Vlivkor.Com > Сценарии, Спортивные > Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания14 мая 2008. Разместил: lessons |
Урок - игра "Вызов номеров"(3 - 5-е классы) Задачи: развитие умственной активности (памяти, внимания мышления), привитие интереса к занятиям физической культурой. Спортивный праздник "Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас" Основная цель: развитие силы, ловкости, быстроты, воли, решительности, чувства товарищества. Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мы хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания. С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств – это внешний результат. Однако существует ещё и не менее важный внутренний результат – это психологический, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случаев отсутствует. Остановимся на двух психологических аспектах физического воспитания. Первый отражает активизирующее влияние физической культуры на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формированием психологических основ двигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое воспитание направлено на подготовку двигательной сферы учащихся к овладению двигательными навыками в будущей трудовой деятельности. Рассмотрим первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Проиллюстрируем это на примере из нашей педагогической практики. Подвижная игра “Вызов номеров”. Содержание игры. Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне – команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым, записывается выигрышное очко. Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков. Правила игры.1.Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять, начиная с третьего класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом. (Подвижные игры, М.Н.Жуков, Москва 2002г.) Использование межпредметных связей, психологического аспекта, наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача. Вот несколько вариантов этой же игры, от простого к сложному: 1. По сигналу учителя участники (начиная с первого номера в колоннах) добегают до кегли, возвращаются назад в свою команду и передают эстафету следующему. Варианты; можно использовать скакалки, флажки - как эстафетную палочку. 2. В колоннах команды рассчитываются по порядку номеров, каждый участник запоминает свой номер. Ребята работают по номерам, которые называет учитель. Названный номер, выполняя задание, например, бежит до обруча берет баскетбольный мяч, который там находится, бежит до баскетбольного щита и должен забросить мяч в кольцо, каждое результативное попадание приносит очко команде. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Возможны варианты. Отрабатывается двигательное действие, координация движений, внимание, память. 3. Этафета продолжается, но участники вызываются не по порядку, а в разном порядке номеров, задание меняем. Например, участник под номером 3 должен добежать до стены, на которой находится школьная доска (меньших размеров) и вычеркнуть 5 четных чисел, от10 до 100, (зависит от количества участников), ассистент (освобожденный ученик) следить за правильностью выполнения задания и подсчитывает очки. Сразу найти в веренице цифр нужное число трудновато, ребята торопятся, делают ошибки, затем даётся время на их исправление и подводятся итоги. Определяется математическое мышление участников. Внимание, мышление, память, двигательное действие. Возможны варианты. 4. Этафета продолжается. Задание: Для каждой команды кладем два обруча, в одном лежит волейбольный мяч, в другом баскетбольный. Обручи разных цветов, мячи получаются разных размеров. Названный номер добегает
до первого обруча, берет волейбольный мяч,
перекладывает его во второй обруч, со второго
берет баскетбольный мяч и с ведением работает до
кегли, установленной на определенном расстояние.
