Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Порядок слов в предложении. Инверсия Порядок слов в предложении. Инверсия23 сентября 2008. Разместил: lessons |
Цель урока - углубить знания учащихся о смысловой и грамматической сочетаемости слов; познакомить с новыми выразительными средствами языка; обобщить и систематизировать знания учащихся о том, что языковые средства выбираются в зависимости от стиля, от конкретной речевой ситуации. Научить учащихся находить различные средства выразительности, умению свободно их использовать в тексте. На уроке используются занимательные разноуровневые задания, которые помогают учащимся разобраться в данном вопросе.
Язык неистощим в соединеньи слов… Порядок слов – главная сокровищница русского языка. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Они пришли посмотреть на то, как мы умеем работать. Сегодня мы продолжаем разговор о средствах художественной изобразительности русского языка. Тема нашего урока - Порядок слов в предложении. Инверсия. Мы должны познакомиться с новыми выразительными средствами языка, углубить знания о сочетаемости слов в предложении, обобщить знания о том, что слова в языке выбираются в зависимости от ситуации. 2. Проверка домашнего задания. Но сначала проверим домашнее задание – ваши письменные работы, в которых вы учились использовать в тексте гиперболы и синекдоху. - Что такое гипербола? - Гипербола – это художественное преувеличение. - Что такое синекдоха? - Синекдоха – это употребление слова в переносном значении на основе количественной связи между явлениями. Прочитайте свои миниатюры, написанные дома, в которых вы употребили синекдоху и гиперболу. 3. Погружение в тему.
Мы с вами знаем теперь, какие выразительные средства может использовать автор в своем произведении, но мы не обращали внимание на синтаксис, на то, как построено предложение. Как вы думаете, что значат слова А. С. Пушкина, взятые эпиграфом к нашему уроку: “Язык неистощим в соединеньи слов…”. Учитель делает вывод. - Для выражения своей мысли человек использует различные слова. - В зависимости от цели высказывания выбираются форма речи и средства связи слов. - Разные речевые ситуации требуют своих правил. 4. Объяснение нового материала. Давайте посмотрим, какие же существуют правила построения предложений в тексте. Обратимся за информацией к учебнику. §16, стр.75. Прочитаем эти правила.
Но в русском языке, несмотря на все правила, есть и другие разнообразные возможности, которые позволяют сделать речь более выразительной. Это, прежде всего, порядок слов в предложении. Александр Матвеевич Пешковский (известный ученый-руссист) отметил, что “порядок слов – главная сокровищница русского языка”. Обратимся к отрывку из рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”. Упр.78, стр.76. Обратите внимание на то, как проявляются здесь три названных нами правила. Прочитаем текст. Была раз гроза сильная, и дождь час целый как из ведра лил. И помутились все речки; где брод был, там на три аршина вода пошла, камни ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам. Найдите языковые средства, которые вы уже знаете. Лил как из ведра – синекдоха. - Что такое синекдоха? - Синекдоха – это… . Вода пошла, ворочает, гул стоит, гроза прошла, ручьи бегут – олицетворения. - Что такое олицетворение? - Олицетворение – это изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных мыслить, действовать, чувствовать. - Как проявляются в данном отрывке названные правила? - Как построены предложения? - Все предложения начинаются с разных членов предложения (1 - глагол-сказуемое, 2 – союз, 3 – наречие-обстоятельство, 4 – указательное местоимение-обстоятельство, 5 – существительное-подлежащее). - Все предложения построены по-разному (1 – сложносочиненное, 2- сложное с разными видами связи, 3- сложное бессоюзное, 4 – сложноподчиненное, 5 – простое с однородными сказуемыми). - Что еще необычного в построении предложений вы заметили? - Слова стоят в необычном порядке. - Обратите внимание, что сказуемое стоит перед подлежащим, определение после определяемого слова. Это нехарактерно для русского языка. - Найдите такие примеры в тексте примеры. - Была гроза, помутились речки, прошла гроза, гроза сильная. - Как же называется это явление? Посмотрим определение в учебнике и откроем ещё одну неизвестную строчку в нашей таблице. §17, стр.77. Инверсия – необычный порядок слов. Это одно из изобразительных средств языка. 5. Закрепление нового материала. Очень часто поэты и писатели в своих произведениях используют инверсии. Мы видели, как владел этим мастерством Л. Н. Толстой в прозаическом тексте. Обратимся к лирике. Упр.81, стр78. Прочитаем отрывки из стихотворения М. Ю. Лермонтова “Три пальмы”.
- Мы с вами научились находить инверсии в тексте. Усложним работу.
У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитаем его.
Поменяйте местами подлежащее и сказуемое, чтобы получился авторский текст. На эту работу вам отводится 2 минуты. Время определяют песочные часы. Работа проводится в парах. Прочитаем то, что у вас получилось.
- У кого получился такой же вариант стихотворения, встаньте. (Если есть неправильные ответы, то их нужно проработать). - Для чего автор использовал инверсию? - Чтобы читатель обратил внимание на главные слова. - Инверсия помогает выделить самое важное в тексте. - Теперь вы знаете, что такое инверсия, для чего она нужна автору. Выполняя следующую работу, мы увидим, кто из вас уже может правильно находить и использовать порядок слов в предложении.
Используя инверсию, переделайте предложение так, чтобы получился отрывок из стихотворения А. С. Пушкина. На эту работу отводится 2 минуты. Время определяют песочные часы. Те, кто из вас сделают раньше времени, могут встать. Выполняем это задание в группах по 4 человека.
Прочитаем, что у вас получилось. Поднимите руки те, у кого получился иной вариант ответа.
6. Подведение итогов урока. - Сегодня на уроке вы познакомились с новым выразительным средством. - Каким? - Инверсией. - Что это такое? - Это необычный порядок слов в предложении. - Вы научились находить инверсию в тексте, выяснили, для чего она нужна. - Для чего же используется инверсия в художественных произведениях? - Помогает выделить значимые слова. - Помогает создать стилистическую и эмоциональную окраску текста. 7. Домашнее задание. §§ 16,17, упр.80, 83. ********** Творческая мастерская. - А теперь примените свои знания на практике. Используя инверсию, напишите несколько предложений или связный текст (по выбору). На столах лежат разноцветные карточки, в которых указаны темы мини-сочинений, а также опорные слова и словосочетания. Они помогут вам в работе. Ребята, которые чувствуют себе силы написать сочинение-миниатюру, выбирают зеленые, которые сомневаются – желтые. На это задание вам дается 7 минут. Время будут отсчитывать настенные часы и музыка. Задание 3. Зеленая карточка Темы сочинений: 1. “Люблю я пышное природы увяданье”. 2. “В багрец и золото одетые леса”. 3. “Здравствуйте, дни голубые, осенние” 4. “Шумит золотой дождь”. Желтая карточка Опорные слова и словосочетания. Осенний, сонные березки, блеск холодный солнца, воздух желтоват, лес золотой, пожухла листва; листья, когда-то зеленевшие; лучи последние, слетают листы, лес поредевший, аромат опавшей листвы; листва огненная, сухая. Список литературы:
Авдеева Маргарита Викторовна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 28", г. Коломна, Московская обл.
Вернуться назад |