Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Технология работы с учебником Технология работы с учебником3 сентября 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||||
В школьном курсе не отводится специального времени для овладения методами и приемами учебной работы, поэтому возникает необходимость обучать этому учащихся непосредственно на уроках, одновременно отвечая на вопросы: зачем изучать математику? что изучать в ней? как изучать? как научиться рационально изучать? как учить? Одним из приемов учебной работы является работа с учебником. В своей статье хочу поделиться опытом работы по данной проблеме.
I. Психологи утверждают, что неспособных учеников нет. А есть дети, которые могут учиться и которые не могут учиться. Учителя имеют ясное представление о результатах усвоения школьниками пройденного материала, а каким трудом получен результат и усвоен материал – остается скрытым. Неумение учиться не обязательно приводит к неуспеваемости ученика, и поэтому не всегда обращает на себя внимание учителя. Чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, Либо достигают успеха ценой тяжелого труда. Очень важно научить их разумно учиться. Зачастую учащиеся учатся этому стихийно, неуправляемо, лишь подражая взрослым или своим сверстникам, заимствуя не всегда рациональные способы и приемы учения, а иногда примитивные и даже вредные (вроде зубрежки). В особом положении находится математика. Она является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся повседневной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. В течение многих лет работаю над этой проблемой. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации. II. Мною разработана система работы с учебником с 5 по 11 кл. На каждой параллели свои задачи, но названия одни и те же:
Работа с учебником проводится параллельно по двум направлениям:
При этом формируются следующие навыки и умения:
Формирование умений и навыков работы с учебником должно проводиться систематически. Важно, чтобы выработался алгоритм такой деятельности. Подробнее рассмотрим работу с учебником в пятом классе. Структуры учебников в нач. школе и пятых классах различны. В нач. школе учащиеся из учебника использовали только задания, а в пятом классе нужно научить их читать текст учебника. Работаю в пятом классе по учебнику Н.Я.Виленкина “Математика 5”. Дополнительно использую учебник Нурк Э.Р. “Математика 5”. Начинаю работу с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение. По структуре учебника провожу игру “Книжкин компас”. План игры “Книжкин компас”. По учебнику Виленкина Н.Я. “Математика 5”. I. Задания по оглавлению.
II. Задания по содержанию. (Например по п.2 “Окружность, длинна отрезка”).
Такую работу провожу не только в пятом классе, но во всех остальных классах на первом уроке нового уч. года. Именно в пятом классе важно продумать систему уроков над общей темой “Обучение работе над учебным текстом”. Эта работа проходит по такому плану, где предусмотрен переход от простых навыков и умений к более сложному:
Систематическая работа по этому плану в I полугодии дают хорошие результаты. Целесообразно применить и такой прием: разделение труда между учителем и учащимися. Учитель излагает некоторую часть материала, а остальную часть учащиеся осваивают по учебнику. Для того, чтобы ученик привык работать с учебником, домашние работы в I полугодии задаю аналогичные тем, что разобрали в тексте пункта. Например, при выполнении номеров 616, 618 следует прочитать текст учащимся на стр. 108. Рассмотрим применение некоторых приемов работы с учебником при изучении темы “Окружность и круг” (п.22; 5кл.) I-й вид работы. Чтение текста по абзацам с обсуждением. Совместно с учителем составляется план прочитанной темы.
