{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Методики > Школьный парламент как важное условие осуществления демократического управления школой
{LF_links}

Школьный парламент как важное условие осуществления демократического управления школой


15 мая 2008. Разместил: lessons
В современных условиях функционирования образовательного учреждения возникает масса вопросов, связанных с обеспечением условий для демократического управления школой, когда не только директор и педагогический совет, но и ученики и родители могут влиять на качество предоставляемых школой услуг, участвуя в работе школьного парламента. Автор статьи рассказывает об этапах работы по его созданию, публикует структуру парламента.
В современных условиях функционирования образовательного учреждения возникает масса вопросов, связанных с обеспечением условий для демократического управления школой, когда не только директор и педагогический совет, но и ученики и родители как полноправные субъекты образовательного процесса могут влиять на качество предоставляемых школой услуг.

Ныне ушли в прошлое старостаты, учкомы и другие, подобные этим структуры ученического самоуправления – и затихла некогда бурная школьная жизнь. Многие российские школы в период реформирования прошли через создание Советов, которым якобы предоставлялись широкие права. Круг вопросов, находившихся в ведении подобных структур, ограничивался, как правило, отменой школьной формы, выбором варианта учебного плана – и только. О правах детей говорили лишь декларативно или не говорили совсем.

Прошло время, и в нашем государстве заговорили о создании правового государства, гражданского общества, стали появляться всевозможные общественные организации по защите прав человека, фонды, сообщества, признавшие главной ценностью демократические принципы сосуществования граждан.

С момента появления «Конвенции о правах ребенка» в нашей стране впервые стала обсуждаться проблема реализации правовых возможностей детей. В связи с этим перед российской школой встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.

С 1997 года наша школа является Ассоциированной школой ЮНЕСКО. На протяжении последних четырех лет у нас ведется работа (правда, с переменным успехом) по построению правового пространства школы, организованного на идеях Культуры Мира. В работу активно включилась инициативная группа, в которую вошли заместитель директора школы по науке, преподаватели обществознания, социальный педагог и психолог. Возглавил работу директор школы.

Мы, педагоги, очень хотели, чтобы и ребята активно включились в этот процесс. Основой нашей дальнейшей деятельности стал метод социального проектирования. Крайне важно было актуализировать проблему на уровне школы, проанализировать сложившуюся ситуацию на уровне города, тем самым активизировать социально-значимую деятельность учащихся в области реализации и защиты своих прав. Так появился социальный проект «Имею право», который стал финалистом Всероссийской акции «Я – гражданин России», обладателем гранта губернатора Нижегородской области на ярмарке социальных проектов.

В ходе реализации проекта выявилась серьезная проблема: не существует механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности учащихся к социально-значимой деятельности. Попросту говоря, дети, зная о своих правах из СМИ, по школьным урокам обществознания, оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.

В процессе работы над социальным проектом были проанализированы ресурсы школы, помогающие учащимся реализовывать свои правовые возможности, на основании чего была разработана модель воспитательной системы гражданского образования, достоинством которой, на наш взгляд, является включение всех субъектов (учащихся, педагогов, родителей) и аспектов образовательного процесса в реализацию идеи, вершиной которой стало создание в школе парламента.

Но, как и в любом новом деле, у нас возникли серьезные трудности. Во-первых, чтобы активно включить в процесс родителей, решено было регулярно проводить школу для них, которую организовала школьная социально-психологическая служба, и конференции родительских активов. Безусловно, необходимо было сделать своими единомышленниками и всех педагогов школы, особенно давно работающих и никак не принимающих диалогического стиля общения с учениками. Был организован и проведен цикл занятий, обучающих педагогов принципам, на которых строится демократическое, правовое государство, гражданское общество. С их стороны были справедливыми опасения, что дети начнут «качать права», а не цивилизованно их защищать, что в парламент попадут не деловые, а эмоциональные лидеры, которые подчас не понимают, что право одного человека кончается тогда, когда начинается право другого.

Тем не менее, была разработана модель парламента (см. рис. 1) и прошли выборы.

Школьный парламент как важное условие осуществления демократического управления школой

В состав парламента в равном количестве вошли дети (1/2 часть) и взрослые (1/4 – родители и 1/4 – учителя ). Мы понимали, что работа парламента будет эффективной в том случае, если ему будут предоставлены реальные полномочия. Поэтому одной из важных структур парламента стал Попечительский совет, который в условиях дефицита бюджетных средств был призван помочь администрации школы в эффективном их распределении, а также в привлечении внебюджетных источников финансирования. К тому же, члены Попечительского совета могли бы оказывать эффективную юридическую помощь, если бы юристы оказались в его составе. Совет мира и права был выделен в структуре парламента, дабы разрешать все спорные ситуации во взаимоотношениях субъектов образовательного процесса. Законодательному совету поручалось разрабатывать и готовить к утверждению общим собранием парламента локальные нормативные акты школы, изменения в действующий Устав. Процессуальный совет должен был координировать и организовывать образовательный процесс как в урочное, так и во внеурочное время.

Работа по созданию школьного парламента продолжается. Остается немало нерешенных вопросов организационного характера. Многое еще нужно изменить в сознании и детей, и взрослых. Важно понять, как нам кажется, что время авторитарной школы прошло и что эффективной сегодня может быть только школа демократическая, где каждый ее субъект наделен правами и несет ответственность в случае нарушения прав другого.

Плодотворно работающий парламент, понимающий цели и задачи своей работы, – это незаменимый помощник администрации в решении сложных проблем в режиме развития образовательного учреждения, гарант стабильности в условиях функционирования школы. Именно в работе школьного парламента дети и взрослые учатся жить вместе, становятся полноправными партнерами в решении важных для себя проблем.


Мухин Владислав Геннадиевич, замдиректора по научной работе,
школа № 10, г. Саров



{SL_links}

Вернуться назад