Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Современный детский писатель Э.Н. Успенский Современный детский писатель Э.Н. Успенский4 сентября 2008. Разместил: lessons |
Знакомство с жизнью и творчеством детского писателя Э.Н. Успенского является благодатным материалом для воспитания учащихся. На уроке внеклассного чтения, посвящённом Э.Успенскому, дети не только узнают интересные сведения о писателе как человеке, но и начинают лучше понимать художественные произведения, разбираться в человеческих отношениях.
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством детского писателя. 2. Формировать речь детей, используя элементы “критического мышления”. 3. Развивать творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитанных произведений. 4. Воспитывать уважение к окружающим, бережное отношение к своим друзьям. Оборудование: 1. Портрет писателя. 2. Выставка книг писателя. 3. Пёс, кот, Чебурашка - куклы классного кукольного театра. 4. Костюм почтальона Печкина, телеграмма. 5. Запись песен “Голубой вагон” и “Песни Чебурашки” на слова Э. Н.Успенского. 6. Кроссворд. 7. Рисунки и диафильмы, выполненные детьми. 8. “Дневник читателя” - у каждого ученика. Ход урока 1. Организационный момент Почтальон Печкин стучится в дверь: “Тук! Тук!” Печкин: Здесь учатся дети 3-Б класса? Тогда вам телеграмма! Э-э-э, а доку-у-умент у вас есть? Дети показывают свои документы - это дневники учащихся, в которых записан урок внеклассного чтения и тема домашнего задания: “Прочитать произведения Э.Успенского: “Про Веру и Анфису” (подготовить самодельный диафильм), “Крокодил Гена и его друзья” (иллюстрировать), “Дядя Фёдор, пёс и кот” (отзыв о произведении), познакомиться со стихами”. Домашнее задание задано учителем дифференцированно, по “звёздочкам”. Печкин: Ладно, забирайте свою телеграмму, только распишитесь вот здесь! Телеграмма Дети читают начало телеграммы: “Дорогие ребята! Примите мой горячий привет и пожелания здоровья…” (Подпись неразборчива). Учитель: Дети, чтобы точно знать от кого это послание, предлагаю разгадать кроссворд. Кроссворд
Из выделенных букв получается слово: УСПЕНСКИЙ. 2. Вступительная часть “О писателе” Учитель: Кто же это, Эдуард Успенский, который передаёт нам свой горячий привет? Дети: Это детский писатель и поэт. Учитель: А что могут рассказать о нём герои его собственных книг? На ширме кукольного театра появляются две куклы: кот и пёс. Они здороваются с ребятами. Кот: Во-первых, Э.Успенский по образованию инженер. Во-вторых, ему уже скоро 70 лет, а он озорной, как наш дядя Фёдор. Пёс: Ну, а в-третьих? Кот: А в-третьих, он написал много интереснейших детских книжек. Пёс: А какие книги он написал? Кот: Давай-ка, лучше спросим об этом у этих симпатичных ребятишек. Они, конечно же, читали его книжки. Дети называют произведения писателя и выставляют подготовленные к уроку книги на полочке у доски. Получается выставка книг Э.Успенского: “Крокодил Гена и его друзья”, “Про Веру и Анфису”, “Колобок идёт по следу”, “Меховой интернат” и другие. Пёс: Эге! Как много книг прочитали дети! Учитель рассказывает: - Эдуард Николаевич Успенский родился в 1937 году. В 1961 году он окончил Московский авиационный институт. И всё время учится. В 40 лет стал осваивать работу на компьютере двумя пальцами. А сейчас уже всеми десятью печатает. В 50 лет принялся учить английский язык. И теперь знает его так, что вместе с голландской писательницей Элс де Грюн написал книгу “Год хорошего ребёнка”. А несколько лет назад начал учиться петь. До этого он не мог взять правильно ни одной ноты! Он прекрасно умеет разговаривать с животными. Пожалуй, лучше него никто не беседовал с героями телепередачи “Спокойной ночи, малыши!” Филей, Степашкой и особенно с Хрюшей. Рядом с ним постоянно живут две кошки, собака и попугай. Сейчас Э.Успенский изучает историю, написал книгу о Лжедмитрии. Чему он ещё будет учиться? Никто не знает. Эдуард Николаевич так много успевает. Может быть потому, что фамилия у него такая – Успенский! 3. Основная часть: “Детские повести” Учитель: Ребята, а каких героев Успенского вы узнали в коте и псе? Из каких произведений они? Дети: Это кот Матроскин и пёс Шарик из произведения “Дядя Фёдор, пёс и кот”. а) Учитель предлагает 2-3 ученикам, познакомившимся с этой повестью при подготовке домашнего задания, зачитать свои отзывы по “Дневнику читателя”. План отзыва:
