по теме, заполняя паузы, подталкивая коллективную мысль, задавая наводящие вопросы. Учитель: Итак, первый вопрос нашей конференции посвящен стирке. Вдумаемся, в чем же состоит стирка. Зачем для очистки от загрязнений ткань надо обязательно намочить в воде, причем лучше в горячей? Как действуют моющие средства? Какие секреты стирки известны вам? Примерные выступления учащихся: 1-я ученица: Смысл стирки в том, что вода растворяет частички грязи, прочно запутавшиеся в волокнах ткани. Причем горячая вода справляется с этим лучше, чем холодная. Поскольку процесс растворения требует времени, белье перед стиркой обычно замачивают на несколько часов. При замачивании волокна ткани набухают, расширяются и запутавшиеся в них грязевые частицы освобождаются. Но если на этом процесс прекратить, грязевые частицы снова осядут на белье, потому что они имеют положительный заряд, а ткань – отрицательный. Одновременно действуют и силы поверхностного натяжения воды, которые притягивают инородные частицы. Вот здесь не обойтись без моющих средств: мыла или порошка. Эти средства содержат щелочи, которые ускоряют растворение грязи. При реакции щелочей с солями загрязнений образуются отрицательные ионы и грязь отталкивается от ткани. А еще в состав моющих средств входят поверхностно-активные вещества (ПАВ). Их действие не химическое, а физическое: молекулы ПАВ оседают на водной границе и снижают ее поверхностное натяжение в несколько раз. Поэтому частицы грязи уже не притягиваются к ткани с такой силой. Кроме того, они начинают отталкиваются от ткани и друг от друга, т.к. ПАВ образует вокруг каждой из них молекулярную оболочку. Теперь просто нужно механическое воздействие, чтобы “выбить” грязь из ткани. Эту функцию и выполняют наши руки или стиральные машины. Но выбирать СМС нужно в зависимости от вида ткани. Так, например, щелочные моющие средства совершенно непригодны для стирки шерстяных тканей. Их волокна состоят из белкового вещества – кератина, которое под действием щелочей разрушается. Для одежды из шерсти, шелка, тонких и нежных тканей существуют специальные порошки. Кроме того, исследования показали, что при стирке неспециализированным порошком цвет одежды теряет до 25% своей яркости уже после 3 стирок. Поэтому, прежде чем купить порошок, необходимо внимательно прочитать, для каких тканей он предназначен. А еще очень важно соблюдать температурный режим стирки. Белые хлопчатобумажные и льняные ткани можно кипятить, изделия из цветных тканей с устойчивыми красителями стирают при температуре воды 60 градусов, а шерсть и ткани с неустойчивыми красителями стирают при температуре до 40 градусов. Ярлыки на одежде “подскажут”, из какой ткани эта одежда и как с ней обращаться. Учитель: Кто хочет дополнить ответ? 2-я ученица: Всякая стирка оканчивается полосканием. Моя бабушка утверждает, что полоскать нужно несколько раз, постепенно понижая температуру воды. Последнее полоскание должно проходить в холодной воде. Дело в том, что замачивание и стирка в горячей воде нарушают структуру ткани. При сушке эта деформация может сохраниться, и ткань потеряет прежний вид. А при постепенном понижении температуры воды при полоскании волокна ткани сжимаются, принимая прежнее положение и выталкивая оставшиеся частицы грязи. Еще для того, чтобы уменьшить загрязнение одежды, бабушка добавляет в воду при полоскании антистатик. Ведь от того, как сильно электризуется ткань, зависит и скорость ее загрязнения. Действие антистатика состоит в том, что на поверхности материала образуется тончайшая пленка, которая притягивает влагу. Благодаря этому электрическое сопротивление волокон уменьшается, и электростатические заряды легко стекают в землю. 3-ученица: Если при замачивании белья в воду добавить соль (2 стол. ложки на 5-6 л воды) или уксус (1 стол. ложку), то ткань не полиняет, а цвет ее станет ярче. 4-я ученица: Джинсы нужно стирать, вывернув их наизнанку и застегнув молнию, при температуре не выше 40 градусов. Выкручивать их не надо, пусть вода сама стечет. 5-я ученица: Тонкие кружева нельзя тереть и выкручивать. Моя мама стирает их в банке наполовину заполненной теплой водой с порошком, плотно закрыв ее крышкой и все время интенсивно встряхивая. 