Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Образовательные интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся Образовательные интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся13 мая 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||||||||||||
на примере изучения географии родного города
В статье представлен материал о применении образовательных телекоммуникационных проектов в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся и построении профессионально направленного персонализированного обучения.
Почему никто не открыл меня? … Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования, в первую очередь, связана с необходимостью удовлетворения личностных запросов учащихся. Каждый ученик стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, а чтобы самореализоваться в современном обществе, нужно уметь эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания и умения, грамотно работать с информацией, уметь сотрудничать, то есть иметь определенный опыт творческой деятельности. Если учитывать исследования доктора педагогических наук В.П. Беспалько [1] , который считает, что творческого уровня человек достигает лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют его врожденным способностям, можно сделать вывод, о том, что сформированность индивидуального опыта творческой деятельности определяется не только уровнем развития вышеперечисленных умений, но и уровнем развития индивидуальных врожденных способностей к определенному виду деятельности. Таким образом, чтобы воспитывать творцов, необходимо учить учащихся способам решения творческих задач и проблем, а также предоставлять им благоприятные условия для раскрытия и развития их индивидуальных врожденных способностей к тому виду деятельности, к которому, по словам Маслоу, они “чувствуют себя потенциально способными” [1]. Главным условием формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся является профессионально направленное персонализированное образование, которое предполагает построение учащимися своей индивидуальной образовательной траектории. Теоретические основы построения такого образования отражены в работах В.А. Андреева, В.П. Беспалько, А.В. Хуторского. В настоящий период информатизации и “интернетизации” общества одним из условий организации эффективного персонализированного обучения, работающего на формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня образовательных интернет-ресурсов важное место в учебном процессе должны занимать учебные интернет-проекты (телекоммуникационные проекты). Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [2] . Методика проведения и значение интернет-проектов в обучении раскрыты в работах Е.С. Полат [2], А.В. Хуторского [3]. В методике обучения географии образовательное значение телекоммуникационных проектов доказал в своем диссертационном исследовании А.И. Шейнис. Но, несмотря на существующие теоретические наработки по вопросу организации работы учащихся в интернет-проектах, достаточное оснащение школ компьютерами с выходом в Интернет, наличие в сети действующих учебных телекоммуникационных проектов, связанных с географией, анализ информации в сети Интернет показал, что только единицы учителей географии организуют деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах. В ходе бесед с учителями географии из различных районов Новосибирской области было установлено, что основными причинами этого являются слабая осведомленность учителей о действующих интернет-проектах, связанных с географией, а также отсутствие методических рекомендаций по эффективному использованию их образовательного потенциала. Целью данной статьи является представление первого положительного опыта в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся путем профессионально направленного персонализированного обучения, выстроенного на основе участия учащихся в интернет-проектах, связанных с изучением географии родного города. Положительные результаты в этом направлении были достигнуты учителями географии средней общеобразовательной школы № 8 г. Искитима Новосибирской области. С 2002 г. в учебный план школы для учащихся 7-х классов был введен предмет “Искитимоведение”. Одна из основных целей новой учебной дисциплины: формирование у учащихся индивидуального опыта творческой деятельности в ходе изучения географии родного города. Методическая система формирования индивидуального опыта творческой деятельности, которая применялась на Искитимоведении, состояла из двух блоков. Первый блок осуществлялся на уроках и был направлен на формирование умений, необходимых для решения творческих задач (умений комбинировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать). Цель второго блока: выявление и развитие интересов и специальных способностей учащихся к определенному виду деятельности на основе профессионально направленного персонализированного обучения. Реализация цели этого блока методической системы осуществлялась во внеурочное время в кружке “Краевед в Интернет”, где учащиеся работали над заданиями образовательных интернет-проектов, связанных с изучением своей местности. Методика работы во втором блоке методической системы состояла из нескольких этапов.
На этом этапе, анализируя результаты психологического тестирования и наблюдения за учащимися учителей-предметников, работал психолог школы. Для работы были отобраны телекоммуникационные интернет-проекты с сервера Новосибирской областной образовательной сети и с сервера www.narod.ru. Учащимся предлагается список отобранных интернет-проектов с кратким описанием их заданий, а также предметной и профессиональной направленности. Интернет-проекты, в которых участвовали ученики искитимской школы № 8 в 2002 – 2003 учебном году, представлены в табл. 1. Таблица 1. Интернет-проекты 2002 – 2003
Выбрав интернет-проекты, ученики знакомятся с условиями участия на сайтах проектов в Интернет. На этом этапе учащиеся распределяются по группам в зависимости от выбранных ими интернет-проектов. Если проекты требуют групповой работы, то в группах между учащимися распределяются обязанности. Каждый ученик составляет свой план работы над проектом, выстраивая, таким образом, индивидуальную образовательную траекторию. Учащиеся, участвующие в групповых проектах (“Сибирскими тропинками”, интернет-проект на создание сайтов), перед индивидуальным планированием составляют план работы группы. Планы корректируются вместе с учителем.
Митрофанова Юлия Владимировна, учитель географии, ГОУ "СОШ № 8", г. Искитим Вернуться назад |