Учитель: Чему учит ребят повесть – сказка Э.Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”? Вывод: Эта весёлая и добрая книга о верности и об умении дружить. В ней развита тема преодоления одиночества. б) Учитель берёт с выставки книгу “Про Веру и Анфису” и просит 2-3 учеников, прочитавших эту повесть, “прокрутить” свои “авторские диафильмы” и рассказать одноклассникам о понравившихся эпизодах. Вывод: Хорошо иметь близкого друга. в) Учитель указывает на книгу “Крокодил Гена и его друзья” и ребята третьей группы показывают свои иллюстрации и рассказывают одноклассникам о своих впечатлениях. Учитель: Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - “Крокодил Гена и его друзья” - вышла в свет в 1966 году. Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки. Вывод: Друга уважают не за внешние данные, а за душевные качества. 4. Физкультминутка Дети выполняют серию физкультурных упражнений под руководством куклы – Чебурашки из классного кукольного театра под аудиозапись “Песни Чебурашки” на слова Э.Н.Успенского. 5. Продолжение основной части: “Стихи для детей” Учитель: Кроме сказочных повестей, Э.Успенский любит сочинять для ребят весёлые стихи, в которых ненавязчиво учит, как правильно вести себя в различных жизненных ситуациях. Ученик читает стихотворение “Песенка пожарных”, которое выучил дома. Два ученика и одна ученица (папа, мама, сын) разыгрывают заранее подготовленный мини-спектакль “Птичий рынок”. Учитель: Почему такая хорошая добрая мама не пускает домой папу и сына? Дети: Слишком много разных зверей накупили они. Мама всегда прибирается дома и ей приходится ухаживать за всеми питомцами. Учитель: Что же делать папе и сыну? Как выйти из этого трудного положения, ведь они уже привели животных к себе домой? Дети: Можно животных подарить своим хорошим добрым друзьям или предложить надёжным людям. Учитель: На стихи Э.Успенского написаны песни. Ребята, мы хорошо знаем слова песни “Голубой вагон” на музыку В.Шаинского. Давайте, исполним её дружно хором. 6. Физкультминутка Исполнение песни “Голубой вагон” с несложными танцевальными движениями. 7. Домашнее задание Учитель: Э. Успенский детский юморист. Поэтому среди его героев много детей, которые часто попадают в различные забавные ситуации. В телеграмме Эдуарда Успенского есть ещё приписка внизу: “Ребята, напишите сочинение на тему: “Ещё одна история, произошедшая с… (одним из героев писателя)” и опустите своё письмо-сочинение в “Классный почтовый ящик”. С нетерпением жду ваших писем!” 8. Итог урока Кукла – пёс Шарик: Гав! Чем вас подкупают произведения писателя Успенского? Дети: Книги Эдуарда Николаевича весёлые, понятные, о таких же ребятах как мы. Кукла – кот Матроскин: М-р-р-р. За какие душевные качества вы полюбили героев произведений детского писателя Э.Успенского? Кукла – Чебурашка: Я думаю, все основные выводы, которые можно сделать по книгам Э.Успенского, выражены в народных пословицах. Я произнесу начало пословицы, а вы их закончите: Хочешь дружить – (сам будь другом). Встречают по одёжке, а (провожают по уму). Доброе братство лучше (богатства). - А какие пословицы по теме урока вспомнили вы? Учитель: - Какая книга писателя вас особенно заинтересовала во время урока, и вы хотите прочитать в ближайшее время? Абдрахимова Альфия Абубакировна, учитель начальных классов
СОШ № 6 г. Ишимбая Республики Башкортостан
Вернуться назад |