Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > История квадратных уравнений История квадратных уравнений31 марта 2008. Разместил: lessons |
Постановки учебных спектаклей позволяют охватить каждого ребёнка и осуществляют личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию школьников. Работа над спектаклем несёт в себе две основные функции: здоровьесберегающие, способствуя эмоциональной разрядке и коммуникативные, помогая ребёнку изменить отношение к себе и другим. В итоге, ребёнок чувствует себя комфортно, ощущает психологическую свободу, необходимую для развития его личности. Сцена украшена плакатами с изображениями видов:
Древнего Египта (Пирамиды) Выходят 4 ведущих. Читают стихотворение:
Звучит музыкальный фон. Появляются Франсуа Виет и Хранитель ЗУН. Между ними завязывается диалог. Хранитель: “Вы принесли?” Виет: (Держит в руках рукопись). “Да, конечно. Вот, но прежде чем уйти, скажите, зачем вам это решение?” Хранитель: “Хорошо. Все дело в этом”. (Показывает кольцо). Виет: “Кольцо?” Хранитель: “На нем магические руны, подарок Зевса, знак могущества в науке. Послушай, ведь у каждого народа есть легенды и мифы о подвигах героев древних. Они служили и богам, и людям. О них слагали мифы, в балладах их прославляли барды всех времен, одни в сравнениях явили доблесть, другие в мирных состязаниях Олимпа. Я расскажу Вам о великих магах чисел, которые во славу своего народа, нашли решение задачи непростой. Все началось со спора меж богами. По приглашению Зевса они собрались, чтобы выяснить, чей народ достоин называться лучшим в мире чисел.” Звучат фанфары, выходят девочки с факелами, выходят все боги. Зевс: “Приветствую Вас, братья и сестры! Сегодня мы узнаем, чей народ достоин называться лучшим в мире чисел. Готовы вы представить своих героев, которые постигли квадратных уравнений суть?” Все боги: “Готовы!” Зевс: “Тянем жребий!” (Выносят чашу с палочками для жребия). Зевс: “Ну что ж, кто первый?” Бог Египта: “Я, так выпал жребий! Я приглашаю Вас к себе в Египет!” Богиня Индии: “Потом уж в Индию, мой математик ждет нас!” Бог Китая: “Потом направимся в Китай!” Бог арабов: “Ну а ты, Зевс, покажешь, как греки решали уравнения?” Зевс: “Конечно, когда вернемся, а теперь не будем медлить и в путь!” (Все боги уходят)
Звучат фанфары. Ведущий выносит
таблицу “Древний Египет”. Исполняется
египетский танец. Выносят плакат две египтянки.
Выходит математик Египта и объясняет задачу. Математик: “О великий Осирис! Мы смогли решить квадратное уравнение и решение его сейчас покажем. Вот поле площадью 12. Нам нужно определить его стороны. Пусть х будет длина, тогда ширина будет 3/4 х, а площадь S будет равна 3/4 х2. Разделим 12 на 3/4 и получим 16, значит х будет равен 4, это длина, а ширина равна 3, так мы и записали в папирус.” Зевс: “Отлично, но нам надо вывести правило решения этого уравнения”. Математик: “Конечно, о великий Осирис! Мы пригласили математиков из Вавилона помочь нам в этом!” Ведущий выносит табличку “Древний Вавилон”. Выходят ведущие. Звучит песня “Между Тигром и Евфратом…”: “Между Тигром и Евфратом (Песня на мотив “Коммунальная квартира” группы “Дюна”). После песни выходят математики Вавилона. Первый: “Мы вынуждены волею богов решать проблемы выживания, когда приходится делить земельные участки или готовиться к войне, сооружая укрепления.” Второй: “Да и в науке нынче никуда без правил решения уравнений. Ученые Междуречья нашли это правило для решения приведенного квадратного уравнения х2 + рх + q = 0.” Бог Египта: “Прекрасно, я вами доволен. Ваш труд достоин награды высочайшей.” (Исполняется арабский танец). Ведущий выносит табличку “Древняя Индия”. Начинается индийский танец, выходит бог Индии - Шива:Богиня Индии: “Математики Египта и Междуречья молодцы, конечно, но мой великий народ достоин называться лучшим в мире чисел, ибо привык решать подобные задачи, шутя, играя. Как солнце блеском своим затмевает звезды, как священные воды Инда и Ганга орошают плодородные поля Индии, так ученый человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи”. (Танец продолжается) Выходят математики Индии, выносят плакат с задачей.
