Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Пресс-конференция по русскому языку Пресс-конференция по русскому языку20 мая 2008. Разместил: lessons |
Цели: Обобщить и систематизировать материал по указанной теме, < О значении нравственной позиции гражданина России, о моральной ответственности за последствия использования жаргонов, сленгов, формировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека, о гуманистической сущности языка Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость. К. Г. Паустовский Ведущий: Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. Французский философ Вольтер говорил: “Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена”. Порой мы забываем, что язык – это наша культура, история, богатство. Сегодня в этом зале собрались те, кто считает, что язык меняется и не в лучшую сторону. Что сделать, как себя вести в подобной ситуации? Слушайте. Думайте. Решайте. Вам, вступающим в новую жизнь, продолжать традиции. Какими они будут? Чтец 1 РУССКИЙ ЯЗЫК (Ярослав Смеляков)
Ведущий: Илья Ильф и Евгений Петров в романе “Двенадцать стульев” дали гротескный образ Эллочки-людоедки: “Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени “Мумбо-Юмбо” составляет 300 слов, Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью”. Ученые скажут о том, что Эллочка и ей подобные разговаривают на жаргоне. Жаргон – это буквально “испорченный язык”, цель которого обособить какую-то группу людей от остальной части общества. Например, заимствования из арго. Арго - речь низов общества, уголовного мира, которую иногда называют блатной музыкой, блатом или феней. Щеголяют жаргоном подростки, которым хочется отмежеваться от мира взрослых, подчеркнуть свою независимость, самостоятельность. Они употребляют слова общенародного языка в особом значении Инсценировка “СТРЕМНЫЙ ОНЕГИН” Два школьника беседуют в трамвае о Пушкине.
Доклад “ШКОЛЬНЫЙ СЛЕНГ” Ведущий: Говорили ли ваши родители на школьном сленге? (Да) А сейчас говорят или нет? (Нет, они считают это смешным, когда были молоды употребляли, а теперь нет.) Доклад “МОЛОДЕЖНЫЙ СЛЕНГ” Ведущий: С какой целью употребляется молодежный сленг?
Когда вы станете взрослыми, будете его использовать в речи?
Ведущий: Чаще всего стремление к жаргонным словам проходит, как детская болезнь. Однако и от детских болезней остаются иногда памятки: убогое слово тянет убогую мысль. А вот “на мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова”. 2 чтец
Ведущий: Рассказывают, что к коменданту оккупированного Орла пришла молоденькая девушка, учительница русского языка. Она просила разрешения открыть музей Тургенева. Разрешение комендант дал, выделив для этого маленькую комнатку. И вот музей открыт. Посетителей немного. Люди первое время не понимали, к чему эта затея. Однако прошло несколько дней, и посетителей становилось все больше и больше. Побывав в музее, они словно преображались: светлел взгляд, тверже становилась походка, выше поднята голова. Немцев заинтересовало, что же вселяет в людей уверенность? Комендант решил посмотреть сам. Вошел в музей и все понял. Первое, что видел каждый, были слова: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!” Ведущий: А сейчас я хочу зачитать текст пригласительного билета, полученного Вами. Кем быть? Каким быть? Какой язык избрать? Эти вопросы волнуют нас всех, выбирающих будущее, всех, выходящих из школы во Вселенную – на широкую дорогу жизни. Мы изучаем много предметов в школе для того, чтобы лучше понять самый главный – жизнь. За названиями школьных предметов стоят тысячи жизней, тысячи мук и страстей, радостей и переживаний, побед и поражений Нужен ли мне, человеку XXI века, “мильон терзаний” тех, чьи знания наполнили учебники, несмотря на то, что сейчас предоставлена полная свобода языка, свобода общения? Телевидение, радио безусловно двигают язык вперед, изменяя его Но почему же тогда поэты и писатели выступают с требованием защитить наш “великий и могучий” язык? Почему все чаще и чаще звучат слова о необходимости бережного отношения к языку? Организаторы конференции просили Вас подготовить ответы на вопросы:
Размышляя над вопросами, ребята пришли к выводу, что русский язык, развиваясь, должен оставаться литературным. Они считают, что нет ни одного языка столь же богатого эмоционального, умеющего живописать окружающее. Они обеспокоены тем, что в речи появляются слова “паразиты”, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята гордятся тем, что могут “круто” разговаривать. Живя в стране, стыдно не знать язык. Учащиеся нашей школы приходят к выводу, что необходима пропаганда языка: следует проводить устные журнала, вечера вопросов и ответов, лингвистические журналы. Хочется сказать спасибо всем, кто ответил на наши вопросы и пожелать оставаться такими же неуспокоенными, быть активными участниками - борцами за чистоту языка. Чтец
Ведущий: “Что значило для народной жизни Слово вообще?.. Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянства хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с тем… оно утешало, помогало, побуждало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло… Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени было мерилом социально-общественного положения, причиной уважения и почтительности” - так писал в очерках о народной эстетике “Лад”. (Василий Быков) Еще в середине прошлого века знаменитый русский лексикограф академик И. И. Срезневский отметил, что “народ, не сохраняющий народности своей, едва ли может остаться при своих правилах нравственности”. Так пусть же сбережет нас Судьба от потери народности. Язык – это наш дом, наше духовное “жилище”. Если не любить и не обустраивать свой дом, то и не воспитать привязанности к нему, не пробудить чувства ответственности за его настоящее и будущее. Паняева Ольга Валентиновна, учитель русского языка и литературы,
СОШ № 4, с. Мерчанское
Вернуться назад |