{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Весенние > Здравствуй, Масленица!
{LF_links}

Здравствуй, Масленица!


26 февраля 2008. Разместил: lessons
В основу урока заложена идея возрождения традиций и обрядов русских народных праздников. Практическая реализация идеи позволяет овладеть технологией изготовления изделий из соленого теста в сочетании с природными материалами.
Изделие: Весенний венок.

Цель урока: Возрождение традиций праздника с привлечением детей к созданию одного из характерных элементов.

Задачи:

Знакомство с традициями и обрядами данного праздника.

Выделение существенного элемента – весеннего венка.

Изготовление венка как символа народного праздника Масленицы.

Оформление доски и наглядные пособия:

Тема урока.

Название практической работы.

Работы учащихся - сувениры и венки к различным праздникам.
Различные атрибуты Масленицы: подвешенные птички, пряники в виде птичек и домашних животных из ржаной муки, весенние венки и подсвечники; накрытый стол с самоваром и блинами; плакаты, отражающие темы весны и Масленицы и т.д.

Литература.

Учебно-методическая выставка.

Материалы и оборудование:

Окрашенное соленое тесто, семена растений, крупы, солома, стеки, зубочистка, вода, баночки для теста.

Рабочее место

 

Работа выполняется по этапам:

Выполнение основы венка.

Изготовление птичек, весенних цветов.

Композиционное расположение птичек, цветов и листьев на основе.

Оформление венка.

Итог урока

Что нового узнали? Чему научились? Отметить лучшие работы.

Пусть ваше поздравление, подарок во всех отношениях, будет маленьким рукотворным чудом. Ту радость, которую вы доставите окружающим, ту выдумку и фантазию нельзя купить ни за какие деньги. Вместе с подарком ты подаришь свою любовь, добрую энергию и частичку своей души.

Традиционно ни один праздник не обходится без чаепития. Дежурные накрывают столы, приглашают гостей за стол.

Включить музыку.

Организационный момент.

Чаепитие.

ХОД УРОКА:

Организационный момент 2-3 минуты.

Теоретическая часть. Знакомство с традициями и обрядами русского праздника Масленицы - 25 минут.

Практическая работа. Изготовление весеннего венка как символа народного праздника Масленицы - 35 минут.

Подведение итогов 2-3 минуты.

Уборка рабочего места 2-3 минуты.

Сервировка стола. Чаепитие 10 минут.

1 час 20 минут

Теоретическая часть

Знакомство с традициями и обрядами русского праздника Масленицы.

Звучит весенняя, легкая музыка.

Широкая, Масленица,

Мы тобой хвалимся

На горах катаемся,

Блинами наедаемся

Ведущий: Вот и пришла оттепель, осели, замаслились на солнце сугробы, и, кажется, уже не угомонить весенних воробьев. Даже черные галки завели свои хороводы, и их гомон манит куда-то. Люди выходят на улицу, глядят на ошалевших птиц, на солнце. Вот и прошла зима! Голод, холод - все позади. Радость и весна наполняют душу. В такой день - говорили в народе, - у Бога все равны.

А как встречали весну? С весельем!.. Как провожали зиму? Со смехом!

Румяные, как солнце, блины, длинные хороводы, катание с гор, бесконечные песни... Вот они главные приметы праздника весны - широкой Масленицы. Веселились неделю. А потом: пост, сосредоточенная молитва, во всем воздержание. "Пируй, пока Масленица, да о посте вспоминай без маслица".

- Ребята, как вы думаете, почему весенний праздник называется Масленица? (От обильной масляной еды, которой полагалось угощаться всю масленую неделю)

Масленицу праздновали и в деревнях, и в городах, и в крестьянских избах, и в царских дворцах.

Масленица как бы соединяла зиму и лето, обычно приходилась на конец февраля.

Ой, Масленица, растянись!
За белую березу зацепись!
Скажи: Масленице семь годков,
А нашей Масленице семь деньков.

Каждый день Масленицы имел свое название:

понедельник – Встреча

вторник – Заигрыши

среда – Лакомка

четверг – Разгул, Перелом, Широкий четверг

пятница – Тещины вечерки

суббота – Золовкины посиделки

воскресение – Прощенный день

Степенный народ встречу Масленицы начинал посещением родных. Дети, устроив снежные горы, скороговоркою причитали:

Дети: Душа ль ты, моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Уж, ты ль моя, Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, деточка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Ведущий: На заигрыши с утра приглашали девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов.

