Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Школьная театральная студия как механизм реализации индивидуальных образовательных траекторий Школьная театральная студия как механизм реализации индивидуальных образовательных траекторий11 марта 2008. Разместил: lessons |
Театральный механизм можно разделить на этапы с точки зрения индивидуального образовательного движения ребенка, сопровождающего его культурный интерес. Выбор пьесы, распределение ролей, "собственно репетиции", возможности альернативной режиссуры - вот ступени создания театрального образовательного пространства. Не секрет, что занятия театральным искусством в школе находятся в совершенно особом положении. С одной стороны, существуют установленные программы факультативных курсов (“Основы актерского мастерства”, “История театра” и т.д.”), с другой - театральная студия, как правило, функционирует достаточно изолированно, “бытийствует”, решая собственные задачи. Содержание факультативов иногда просто не пересекается с реальными запросами современных детей, а чаще всего являются “нетрудным” дополнением предметов гуманитарного цикла, ничего принципиально не меняя в школьной жизни (впрочем, такая задача при подобном подходе не ставится по определению). В чем же состоят цели и задачи школьной театральной студии? Какое содержание может нести особая атмосфера театрального пространства? Возможности театра как уникальной культурной формы впечатляют своим могуществом. Однако таят потенциальную опасность. Существует невероятная ,на первый взгляд, зависимость: чем талантливее режиссер, свободнее и образованнее, тем большую угрозу детям может нести подобный опыт. Уточним нашу позицию: в практике детской художественной педагогики подчас трудно отличить, где проходит допустимая граница между собственно режиссерскими поисками, естественными в профессиональном театре, и решением образовательно-педагогических задач. Итак, школьная театральная студия – это ни в коем случае не упрощенная модель профессионального театра. Это инструмент, с помощью которого можно решать конкретные образовательные задачи.”Эти задачи естественным образом вытекают из существующих проблем современного школьного театра. Перечислим основные: 1. Важнейшая – проблема мотивации (речь идет особенно об учащихся НОУ, жизнь которых перенасыщена внешними впечатлениями).Эффектное театральное действие, увлекательный материал и т.п. еще далеко не гарантия устойчивого интереса детей. Мало того, случается, что максимально открытая, неавторитарная позиция педагога-режиссера тоже ничего, в сущности, не меняет. Дети с готовностью воспроизводят привычную схему классического урока, стремясь оправдать ожидания взрослого, “быть хорошими”, в итоге – скука, разочарование в театре, разбитые надежды и “утраченные иллюзии”. 2. Проблема распределения социальных ролей. Очевидно, что театр – это не только актеры, режиссер и художник-декоратор. Это и широкие возможности применения навыков исследования, и наращивание личностных техник социального взаимодействия, и многое другое. Как открыть эти пути для каждого ребенка? Показать их множество? А главное, преодолеть случайность, стихийность такого распределения. 3. Интеграция с собственно учебной деятельностью. Театр - не образовательный десерт, а необходимое звено школьной жизни. Таким образом, если на деятельность школьной театральной студии взглянуть как на некий культурный механизм, в нем отчетливо выделяются следующие этапы: 1.Выбор пьесы. 2.Распределение ролей. 3.Собственно репетиции. 4. Спектакль. 5.Реализация альтернативных режиссерских ходов. Каждый из этапов рассматривается нами с точки зрения возможностей индивидуального творческого движения ребенка в театральном пространстве, сопровождающего его познавательный интерес. 1-ый этап, на наш взгляд, наиболее интересен, прежде всего, для словесников. Как выбрать пьесу, чтобы исключить произвол и выйти на истинно художественный уровень, сохраняя увлеченность детей? А если совместно со студийцами взглянуть, например, на школьную программу? Она пугающе объемна и, чего греха таить, подчас скучновата для ребенка – во многом в силу вполне объяснимой отчужденности, недостаточности читательской культуры, да просто потому что “надо” и “задано”. Но этот материал действительно необходим всем школьникам и театральная студия обладает потенциальной возможностью преодолеть этот разрыв. Итак, вместе с детьми выбираем не меньше 3-х произведений , которые будут изучаться в этом году. Принципы отбора могут быть самыми неожиданными: от интереса до сложности, непонятности, от регулярной включаемости произведения в темы сочинений до уже известных полюбившихся героев, знакомых,например, по фильмам. Устанавливаем сроки определения предпочтений – не больше двух недель. За это время, кстати, велика вероятность того, что некоторые захотят познакомиться со всеми произведениями. Здесь главное не подталкивать (а это так трудно), а максимально обеспечить возникшее желание: нужные книги, может быть, фильмы (и даже разные версии), записи спектаклей и т.