{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Образовательные интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся
{LF_links}

Образовательные интернет-проекты в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся


13 мая 2008. Разместил: lessons
на примере изучения географии родного города
В статье представлен материал о применении образовательных телекоммуникационных проектов в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся и построении профессионально направленного персонализированного обучения.

Почему никто не открыл меня? …
Я был другим, я всегда был другим.
Почему никто не замечал меня?
Дж. Леннон

Опыт творческой деятельности – один из компонентов содержания образования, и необходимость его формирования, в первую очередь, связана с необходимостью удовлетворения личностных запросов учащихся. Каждый ученик стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы, а чтобы самореализоваться в современном обществе, нужно уметь эффективно решать проблемы, совершенствовать и применять приобретенные знания и умения, грамотно работать с информацией, уметь сотрудничать, то есть иметь определенный опыт творческой деятельности.

Если учитывать исследования доктора педагогических наук В.П. Беспалько [1] , который считает, что творческого уровня человек достигает лишь в тех видах деятельности, которые соответствуют его врожденным способностям, можно сделать вывод, о том, что сформированность индивидуального опыта творческой деятельности определяется не только уровнем развития вышеперечисленных умений, но и уровнем развития индивидуальных врожденных способностей к определенному виду деятельности.

Таким образом, чтобы воспитывать творцов, необходимо учить учащихся способам решения творческих задач и проблем, а также предоставлять им благоприятные условия для раскрытия и развития их индивидуальных врожденных способностей к тому виду деятельности, к которому, по словам Маслоу, они “чувствуют себя потенциально способными” [1].

Главным условием формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся является профессионально направленное персонализированное образование, которое предполагает построение учащимися своей индивидуальной образовательной траектории. Теоретические основы построения такого образования отражены в работах В.А. Андреева, В.П. Беспалько, А.В. Хуторского.

В настоящий период информатизации и “интернетизации” общества одним из условий организации эффективного персонализированного обучения, работающего на формирование индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня образовательных интернет-ресурсов важное место в учебном процессе должны занимать учебные интернет-проекты (телекоммуникационные проекты).

Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности [2] .

Методика проведения и значение интернет-проектов в обучении раскрыты в работах Е.С. Полат [2], А.В. Хуторского [3]. В методике обучения географии образовательное значение телекоммуникационных проектов доказал в своем диссертационном исследовании А.И. Шейнис.

Но, несмотря на существующие теоретические наработки по вопросу организации работы учащихся в интернет-проектах, достаточное оснащение школ компьютерами с выходом в Интернет, наличие в сети действующих учебных телекоммуникационных проектов, связанных с географией, анализ информации в сети Интернет показал, что только единицы учителей географии организуют деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.

В ходе бесед с учителями географии из различных районов Новосибирской области было установлено, что основными причинами этого являются слабая осведомленность учителей о действующих интернет-проектах, связанных с географией, а также отсутствие методических рекомендаций по эффективному использованию их образовательного потенциала.

Целью данной статьи является представление первого положительного опыта в формировании индивидуального опыта творческой деятельности учащихся путем профессионально направленного персонализированного обучения, выстроенного на основе участия учащихся в интернет-проектах, связанных с изучением географии родного города. Положительные результаты в этом направлении были достигнуты учителями географии средней общеобразовательной школы № 8 г. Искитима Новосибирской области.

С 2002 г. в учебный план школы для учащихся 7-х классов был введен предмет “Искитимоведение”. Одна из основных целей новой учебной дисциплины: формирование у учащихся индивидуального опыта творческой деятельности в ходе изучения географии родного города. Методическая система формирования индивидуального опыта творческой деятельности, которая применялась на Искитимоведении, состояла из двух блоков. Первый блок осуществлялся на уроках и был направлен на формирование умений, необходимых для решения творческих задач (умений комбинировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать). Цель второго блока: выявление и развитие интересов и специальных способностей учащихся к определенному виду деятельности на основе профессионально направленного персонализированного обучения. Реализация цели этого блока методической системы осуществлялась во внеурочное время в кружке “Краевед в Интернет”, где учащиеся работали над заданиями образовательных интернет-проектов, связанных с изучением своей местности.

Методика работы во втором блоке методической системы состояла из нескольких этапов.

  1. Выявление интересов учащихся к учебным предметам и соотнесение их с наиболее вероятностной областью профессиональной ориентации личности.
  2. На этом этапе, анализируя результаты психологического тестирования и наблюдения за учащимися учителей-предметников, работал психолог школы.

  3. Анализ ресурсов сети Интернет, подбор образовательных межпредметных интернет-проектов, связанных с тематикой курса Искитимоведения.
  4. Для работы были отобраны телекоммуникационные интернет-проекты с сервера Новосибирской областной образовательной сети и с сервера www.narod.ru.

  5. Определение характера межпредметных связей заданий и профессиональной направленности телекоммуникационных проектов.
  6. Привлечение учителей-предметников к совместной работе с учащимися над интернет-проектами.
  7. Знакомство учащихся с интернет-проектами.
  8. Учащимся предлагается список отобранных интернет-проектов с кратким описанием их заданий, а также предметной и профессиональной направленности. Интернет-проекты, в которых участвовали ученики искитимской школы № 8 в 2002 – 2003 учебном году, представлены в табл. 1.