На лакомки тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

В широкий четверг начинался масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды.

На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. Приглашения бывают почетные, со всею родней к обеду, или запросто на ужин.

Прощение между родными и знакомыми происходило вечером. Прощаться приходили родные к старшему в роде. Прощаясь говорили: "Прости меня, пожалуй, если в чем виноват перед тобою". Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощение перед домашними бывало после ужина, перед сном. Здесь дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения.

Так проходила масленая неделя. С первого же дня народ старался отпраздновать ее как можно веселее, богаче, сытнее -считалось, что тогда и весь предстоящий год будет благополучным и сытным.

Уже с понедельника повсюду пекли блины - главное масленичное угощение. Блин напоминал своей формой солнце -солнце которое земледелец призывал к себе в помощь в эти дни.

Рецепт приготовления блинов был у каждой хозяйки свой и держался в секрете от соседок.

Одни ставили тесто на снеговой воде, на дворе, когда выходил месяц, и приговаривали: Месяц, ты месяц, Золотые твои рожки! Выглянь в окошко, Подуй на опару!

Другие выходили вечером готовить тесто на речке, к колодцу или к озеру и ждали появления на небе звезд.

И у всех блины должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными.В некоторых деревнях хозяйки выносили первый блин на двор и клали на землю - в дар грядущей весне, чтобы солнце скорее пригрело поля.

Кое-где был и другой обычай: хозяйка посылала сына с блинами на огород: мальчик скакал верхом на кочерге, бегал по огороду и кричал:

Прощай, зима холодная,

Приходи, лето красное!

Соху мне, борону –

И пахать пойду!

Давайте и мы с вами сегодня повеселимся на славу! Здравствуй, широкая Масленица!

Звучит веселая плясовая музыка. Выбегает Петрушка верхом на палочке, затем бросает ее в угол и громко выкрикивает.

Петрушка: А вот и я! Здорово, ребятишки - веселые парнишки! Здрассьте, славные девчушки - быстроглазые вострушки! Здрассьте и вам - моложавые старички, да нарумяненные старушки! Держите ушки на макушке! Я пришел вас позабавить, да и с праздником поздравить! Праздник начинается. Масленица разгуляется! Всем, всем мое почтение! Начинаем представление!

Выбегает радостно рыча "Медведь" (ряженый). Выносит чучело-Масленицу, ставит его на видное место, смотрит в публику, трет "лапой" затылок и говорит:

Медведь: Ой, сколько здесь народу! Петруша, а, Петруша, что они здесь делают? Почему здесь так много ребятишек-шалунишек? Это школа, что ли?

Петрушка: Э, Михайло Потапыч, да ты забыл что ли? Ведь мы с тобой здесь и раньше бывали на Масленице! Это праздник.

Медведь: Ой, и впрямь забыл! Да вот уж вспомнил, какие вкусные блины с медом нам подавали, да так напоили пивом, что я едва до лесу добрался и спал до самого лета!

Петрушка: Пришли мы к вам с блинами маслеными, подарками весенними.

Медведь: Только угощениями потчевать, да призами одаривать будем не за глазки красивые, а за ваши знания и старания.

Петрушка: Начинается викторина весенняя. Кто ответ на вопрос знает - первый руку поднимает. Правильно отвечает - жетон получает. Кто жетон получает - того приз ожидает.

Петрушка читает вопрос, Медведь жетон в виде солнышка за правильный ответ вручает.

ВИКТОРИНА

Приметы весны:

Увидел грача – весну встречай.

Март сухой, да мокрый май – будет каша и каравай.

Апрель с водою, май с травою.

Май холодный – год хлебородный

Комара нет весною – значит лето будет сухое

Как в народе называли:

Март – протальник и капельник

Апрель – снегогон, водолей, березень

Май – травень, цветень

Как народ готовился к встрече весны

Веснянки (какие заклички о весне вы знаете?)

Фигурки из теста (почему люди лепили фигурки животных из теста?)

Праздник встречи весны (сколько дней отмечали масленицу?)

Пословицы о весне:

Весенний дождь лишним не бывает

Весна красна цветами, а осень – пирогами.

