Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика > Исторический опыт и современные проблемы возрождения культурных традиций российских кадет Исторический опыт и современные проблемы возрождения культурных традиций российских кадет26 февраля 2008. Разместил: lessons |
После упразднения советских общественных организаций, воспитательный процесс в России остался без чёткой программы. Но прежде, чем придумывать новое, надо попытаться оглянуться назад и оценить прошлый опыт. Содержание Часть I – Краткий исторический очерк. Часть II – Современные культурные традиции Омских кадет. Часть I Кадетские корпуса – интереснейшая страница в истории отечественной системы образования и воспитания. Значение накопленного в них опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, так как именно в России кадетские корпуса поначалу были задуманы не как специфические военные школы, а как школы для подготовки высококультурных граждан. Важное место в воспитании и образовании кадет отводилось вопросам эстетического воспитания, благодаря чему из стен кадетских корпусов выходили люди широко образованные, нередко музыкально грамотные, умеющие петь, играть на музыкальных инструментах. Как сказал генерал-лейтенант Адамович, последний начальник ОКК: “Традиционными называются лучшие правила и убеждения, воспринятые от предшественников, хранимые современниками и передаваемые преемникам”. Поэтому для вновь созданного в 1999 году ОКК, особую значимость приобретает использование накопленного за многие годы музыкально–эстетического опыта. История ОКК распадается на 4 периода.
Основатель кадетского корпуса, генерал-губернатор Глазенап так определял цель своего детища: “…дабы наставить юношество в познании должностей человека, в добродетели, смиренномудрии и страхе Божием”. Поэтому, формируя учебную программу Войскового казачьего училища, генерал Глазенап предусмотрел и эстетические занятия, куда была включена музыка, пение и танцы. Так, со временем, танцевальный класс кадетского корпуса приобретает значение своеобразного центра бальной культуры г. Омска. Сразу же юных казачат стали обучать и пению. Важно отметить, что первые музыкальные впечатления воспитанников касались, прежде всего, церковного хорового пения. Уже в первой трети XIX века при училище создается профессиональный казачий певческий хор, который пел в Ильинской церкви, участвовал в городских праздниках. Хоровая культура казачьего училища расцвела в годы управления им полковником Черкасовым. Надо сказать, что этот человек, обладающий недюжими способностями хормейстера, смог поднять исполнительский уровень хора корпуса на ощутимую высоту. В традициях училища было устройство музыкально–литературных гостиных, где осуществлялись театральные постановки. Так в 30-е годы XIX века библиотека училища, пополнением которой занимался лично Глазенап, насчитывала более 150 нотных произведений, в том числе отдельные клавиры Западно–Европейских водевилей и опер. Переход к гимназии сопровождался повышением требований к качеству знаний, увеличилось и количество изучаемых предметов: теперь воспитанников стали обучать игре на фортепиано и скрипке, в учебную программу вводится нотное хоровое пение и теория музыки. Одной из устойчивых традиций корпуса становится сочинение и исполнение музыки “на случай” торжественных празднований и важных событий. Не прекращается в этот период и сотрудничество кадетского хора с оркестром Сибирского казачьего войска. Продолжает свое развитие и церковное хоровое пение в Сибирской военной гимназии. Насколько интенсивно продолжались занятия кадет музыкой на чужбине (в эвакуации в Югославии) судить сложно. Но удалось найти воспоминания одного из последних выпускников корпуса, опубликованных в Нью–Йорском издании журнала “Кадетская перекличка”. Из добытых материалов удалось установить, что в Югославии продолжил свою деятельность и духовой оркестр, и церковный хор, которые выступали перед местными жителями на городских праздниках. И, несмотря на трудные материальные условия, верность кадетским традициям и тесная спайка помогали переносить все лишения. Часть II Кадетские корпуса России на протяжении более двух веков создавали военную касту, проникнутую лучшими культурными историческими традициями. Исключительное внимание в кадетских корпусах придавалось и музыкально-эстетическому воспитанию, направленному на выявление интересов, способностей и склонностей воспитанников в этой области. Наше время-время возрождения традиций, в России воссоздаются кадетские корпуса. В этом плане весьма полезно и просто необходимо использовать отечественный опыт подготовки военных кадров царской России, в том числе и опыт музыкально-эстетического воспитания. С первого дня в возрождённом Омском кадетском корпусе, старейшем учебном заведении Сибири, перед преподавателями и командованием стояла задача создать элитное учебное заведение. И сразу возникла проблема неизученности культурных традиций, ведь воспитанники носят погоны, а это ко многому обязывает. Следовало начать изучение с архивных документов, статей, упоминаний. Спустя время сложилась целостная картина о жизне и быте Омских кадет XIX века со своими богатыми хоровыми, театральными и бальными традициями. Так, с 1999 года в Омском кадетском корпусе ведется работа по возрождению культурных традиций. Следуя истории, центральным культурным событиям является губернаторский кадетский бал, сценарий которого всегда выдержан в рамках вышеупомянутых традиций. Балы проходят с особой пышностью, в лучшем зале города, с присутствием высоких гостей и фейерверком. Основными участниками всех важных концертных мероприятий города являются два кадетских коллектива: танцевальный и вокальный ансамбли. В репертуаре – самые разнообразные танцы и хоровые произведения: от полонеза и церковных песнопений до эстрады. Учитывая время, руководители вводят в работу с коллективами современные методики и, соответственно, репертуар. Но при этом в рамках возрождения бальной и хоровой культуры в творческих коллективах корпуса царит особая атмосфера: тесная спайка кадет разного возраста, взаимопомощь, верность кадетским традициям, дисциплина. Хор корпуса – это особый “организм”, где нет разделения на старших и младших, который живет своей жизнью, со своими порядками, и петь в хоре для кадет, современных подростков, становится престижно, что весьма нехарактерно для современных школьников. Особое значение в работе по восстановлению традиций является введение в курс уроков музыки ряда тем, связанных с культурной и музыкальной жизнью кадет XIX века. Ребята посещают музей, смотрят фотографии, читают дневники воспитанников того времени, погружаясь в особую атмосферу кадетской культуры. Кадеты знакомятся с преподавателями того времени, изучают традиционную бальную культуру, основные бальные танцы, поют кадетские гимны, как когда-то их “воспевали” Омские кадеты XIX века. Такое соприкосновение с историей, осознание традиций кадетского корпуса накладывает особый отпечаток на сознание современного подростка; меняет отношение к собственному существованию в корпусе, воспитывает интерес, уважение к истории, развивает эстетический вкус. До 1990 года воспитание обучающихся осуществлялось в детских общественных организациях, таких как октябрятская, пионерская. После их упразднения воспитательный процесс остался без четкой программы, однако, прежде чем придумывать и реализовывать новые музыкально-эстетические программы, надо попытаться оглянуться назад и оценить прошлый опыт. Сейчас, когда идет этап возрождения культурных традиций России, этот опыт дает возможность наиболее полным образом воссоздать культурные и музыкальные традиции. При этом историческое развитие музыкальных традиций Омских кадет, во все периоды существования корпуса, с его яркой хоровой и бальной культурой, ставит перед собой проблему приоритетов при построении содержания современного воспитания. Сегодня в России существуют около 30 кадетских корпусов, но только Омский относится к ведомству МО РФ, поэтому уникальный опыт образования и воспитания подрастающего поколения должен сочетать традиции и инновации, тем самым обогащая современные установки музыкально-эстетического воспитания юношества.
Исаева Лилия Николаевна, преподаватель основ музыкальной культуры, Омский кадетский корпус, г. Омск-4 Вернуться назад |