п. Вывешиваем списки с названием произведения, которые будут заполняться “определившимися” детьми. К установленному времени сформируются команды в поддержку того или иного произведения. Далее устанавливаются критерии, по которым будет проходить защита выбора команды. Например, актуальность, художественность, драматургичность. Последний критерий связан с тем, что может быть предложено и прозаическое , и поэтическое произведение ( “Мцыри” и т.д.) В течение месяца команды готовятся к защите. В это время проводятся консультации по каждому критерию. Дети учатся работать с разными источниками информации, выстраивать систему доказательств. Однако запущенный механизм живет по своим законам и может оказаться неожиданным как для детей, так и для взрослых. Может поменяться состав команд, количество участников, появиться новый материал для анализа. В нашей практике был случай, когда вдруг в игру вступил другой класс (до этого момента отказывающийся участвовать “в этом балагане”), предложил свое произведение и мастерское обоснование выбора.Очевидно,что каждый из подобного рода поворотов чрезвычайно ценен с точки зрения указанных выше проблем и непредсказуемых возможностей их решения. Перед защитой тщательно оговариваются “правила боя”. Команды выставляют игроков по числу критериев, которые будут произносить “Слово” в защиту выбранного ими произведения; целесообразно начать защиту с представления общей информации об авторе, дате опубликования, критических отзывах, количестве экранизаций и т.п. – с этой целью можно добавить 4-го выступающего. Время выступления должно быть жестко регламентировано – оптимально 3-5 минут. Возможны вопросы команд друг другу, а также вопросы из зала. Главное, сохранить ритм и ощущение азарта, игры. Судьбу будущей постановки решат зрители: предлагаем выдать каждому зрителю несколько цветных стикеров (по количеству команд), желательно, чтобы цвет обыгрывался в костюмах (которые, кстати, могут быть сценическими). Участник выбора может приклеить только один стикер, в зависимости от того, какая из команд показалась ему более убедительной.Так определяется художественный текст для будущего спектакля, а богатый собранный материал ложится в основу будущих сочинений, рефератов, пректно – исследовательской деятельности. Конечно, особый такт требуется, чтобы члены “проигравшей” команды не отвернулись от театра.Это деликатный момент рефлексии всех участников дискуссии. Следующий, наиболее интригующий этап- распределение ролей. Как примирить достаточно жесткое режиссерское видение, законы сцены и детское, иногда робкое стремление реализовать свой творческий потенциал? Мы предлагаем после совместного текстового анализа (литературоведческого, лингвистического – важно использовать разные методы) провести письменное голосование. А кого же увидят сами дети? Повторим нашу идею: любой поворот в принципе ценен. Если в итоге появилось два главных героя, может быть сформирован 2-й состав и будет разворачиваться работа в этом направлении. Далее начинаются “собственно” репетиции. И снова система работы вскрывает новые смыслы. Во-первых, образ выстраивается не по заранее известному плану, а идет от ребенка, от его индивидуальных возможностей и потребностей, желаний. Во-вторых, на этом этапе неизбежно возникают и конструктивно разрешаются разные типы конфликтов. Например, параллельно ведется работа с двумя главными героями. Каждый из претендентов готовится отстоять право выступать в первом составе.И это разные сценические решения – открытие для режиссера, разные способы работы с текстовым материалом – задача учителю, и, конечно, раскрытие детей – опыт честной борьбы с четкими правилами. В-третьих, на этом этапе формируются ростки следующего – возможности альтернативной режиссуры. Каждый из предложенных детьми нестандартных , но, разумеется, перспективных, творческих ходов (если не используется) остается в “пассивном запасе”, накапливаются варианты – копилка сценических решений. Одновременно идет наблюдение и анализ, кто из детей захочет попробовать свои силы на 5-м этапе. 4-й этап – спектакль. Презентация работы и актеров, и художников ( декораторов, гримеров), и оформителей афиши, программы,а также всех, кто определил свои функции на 2-м этапе. После спектакля – самоанализ и планирование следующего шага. Заключительный этап бесспорно сложен, но в данной логике необходим. Дети должны увидеть, “потрогать” иную сценическую интерпретацию, ощутить, что их личное видение может быть реализовано. Отрывок, этюд, вариация на тему... Выставка альтернативных декораций, костюмов,музыкального решения. Чему же способствует представленная система существования школьной театральной студии? Появляется устойчивый интерес как театральному искусству, так и к проектно-исследовательской деятельности; формируются навыки самоорганизации труда; эмоциональный климат в детском коллективе становится более теплым. А классический текст словно оживает: становится объемным, вступает в диалог с юными читателями. Школьная театральная студия порождает атмосферу ликующего творчества.
Колосова Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы, школа-пансион "Росинка", Москва Вернуться назад |