{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Экология города Бугуруслана и здоровье населения
{LF_links}

Экология города Бугуруслана и здоровье населения


3 сентября 2008. Разместил: lessons
План проведения внеклассного мероприятия по экологии
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений, четкой гражданской позиции обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании.

Цель:

– расширить и углубить знания студентов по охране окружающей среды;
– способствовать выработке умений и навыков, осуществлять самостоятельную работу;
– развивать интеллект и общую культуру студентов, интерес к изучаемому предмету;
– активизировать деятельность по предупреждению негативных последствий влияния на окружающую среду человека и его здоровье;
– формировать ответственность за свое здоровье и здоровье других людей, как личную и общественную ценность.

Оснащение:

  1. ТСО.
    – музыкальная аппаратура сопровождения (караоке):
  2. – 3124 – "течет Волга."br> – 47 - "Березовый сок."
    – 753 – "Гляжу в озера синие."
    – 3021 – "С чего начинается Родина."
    – 281– "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались."
  3. Видеомагнитофон.
  4. Телевизор.
  5. Видеоинтервью.
  6. Таблицы.
  7. Фотовыставка “Люблю тебя, мой край родной”.
  8. Карта- схема р. Б. Кинель.
  9. “Дерево “жизни и знаний”, жетоны- листья к нему.
  10. Нитратомер – “Мерион”.
  11. Устный журнал.
  12. Плакат с девизом.
  13. Рефераты.
  14. Экологическая газета.

Участники игры: ведущий, ассистент ведущего, вокальная группа, техники-счетчики для подсчета жетонов, экологический обозреватель газеты “Бугурусланская правда”, “автор”, “хозяйка”, специалист по гигиене питания, другие участники игры.

Участники игры: ведущий, ассистент ведущего, вокальная группа, техники – счетчики для подсчета жетонов, экологический обозреватель газеты “Бугуруспанская правда”, “автор”, “хозяйка”, специалист по гигиене питания, другие участники игры.

Ход игры.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые приглашенные, дорогие студенты. Приветствуем всех собравшихся в этой аудитории. Наш эрудицион необычный – экологический – и посвящен теме: “Экология города Бугуруслана и здоровье населения”.

Для участия в игре приглашены студенты 1 курса 11 группы, специальности “Сестринское дело”, и вы, дорогие гости.

Наша цель: узнать, обобщить, осмыслить и содействовать, при первой возможности, улучшению экологической обстановки в городе, квартире.

Наш девиз: “Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь” (М.Горький). Представлять участников игры будем в ходе игры.

Ассистент ведущего: Экология города и здоровье населения. Эта тема очень важна, т.к. наши здоровье и жизнь зависят от состояния окружающей среды: от чистоты воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, пищи, которую потребляем.

Ведущий: Итак, вопросы, которые мы поднимаем в нашей теме, были предложены участниками игры – интервьюерами – жителям города Бугуруслана. Вот что они ответили: (смотрим видеозапись).

Вопросы для интервью с прохожими на улицах города Бугуруслана разного возраста, интеллектуального уровня (выборочно по 1-2 вопроса):

  1. Что такое экология? Вам знаком этот термин, что он означает?
  2. Вам знаком термин экология? Что он означает по-вашему?
  3. Вас устраивает качество воды в реке Б.Кинель (для купания, рыбной ловли)?
  4. Какие мероприятия, на Ваш взгляд, Вы бы предложили для улучшения состояния воды, воздушной среды, почвы?
  5. Что ухудшает состояние воды, воздушной среды, почвы?
  6. Какие болезни Вы бы могли назвать, вызванные загрязнениями окружающей среды?
  7. По-вашему кто-нибудь в нашем городе занимается вопросами экологии?

Ведущий.Эти же вопросы мы рассмотрим здесь, с вами.

Ассистент ведущего.Известно, что во многом здоровье зависит от местных условий жизни населения, включая коммунальное благоустройство, способы водоснабжения, качество рекреационных ресурсов и антропогенное воздействие – загрязнение воздуха выбросами промышленности и автотранспорта, загрязнение поверхностных и подземных вод, наличие с/х продукции с высоким содержанием нитратов, пестицидов, тяжелых металлов; многие заболевания связаны именно с этими факторами.

Ведущий. Послушайте “старую песню о главном”. Исполняется впервые (выходит вокальная группа, исполняется песня).

3124.