Богиня Индии: “Да, молодцы! Весело и понятно. Интересно, чем ответят нам на это китайские мудрецы?”. Ведущий выносит табличку “Древний Китай”. Выходит бог Китая и говорит: “Достижениями в науке славится народ Китая. Решения его задач хранятся в девяти трактатах. О них поведает мой математик” (Исполняется китайский танец). Выходит математик Китая.Математик: “Во втором веке до нашей эры в Китае была написана математика в пяти книгах. В этом трактате даётся объяснение, как извлечь квадратный корень с помощью суммы квадратов двух чисел. Метод получил название “тянь-юнь-ань”, что означает – “небесный элемент”, так у нас называют неизвестную величину. (Китайский танец продолжается). На сцене появляется Хранитель ЗУН. Хранитель: “Дошедшие до нас источники свидетельствуют, что древние учёные обладали каким-то общим правилом решения задач с неизвестными величинами. Это правило совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом они дошли до него. Все найденные до сих пор папирусные и клинописные тексты приводят лишь задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, авторы их лишь изредка снабжали их скупыми комментариями, типа: “Смотри!”, “Делай так!”, “Ты на правильном пути” Итак, слово предоставляется Греции. (Уходит). Ведущий выносит табличку “Древняя Греция”. Исполняется танец “Сиртаки”. Выходит Зевс, ведущий выносит плакат с уравнениями. Зевс: “Я расскажу вам, как составлял и решал квадратные уравнения греческий математик Диофант. Вот, к примеру, одна из его задач: “Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а их произведение 96”. Пусть первое число будет больше половины их суммы, т.е. (10+х), а второе – меньше, т.е. (10-х). Отсюда получим уравнение (10+х)(10-х)=96. Решив его, нашли х2 =4, х=2. Первое число равно 12, а второе 8”. (Оба уходят) Выходит хранитель ЗУН. Хранитель: “А сейчас обратим свои взоры к Средневековому Востоку.” Ведущий выносит табличку
“Средневековый Восток”. Исполняется восточный
танец и разыгрывается сценка под песню С.
Никитина “Хорошо жить на Востоке”. Выходят бай и
его слуга.
Слуга: “Мухаммед, ты сказал, что смог придумать правило решения квадратных уравнений” Мухаммед: “Да, я составил Аль – Джебр:
Мухаммед: “Я составил шесть видов уравнений” (показывает на плакат с уравнениями
Слуга: “Ай, молодец! Есть чем похвастаться, и есть повод устроить пир!” (Оба кланяясь, уходят) Звучат фанфары, все боги выходят. Зевс: “Ну вот, мы видели решения многих, кто лучше – трудно доказать. Мое решение: все народы достойны называться лучшими в мире чисел. Эти достижения послужат людям и ныне, и в далеком будущем. Пусть знания, умения и навыки Хранитель ЗУНа обратит в магические руны на кольце, которое творенье Аполлона, его передадим грядущим поколеньям”. Богиня Индии: “Твое решение великолепно, о великий Зевс!” Бог арабов: “Мой брат, ты прав, пускай потомки преумножат достижения великих магов чисел”. Бог Египта: “И добавят рун на золотом кольце”. Бог Китая: “Хотел бы я увидеть, как это будет!” Зевс: “Возможность есть такая, Хранитель, расскажи, что будет!” (Боги отходят в глубину сцены) Ведущий выносит табличку “Европа”. Исполняется европейский танец. Выходит математик Европы. Математик: “На развитие алгебры в Европе повлияло учение восточных математиков, которые нашли новое решение задач. Вывод формул квадратного уравнения есть у Франсуа Виета”. Звучит песня на мотив “Миллион алых роз” Аллы Пугачевой:
Выходят Хранитель ЗУН и Виет. Хранитель: “Ну вот, Франсуа, история квадратных уравнений подошла к концу. Теперь ты понимаешь, что и твое решение добавило рун на золотом кольце”. Виет: “Я думаю, твоя история, Хранитель, позволяет лучше понять роль математики в развитии человеческого общества”. Хранитель: “Галилео Галилей говорил, что Великая книга природы написана языком математики” Виет: “И великие математики всех времен и народов вписывают новые строки в эту книгу”. (Выходят все участники спектакля) Звучит песня на мотив “Синяя птица” группы “Машина времени”:
С представленными выше спектаклями учащиеся нашей школы уже два раза (в 2002 г. и в 2003 г.) с большим успехом выступали в Доме учителя в рамках Московских педагогических марафонов школьных предметов, за что были отмечены благодарностями Издательского дома “Первое сентября” (газета “Математика”).
Коршунова Елена Робертовна, учитель математики, СШ № 307, Москва Вернуться назад |