Пришел марток – одевай семеро порток

Петрушка: Пора итоги подводить. Бери, Мишка, короб расписной – призы раздавать.

Раздают по количеству жетонов подарки

Ведущий: Хорошо повеселились? Как говорится, "делу время, потехе час". Это крылатое выражение написал на книге о соколиной охоте отец Петра I, царь Алексей Михайлович. Как видите, отдых в почете был у русских царей. А про отношение простого народа к праздникам и говорить нечего. Оно всегда было прекрасным. Повеселились хорошо, пришло время и поработать.

Практическая работа:

Изготовление венка как символа народного праздника Масленицы.

Материалы и инструменты:

Окрашенное соленое тесто, семена растений, крупы, солома, стеки, зубочистка, вода, баночки для теста.

Обратите внимание на сувениры, венки и подсвечники, сделанные учащимися к различным праздникам.

ТБ при работе с соленым тестом.

Проверка готовности к работе.

Работа по выполнению изделия проводится поэтапно вместе с учителем:

Выполнение основы венка;

Изготовление птички из соленого теста в сочетании с природными материалами: семена растений, гвоздика, крупы:

  • Деление комочка теста от центра к части путем выдавливания головы, хвоста, помня образ и зная форму.
  • Вытягивание выступающей части методом прищепа с черновой проработкой формы.
  • Выравнивание и заглаживание игрушки,
  • Декорирование - долепка мелких деталей - крыльев, хвоста и т.д.
  • Тиснение глаз, рта, узора с применением несложных инструментов: зубочистки, стеки.
  • Комбинирование с природными материалами: крупами, семенами растений.

Изготовление весенних цветов из соленого теста в сочетании с природными материалами: гвоздика, семена дыни, арбуза и т.д.:

  • Подснежник (голубой) - Раскатать шарик, стеком сделать лепешку, скатать в трубочку. Слепить 5 лепестков. Укрепить вокруг трубочки.
  • Гвоздика (красная), мать-и-мачеха (желтая) - Из раскатанного теста вырезать стеком полоску. Нарезать "лапшу", скатать в трубочку, расправить бахрому.
  • Медуница (желтая) - Раскатать 5 шариков, стеком сделать лепешки. С 1 кружка скатать трубочку-центр цветка. Остальные расположить вокруг.
  • Первоцвет (голубой), купава (желтая) - Скатать маленькие шарики, сделать тиснение фломастером.

Композиционное расположение птичек, весенних цветов и листьев на основе.

Оформление венка.

По ходу объяснения технологических приемов изготовления венка, птичек, цветов связывать с языческими обрядами:

Почему венок делаем на Масленицу , т.к. круглый в форме солнца.

Почему используем семена растений, крупы? Чтобы вырос хороший урожай и т.д.

Общая выставка детских работ.

Обсуждение детьми результатов работы. Определение лучших работ . 

Прощание с Масленицей

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Напекли мы вам поесть

Сотен пять, а может шесть.

Угощение на славу,

А ребятам на забаву!

Масленица, прощай!

И на тот год приезжай!

Гори, блин,

Гори, масленица!

Ведущий: Самым оживленным и многолюдным в прощенное воскресенье было прощание с Масленицей-чучелом. Его несли по деревне к костру или к реке. Вокруг чучела плясали шуты и скоморохи. Костер складывали из всякого деревянного хлама: в середине его пылало на шесте старое колесо. Масленицу раздевали и бросали в огонь.

Масленицу провожаем,

Лета, солнца ожидаем.

Когда костер догорал, головешки и пепел собирали и разбрасывали по полю. Ведь зола - хорошее удобрение для посевов и крестьяне это знали.

Уборка рабочего места. Сервировка стола. Чаепитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. Колпакова. А мы просо сеяли. Издательство "Детская литература", 1984

2. Научно-методический журнал. Открытая школа. Издательство "Школа-пресс", 1998

3. Сценарии школьных праздников. Москва. "Школьная пресса", 2000

4. Воспитание школьников. Теоретический научно-методический журнал. Издательство "Школьная пресса", 2000.

5. Изольда Кискальт. Соленое тесто. Москва, 1998.


Ионова Наталья Николаевна, руководитель объединения "Природа и фантазия",
Дворец творчества детей и молодежи, г. Озерск



{SL_links}

Вернуться назад