Издалека долго течет река Волга
Течет река Волга, в ней загрязнений тьма.
В нее Кинель впадает, их тоже добавляет,
Теперь вода из Волги негодна для питья.
Животный мир страдает,
Состав крови меняет,
Мутантов порождает
И даже погибает!
Откуда ж та беда?!
То с городских проспектов
С полей и огородов
Несут отходы воды
В Кинель, Самару, Волгу
Конца и края нет!

Ведущий. Печальное содержание прокомментирует экологический обозреватель газеты “Бугурусланская правда”.

Экологический обозреватель. В нашем городе и районе работает санитарно-гигиенический отдел центра Госсанэпиднадзора, который ежемесячно отбирает (демонстрация схемы-карты) 6 проб на реке Б.Кинель:

– выше города в районе с.Красноярка
– устьях рек Контузла и Турханка
– 500 м ниже сброса воды с очистных сооружений
– районе п.Затон и
– на границе с Похвистневским районом, Самарской области.

Свои исследования они регулярно публикуют в газете “Бугурусланская правда” под рубрикой “Экология. Безопасность. Жизнь” для широкого обозрения. В нашем училище используют контактную информацию центра: по последним данным бактериологические показатели превышают допустимые нормы в 110 раз, в процентном отношении химические загрязнения составляют 52%, а бактериальные – 48%. Очистные сооружения все еще не в рабочем состоянии.

Питьевая вода берется из артезианских скважин на глубине 30–60 м и имеет хорошие вкусовые качества, но её общая жесткость очень высока, в ней низкое содержание I2 , F2 вот вам и заболеваемость кариесом, у 98% населения, заболевания щитовидной железы – 90%, высокий процент заболеваемости почечно-каменной болезнью, болезни крови – выше среднеобластного показателя. Биологическая потребность в кислороде превышает допустимые нормы в 2 раза и больше.

Преподаватель:В ходе исследования проблемы загрязнения окружающей среды в нашем городе и его окрестностях, большое внимание отводилось мониторингу, результаты которого освещаются средствами массовой информации: в периодической печати, на радио, по телевидению. Вам предлагается фрагмент видеозаписи такого выступления в передаче “На днях” от 6 марта 2001 года, по местному телевидению, (включается видеозапись)

Преподаватель. Работники Госсанэпиднадзора частые гости нашего экологического общества. Предлагаем вашему вниманию фрагмент видеозаписи одной из многих таких встреч (включается видеозапись встречи с заведующей санитарно-гигиеническим отделом ЦГСЭН).

Экологический обозреватель. Сегодня у нас присутствует помощник санитарного врача по коммунальной гигиене ЦГСЭН. (представление приглашенного.)

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Какие меры по охране почв предпринимаются в нашем городе и районе?

Выступление приглашенного.

Экологический обозреватель. Надо отметить основных поставщиков различных загрязнителей – их всего 19. Это: з-д “Радиатор”, мясокомбинат, молкомбинат, близлежащие к реке дачи, улицы города и т.д. Всякого рода загрязнители вызывают изменения состава крови, обмена веществ, а значит и тяжелые массовые заболевания, лечить которые нет возможности у многих людей. Предстоит огромная работа по решению этой проблемы.

Основная доля загрязнителей – органического происхождения, это соединения, содержащие S,P,N2, например нитратное загрязнение, уделим ему особое внимание:

Сценка (выходит хозяйка с корзиной овощей).

Автор.

Хозяйка сегодня с базара пришла,
Она для борща овощей принесла.

Хозяйка (вынимая и показывая овощи из корзинки).

Картошку. Капусту, морковку, горох?
Укроп и петрушку, о-о-ох!
Чуть-чуть отдохну, включу телевизор, на рекламу взгляну
(реклама прибора “Мерион” нитратомера).

Чтобы исключить потребление овощей, загрязненных нитратами, используйте прибор “Мерион” для определения!

Хозяйка.

Алло! Алло! 03? Дайте ответ?!

Можно ль использовать овощи в пищу, да или нет, если в них, явно, нитратов букет?

Ведущий. Вам отвечает специалист по гигиене питания.

Специалист. Избавиться от нитратов можно, если вымачивать очищенный картофель не менее 3-х часов, у моркови не использовать утолщенную часть, не использовать кочерыжку капусты, где накапливаются нитраты.

Нитраты оказывают негативное влияние на здоровье человека (комментируется таблица о действии нитратов на организм человека).