План записывается в тетради учащихся. II-й вид работы. На следующем уроке задаются домашние задания в виде словарной работы по п.22 и на отыскание дополнительной информации об элементах окружности и круга. Она выполняется в таком виде (учащиеся этому научены), и главные слова должны быть выделены цветом: Окружность – замкнутая линия. Круг – внутренняя часть окружности и сама окружность. Центр окружности, круга – точка О. Радиус – отрезок, соединяющий центр окружности с точкой окружности. Диаметр – отрезок, соединяющий две точки окружности, проходящий через центр окружности. Дополнительная информация из других источников: Хорда – отрезок, соединяющий две точки окружности. Сектор – часть круга, ограниченная двумя радиусами и дугой. Сегмент – часть круга, ограниченная хордой и дугой. На следующем уроке учащиеся должны показать на рисунке хорду, сектор, сегмент. III-й вид работы. Описание рисунка. Текст нужно уметь перенести на рисунок, выполняется в цвете IV-й вид работы. Дополнительное задание: сочинение стихов, шуток про круг и окружность. 1) Китаев Женя
2) Федорова Ксения
3) Чернов Роман
4) Суднищиков Евгений
V-й вид работы. Составление узоров. Выполняется в цвете. Рисунок состоит только из кругов и окружностей (IV и V виды работ можно совместить). Проверяя такие работы учащихся, получаешь огромное удовольствие и удивляешься их сообразительности (фантазии). При изучении темы “Окружность” проводились все виды работ с учебником. Аналогично изучаем новые темы в курсе 5-6 класса. Но наиболее часто применяются два вида: 1. По плану учителя найти ответы в тексте учебника. 2. По тексту учебника составить план прочитанного. Второй вид мы рассмотрели при изучении п.22. Первый вид рассмотрим по п.25. Тема “Правильные и неправильные дроби”. На доске учитель записал план изучения темы:
Учащиеся должны найти ответы в учебнике и коротко из записать. Например, ответ на первый вопрос: Числитель; правильная дробь, если числитель меньше знаменателя. Знаменатель Но на пятый вопрос под в) ответа в учебнике нет. Ученики должны сравнить ответы под а) и под б) и додумать ответ под в) (ответ: неправильная дробь больше правильной). Учащимся очень нравится работать с учебником, когда по тексту надо составить алгоритм действий или схему выполнения заданий. (Мы это называем составлением “шпаргалки”). При их оформлении поощряется инициатива ученика. По каждому алгоритму проводится конкурс. Любой ученик имеет право вынести на обсуждение свой алгоритм, затем, под руководством учителя, коллективно выбирается лучший. Большое внимание уделяю еще одному виду работы с учебником – обучающие самостоятельные работы. Для этой цели использую учебник автора Э.Р.Нурка “Математика 5”. В данном учебнике к каждой главе приведены самостоятельные работы. В каждой из работ содержатся разнообразные по характеру задания, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению. Начиная с 5 класса у учащихся необходимо выработать навыки в умении пользоваться дополнительной литературой, различного рода справочниками, таблицами. С этой целью предлагаю учащимся задания, которые требуют обращения к этим источникам. Например, при подготовке сообщения по теме “Инструменты для вычислений” нужно было найти материал о первых вычислительных “устройствах”, русских счетах, арифмометре. Уже в 5 классе учимся писать мини-рефераты. Например, при подготовке к написанию реферата по теме “Дроби” нужно было найти исторический материал о появлении дробей, а к реферату по теме “Метрическая система мер” найти материал о старинных единицах измерения. При изучении темы “Квадрат и кубические числа” вырабатываем навыки работы с таблицами квадратов и кубов натуральных чисел. При обучении работе с учебником надо уметь ввиду, что к выборе текстов для самостоятельного изучения нужно подходить осторожно. Если будут предлагаться трудные тексты, многие ученики потеряют уверенность в своих силах и интерес к такой работе. Работая таким образом, в первое время не хватает времени на уроки, происходит отставание от программы. Но в конце учебного года формируется устойчивый алгоритм самостоятельной работы учащихся с учебником, который активизирует их работу на уроке, материал усваивается прочнее. Ведь знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получал после объяснения учителем. Самостоятельное усвоение вызывает чувство гордости и радости за достигнутые успехи. Итак, к концу учебного года в пятом классе учащиеся умеют составлять план прочитанного, составить устный рассказ по плану, анализировать свои ответы, переносить текст учебника на рисунок, составлять вопросы к тексту, вести словарь математических терминов, готовить небольшие сообщения, используя дополнительную литературу; они хорошо ориентируются в учебнике математики. В старших классах применяются уже другие формы работы с учебником. Об этом в следующей статье. Абашева Наиля Ибрагимовна, учитель математики МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 11", г. Глазов Вернуться назад |