6-я ученица: Шерстяные вещи нельзя выкручивать и развешивать. После стирки их заворачивают на несколько минут в махровое полотенце, потом раскладывают до полного высыхания в горизонтальном положении на толстую сухую ткань, время от времени снова заменяя ее на сухую. Учитель: Если все желающие поделились своими секретами стирки, переходим к следующему вопросу: правила глажения. Кто хочет высказаться? Примерные выступления учащихся: 7-я ученица: Прежде чем начать гладить вещь, надо провести утюгом по чистому сухому лоскуту ткани – проверить чистоту и нагрев утюга. Гладить нужно слева направо, переходя от широкой части вещи к узкой. Сначала гладят мелкие детали: манжеты, воротники, рукава, карманы, а потом крупные. Постельное белье, полотенца, скатерти гладят с лицевой стороны. Все цветные вещи, шелковые и трикотажные – с изнанки. 8-я ученица: Накрахмаленные вещи лучше гладить влажными, горячим утюгом, сначала с изнаночной, а затем с лицевой стороны. 9-я ученица: Для того, чтобы стрелки на брюках держались дольше, их нужно смочить раствором воды и уксуса в равных частях и высушить утюгом через марлю. Учитель: Сколько огорчений доставляет случайное пятно на одежде! И здесь на помощь нам придут старинные народные рецепты, которые с большим успехом используются до сих пор и современные средства чистки. Кто хочет поделиться своим фирменным способом выведения пятен? Выступления учащихся. Учитель: Наша обувь тоже требует определенного ухода. Стоптанные каблуки и грязные разводы на туфлях способны испортить впечатление от самого изысканного туалета. Какие правила ухода за обувью существуют у вас дома? Выступления учащихся. 3. Этап отбора наиболее значимых идей. На этом этапе критика разрешается. Учитель стимулирует активность учащихся. Учитель: Давайте из нашего сегодняшнего разговора выберем основные, самые значимые идеи, которые возьмем на вооружение. Основные правила, которые надо соблюдать при стирке:
Общее правило глажения: гладить надо справа налево, переходя от широкой части к узкой, от мелких деталей к крупным. Кроме того:
Все препараты бытовой химии можно разделить по принципу действия на такие группы:
В любом доме наверняка найдутся все эти реактивы: большой выбор кислот с различными свойствами содержат лимоны, простокваша, квашеная капуста. Это – растворители. Щелочи – это мыло, сода, стиральный порошок. Отчасти и их можно считать растворителями, но некоторые служат адсорбентами. Хорошие адсорбенты также спитой чай, крахмал, соль. Есть дома и традиционные чистящие вещества: нашатырный спирт, скипидар, бензин, молоко, уксус, толченый мел. Главное правило в уходе за обувью: чистить обувь необходимо, когда возвращаешься с улицы, а не когда выходишь из дома. Сушить кожаную обувь следует при комнатной температуре, набив ее газетной бумагой. Крем наносится только на чистую сухую поверхность обуви. Лучше это делать вечером, а утром обувь натереть до блеска. 4. Подведение итогов. Выставление оценок. Заключительное слово учителя: Для каждого из нас занятие домашним хозяйством – вторая смена после основной работы или учебы. Так пусть она будет покороче, полегче и пройдет веселее. Пусть удобнее и радостнее живется нам в нашем доме. Помните, как знаменитый Том Сойер белил забор? Пока он считал свою работу наказанием, никто из беззаботно пробегавших мимо приятелей не соглашался разделить с ним компанию. Не помогло даже обещание подарить за помощь красивый белый шарик с мраморными жилками… Но вот Том представил себя художником, занятым любимым, интересным делом. Он вдохновенно водил кистью, изредка останавливаясь, чтобы полюбоваться своей работой и добавить мазок-другой. Его приятели стали посматривать на него с завистью, а Том говорил: “Небось не каждый день достается нашему брату белить забор!” Наконец ребята уговорили его дать и им попробовать побелить. Пришлось для этого даже установить очередь, а Том еще и кучу подарков получил за то, что уступил товарищам свое место работы. Общими усилиями забор быстро покрыли в три слоя. Покрыли бы и четвертым, да кончилась известка. Если вы постараетесь подойти к домашним делам творчески, то убедитесь, что в каждодневных, обыденных заботах вас ждут полезные открытия и находки!
Боброва Лариса Витальевна, учитель, школа-интернат № 38, г. Ростов-на-Дону Вернуться назад |