Возвращается назад с ведением, мячи кладет в
первоначальное положение. 5. Эстафета, только учитывая количество учащихся их номеров в каждой команде, вместо номера учитель предлагает решить пример на сложение или вычитание, умножение или деление, ученики решают пример, находят ответ. Например, 36:6=6. Это значит, что игроки обеих команд под номером 6 должны быстро устремиться к обручам. Игрок, выполнивший первым задание, приносит команде очко. Двигательное действие, внимание, мышление, память. 6. Эстафета с правилами о здоровье. Учащиеся работают последовательно. Каждой команде предлагается набрать набор карточек, где напечатаны правила, сохраняющие наше здоровье. Карточки следующего содержания. а) Чтобы быть здоровым,
б) Чтобы сохранить зубы здоровыми,
в) Чтобы кожа была здорова,
г) Чтобы органы дыхания были здоровы,
Такие же карточки на осанку, чтобы сохранить
хорошее зрение, чтобы во время занятий
физическими упражнениями не было травм,
обязательно о
правилах честной игры. Это тоже составляющие нашего здоровья, перед ребятами ставиться проблема, начинаются рассуждения “а как улыбка влияет на здоровье, причем тут правила честной игры”. Дети в ходе беседы находят сами ответы на свои вопросы. И меня это радует. Последним двум разделам уделяю больше времени, так как считаю, что добро правит миром. 7. Комбинированная эстафета. Использую четыре обруча, кубик, два мяча разного цвета. Первый берет малый мяч и переносит его в пустой обруч, который находится на противоположной стороне площадки, назад возвращается просто без задания. Второй берет кубик, добегает до обруча, кубик оставляет, а мяч забирает и несет его в первый обруч. Третий берет большой мяч и добегает до обруча, кубик забирает, большой мяч оставляет, кубик кладет во второй обруч. Четвертый берет малый мяч, несет его в обруч, а большой мяч забирает, несет его в пустой обруч. Так эстафета продолжается до последнего номера. Учитель следит за правильным исполнением задания, скорость не столь важна, как четкое выполнение. Развитие памяти, внимания, мышления, а также чувство коллективизма. Ребята могут подсказывать друг другу. В этих эстафетах можно импровизировать, есть много вариантов, разной сложности. В зависимости от возраста и подготовленности учащихся. Нешаблонность, разнообразие урока воспитывает интерес к занятиям физической культурой. Используя соревновательный способ выполнения задания, активизирую деятельность учащихся на уроке. Для эстафет с использованием межпредметных связей характерна широкая постановка задач – это развитие интереса учеников и умственное развитие, эстетическое развитие. Создание проблемной ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм. Внеклассное мероприятие “Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас” или игра с клоунами. Основная цель. Развитие силы, ловкости, быстроты, волевых способностей личности, внимания, решительности, чувства товарищества. С помощью этих незатейливых, но весьма эффективных специализированных эстафет, игр можно осуществить необходимую физическую подготовку, регулировать межличностные отношения. Веселые клоуны используются как судьи, инструкторы, для каждой команды свои клоуны. Дети улыбаясь получают эмоциональную разрядку и одновременно учатся проигрывать и выигрывать, что не мало важно в спортивных играх. Эстафеты для младшего школьного возраста. “Если ты поставил целью, быть сильнее многих. Здесь совершенствуй волю и талант, Чтоб сразиться в честной схватке, Чтобы стать героем, принимай участье – это твой ЗВЁЗДНЫЙ СТАРТ”. Ход спортивного праздника. I. Построение, представление команд. II. Ведущий представляет жюри: президент школьного олимпийского комитета (старшеклассник, спортсмен на которого равняются все юные спортсмены-малыши), директор школы, главный судья праздника (учитель физической культуры), судьи на отдельных видах соревнований (ребята из спортивного комитета школы). III. Разминка с клоунами под фонограмму “Танец утят”. Конкурсы. Все эстафеты выполняются после того как прошло объяснение, и клоуны продемонстрировали задание. Клоуны мало того, что показывают эстафету они еще и ребятам помогают, подбадривают, исправляют ошибки, если таковые имеются.
Рекламная пауза; клоуны приглашают зрителей, болельщиков и вместе танцуют “Лебединое озеро” Участники отдыхают. Клоуны предлагают болельщикам загадки, правильно отгаданная загадка приносит команде очко. Загадки:
8. Комбинированная эстафета. Начинают эстафету капитаны команд. Задание таково:
9. Традиционное перетягивание каната. Клоуны помогают своим командам. НАГРАЖДЕНИЕ. Литература
Всем участникам “Фестиваля” желаю удачи и творческих успехов. Сохраняйте своё здоровье и беспокойтесь о здоровье наших детей, не только о физическом.
Моргунова Людмила Владимировна, учитель, МОУ "СОШ № 1", п. Новая Игирма. Вернуться назад |