В желудке нитрат-ионы превращаются в нитрозоамины, которые являются высококонцерогенными веществами, поэтому высокая концентрация нитратов в питьевой воде может привести к заболеваниям желудка, раку пищевода, всей пищеварительной системы. Дети младше 3-х месяцев по этой же причине могут приобрести “синдром синюшности”. При котором нитраты, восстанавливаясь до нитритов, образуют стойкое соединение с гемоглобином крови – метгемоглобин. Это соединение уменьшает способность крови переносить кислород к клеткам и тканям организма, вызывая дефицит кислорода и признаки анемии.

Ведущий. Отгадайте загадку: И топчут, и режут её, а она не серчает, добром отвечает... (почва). У нас присутствует почвовед-эколог, ему слово.

Почвовед-эколог. B самой загадке слышится любовь к матушке Земле, однако мы знаем множество примеров загрязнения почв, бесконтрольным и бездумным их использованием, заводами, с/хозяйствами, мусорными свалками и бытовыми отходами, стоянками автомобилей; что приводит к последующему проникновению в с/х растения, а затем, и в организм человека различных загрязнителей. Например, тяжелые металлы: Си, Cd, Pb, нитраты, органические вещества, пагубно влияют на здоровье человека. Тяжелые металлы, например, свинец, имеет высокий токсический эффект: вызывает анемию, поражения почек, судороги, умственную отсталость у детей. Кадмий – гипертонию, уменьшение гемоглобина в крови, заболевания почек.

Ведущий. Мы убедились, насколько актуальна и многогранна данная проблема. Многие аспекты этой темы рассматриваются и изучаются на уроках экологии. Так пусть эти знания помогут зазеленеть на чистой Земле дереву “жизни и знаний”. Каждый ваш правильный ответ оценивается зеленым листком. Предлагаем и вам, уважаемые гости, принять участие в озеленении дерева “жизни и знаний”.

Вопросы ведущего:

  1. Как называется наука о мусороведении? (Гарбология)
  2. Какие растения – индикаторы загрязнения атмосферы в городе вы знаете? (Ель, сосна, спирея).
  3. Какое растение называют кухонным фильтром? И почему? Найдите его здесь (хлорофитум-пучковатый).
  4. Какое растение нейтрализует воздействие электромагнитных излучений на человека? (Кактусы).
  5. Запахи, каких растений стимулирующе влияют на сердечно-сосудистую систему? (Цветы боярышника, сирени, сосна, ель).
  6. Чьи это слова: “Нельзя человека закупоривать в ящик, жилище проветривай лучше и чаще?” (В.В.Маяковский, стих “Санплакат”)
  7. По внешнему виду и состоянию каких растений можно без химических исследований определить, какие загрязнения находятся в окружающей среде? (Если все части растения имеют некрозы, желтые пятна (у люцерны, подорожника, клевера, гороха), то в атмосфере находится оксид серы); (Если такие растения как морковь, редис, овес, бобовые имеют красноватые жилки и черешки, бурые края листьев, то почва загрязнена кадмием).
  8. Сколько времени банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения? (100 лет и более) Бумага (1–2 года).
  9. Что такое вермикультура? (Специальное разведение дождевых червей для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы).
  10. Какое растение-аллерген широко распространено в нашей местности, и с ним очень нужна и важна борьба? (Амброзия).

Итак, наше дерево ожило, зазеленело, запело. А вы знаете, что ученые обнаружили – растения действительно поют, были записаны их жизнеутверждающие песни. Давайте вместе, с помощью караоке, подпоем им, чтобы дерево зеленело и дальше во имя жизни на Земле! (Предлагается участникам и гостям исполнение – караоке.)

Какие вы знаете песни, связанные с экологией?

Преподаватель. Итак, ребята!

Знать – это много, это много возможностей для предвидения и заботы о будущем, способности прогнозировать возможные пути развития жизни и человечества. Для эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, убежденности в возможности решения экологических проблем, через распространение экологических знаний. Это и личное участие в практических делах по защите окружающей среды, а, значит, соблюдение здорового образа жизни, здоровья и долголетия. Спасибо всем участникам и гостям.

Литература.

  1. В.М.Сенкевич, Как учить экологии. М. Просвещение, 1995.
  2. Н.М.Мамедов, Экология. Учебное пособие. Москва “Школа-пресс” 1996.
  3. Н.М.Мамедов. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. М. 1989.
  4. Б. Небел. Наука об окружающей среде. М. 1993.
  5. Журнал “Биология в школе” №5, 1998.
  6. Госдоклад “О сан.эпид.обстановке в г. Бугуруслане” 2000г.

Абатурова Ольга Николаевна




{SL_links}

Вернуться назад