    Таблица 1.

    Интернет-проекты 2002 – 2003

    Интернет-проект, его адрес в сети

    Краткое описание

    заданий проекта

    Связь интернет-проекта

    со школьными предметами

    с профессиями

    1

    2

    3

    4

    “Сибирскими тропинками”

    www.tropki.websib.ru

     

     

     

     

     

     

     

    Разработать туристический маршрут по родному городу, подготовить рекламу маршрута, досуговые мероприятия на маршруте для туристов. Апробировать маршрут, провести экскурсию на маршруте. Отчет о работе представить в Интернет.

    География, Искитимоведение, экономика, история, информатика, физкультура

    Ученый – географ, ученый-историк, рекламный агент, экскурсовод, фотограф, веб-мастер, турист, спортсмен.

    Международный проект “Local History - Местная история”

    http://local.websib.ru

    Написать сочинение о родном городе на английском языке

    География, Искитимоведение, история, английский язык, литература

    Писатель, учитель английского языка, переводчик

    “Мое имя”

    http://www.websib.ru/~ic/my_name

    Написать историю возникновения своего имени. Провести исследовательскую работу, выяснив, кто из Великих людей, в том числе и земляков, носил ваше имя. Назвать литературные произведения, памятники архитектуры, географические объекты, растения и т.п., существующие в мире и родном городе, так или иначе связанные с вашем именем. Работу можно оформить в виде документа Word, веб-сайта, мультимедийной презентации.

    География, Искитимоведение, история, русский язык, литература, мировая художественная культура, биология, информатика.

    Ученый – историк, ученый-географ, филолог, писатель, искусствовед, веб-мастер.

    “Школа юнкоров” молодежной газеты “Рост”

    г. Новосибирска

    http://www.rost.websib.ru/

    В соответствии с рекомендациями главного редактора газеты написать статьи разного жанра о событиях, проблемах родного города, школы.

    Искитимоведение, русский язык,

    Журналист, учитель русского языка

    Создание сайтов на сервере www.narod.ru.

    Создать сайт о родном городе, о любимом месте в городе.

    Искитимоведение, информатика

    Веб-мастер, географ

    Выбрав интернет-проекты, ученики знакомятся с условиями участия на сайтах проектов в Интернет.

  9. Формирование групп сотрудничества.
  10. На этом этапе учащиеся распределяются по группам в зависимости от выбранных ими интернет-проектов. Если проекты требуют групповой работы, то в группах между учащимися распределяются обязанности.

  11. Планирование работы
  12. Каждый ученик составляет свой план работы над проектом, выстраивая, таким образом, индивидуальную образовательную траекторию. Учащиеся, участвующие в групповых проектах (“Сибирскими тропинками”, интернет-проект на создание сайтов), перед индивидуальным планированием составляют план работы группы. Планы корректируются вместе с учителем.

  13. Совместная работа учащихся и учителей-предметников над составлением графика консультаций по вопросам, возникающим в ходе работы над интернет-проектами.
  14. Работа над интернет-проектами: сбор информации, ее оформление в соответствии с заданиями проектов, размещение в сети Интернет.
  15. Индивидуальная рефлексия: по окончанию работы над интернет-проектами все участники пишут анализ своей работы, отмечая трудности и успехи.

Такой подход к организации работы в кружке “Краевед в Интернет” предъявляет особые требования к руководителю кружка, который должен обладать хорошими технологическими навыками. Один из вариантов проведения занятий в кружке – это присутствие как минимум двух учителей: учителя информатики и руководителя краеведческого кружка.

В ходе работы учащихся в учебных телекоммуникационных проектах достигается ряд положительных результатов: осуществляется предпрофильная подготовка школьников, создаются новые образовательные интернет-ресурсы, которые в дальнейшем применяются учителями Искитима в обучении, например, сайт о городе (www.iskitim-town.narod.ru), веб-страницы о достопримечательностях Искитима (http://www.tropki.websib.ru/iskitim.htm). Но самое главное, что в ходе выполнения исследовательских заданий интернет-проектов на перенос, применение знаний и умений, полученных в разных школьных дисциплинах, у учащихся накапливается индивидуальный опыт творческой деятельности. О сформированности опыта творческой деятельности учащихся можно судить по результатам выполнения заданий проектов, а также по высокой мотивации творчества, которая проявляется в высокой посещаемости кружка по выбору.

Несмотря на “необязательность” участия в интернет-проектах, кружок “Краевед в Интернет” посещают 95% учащихся классов, в которых проводится экспериментальная проверка методической системы, направленной на формирование индивидуального опыта творческой деятельности. Это связано со следующими причинами: а) работа на компьютерах и в Интернет, что входит в сферу интересов современных подростков; б) возможность выполнить общественно значимую работу, получить призы, а результаты представить тысячам пользователей Всемирной сети; в) возможность проявить себя в том виде деятельности, который интересен, и к которому чувствуешь себя способным.

Литература:

  1. В.П. Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2002. – 352 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 272 с.
  3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. –320 с.

Митрофанова Юлия Владимировна, учитель географии,
ГОУ "СОШ № 8", г. Искитим



{SL_links}

Вернуться назад