Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание, Методики > Составление рассказа о весне по опорным картинкам Составление рассказа о весне по опорным картинкам24 сентября 2008. Разместил: lessons |
Интегрированный урок: развитие речи + окружающий мир по теме: "Весна" в 1-м речевом классе V вида Представлена разработка интегрированного урока, которая позволила показать, как можно развивать речь у детей с речевыми нарушениями в 1-м классе на основе знаний об окружающем мире, сделав таким образом процесс обучения более доступным и интересным для детей. Цели:
Оборудование:
Ход урока Учитель: Организационный момент:
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
Учитель: Введение в тему урока.Создание проблемной ситуации. - Ребята, сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот, кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. Шагает красавица, Легко земли касается. Идёт на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. (Весна) На доске появляется картинка весны в образе девочки. Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска – это наш альбомный лист, на котором мы попробуем нарисовать картину весны. (На доске прикреплена белая магнитная доска в виде альбомного листа, на которую будут крепиться картинки). - Перечислите названия весенних месяцев. Их легко можно запомнить по первым буквам. Весна – время года МАМ. (Праздник 8 марта – праздник мам). Выставляются таблички с названиями месяцев. - А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идёт речь.
Итак, ребята, пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Но прежде игра. Игра “Четвертый лишний” (ландыш, тюльпан, солнце, лилия). Солнце лишнее. Почему? Вот солнце и поместим на нашей картине. Учитель: Работа над слоговой структурой слова - Ребята, а что это за белые барашки по небу летят? (Это облака). Вот и по нашему весеннему небу плыли облака, на которых были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал их на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части облака точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы. После выполнения задания на доске появляется ещё одна картинка – опора (облако). Учитель: Работа с деформированными предложениями. - Ребята, а у меня были написаны весенние предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведём их в порядок. - Каждому ряду предлагается своё предложение. По окончании работы учащиеся зачитывают свои предложения.
После зачитывания предложений, ребята выясняют, что в них говорится о дожде, почках, подснежниках. Эти картинки-опоры появляются на доске. Учитель: Все растения, которые расцветают ранней весной, называют первоцветы. Собирая первоцветы, человек часто вырывает их с корнем, нанося вред растениям, вытаптывает места их произрастания, что ни в коем случае нельзя делать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время. Что для этого надо делать? Дети: Учащиеся сами выводят правила: - Не рвите большие букеты! - Не губите места произрастания первоцветов! - Не вырывайте первоцветы с корнем! - Посадите первоцветы в саду и ухаживайте за ними! - Расскажите друзьям и близким об охране первоцветов! I. Физкультминутка. Игра “Делай то, что скажу, а не то, что покажу”. Учитель: Уточнения изменений в живой природе. Весна вносит изменения в жизнь животных. Как встречают весну звери? А как меняется жизнь птиц с приходом весны? Каких перелётных птиц вы знаете? (Дети называют птиц.) - Вспомните, как тяжело было птицам зимой.Чем люди помогают птицам в холодное время года? (Ответы детей.) А теперь давйте посмотрим, какие кормушки и скворечники сделали вы с вашими родителями. Все рассматривают выставку работ. (Задание дети вместе с родителями выполняли заранее.После урока кормушки будут прикреплены на улице на деревьях.Во время прогулок мы будем ходить к этим деревьям, ложить корм и наблюдать, как к ним будут прилетать птички.) Что происходит с насекомыми? После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук. Учитель: Упражнение на изменение силы голоса. Картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров. Как жужжит большой жук? А как маленький? Как звенит большой комар? А как маленький? Дети: Дети изображают, как жужжат жуки, пищат комары. Учитель: Игра “Так бывает или нет? ”.Учитель читает предложения, а дети отвечают бывает так или нет.
Учитель: Работа над согласованием (сущ. + прил.). На доске даны карточки со словами-признаками. Подобрать нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму. Слова-признаки: тёплый, лёгкий, ласковый, воздушный, нежный, перелётный, яркий. Солнце – тёплое, ласковое, яркое. Облака – лёгкие, воздушные Цветы – нежные Птицы – перелётные Учитель: Работа над интонационной выразительностью речи. - За долгую зиму все соскучились по теплу и играм на воздухе. Я предлагаю поиграть в футбол. А вот все ли его любят, мы сейчас узнаем. Прочтите в лицах стихотворение “Футбол”, чтобы стало понятно, как к нему относятся мальчик, его тётя, мама и сестра. Футбол Сказала тетя - Фи, футбол (с пренебрежением) Сказала мама - Фу, футбол (с отвращением) Сестра сказала: - Ну, футбол (с разочарованием) А я ответил: - Во, футбол (с восторгом) Дети: Четыре человека читают стихотворение в лицах. Учитель: Работа над звуковым анализом слова. - А теперь я вам предлагаю поиграть в “звуковой” футбол. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было кружочков на грани кубика. Дети: Дети по одному выходят к доске, бросают кубик и находят слова. Учитель: Составление предложений по схеме. Учащимся предлагается схема предложения из 4 слов. ______ ______ ______ ______. Дети составляют по схеме предложения: На деревьях набухают почки. Перелётные птицы возвращаются домой. Весной светит яркое солнце. Выбирается одно из предложений. Произнести предложение с интонацией, соответствующей знаку в конце его. Весной светит яркое солнце. Весной светит яркое солнце! Весной светит яркое солнце? Учитель: Составление рассказа по опорным картинкам. Итак, ребята, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет вам составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ “Главное время года”, а вы, используя картинки-опоры и слова-признаки закончите его. Главное время года. Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит: - Лето! Летом созревает вишня и клубника, можно купаться в реке. - Осень – главное время! – сказал Коля, - осенью всё с огородов убирают. - Вот! – подхватила Маринка. – Осенью на зиму всё заготавливают! И ёлка зимой. И новый год зимой. Зима – главное время года! - Про какое время года не сказали? Продолжите рассказ. Дети: Заслушать несколько ответов детей. Учитель: Ребята, а как выдумаете какое время года главное? Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель: Подведение итога урока
- Ребята, чем мы занимались сегодня на уроке? (Закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, работали над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ). - Вы все поработали хорошо. Молодцы! Весна вам в подарок за хорошую работу дарит подснежники с сюрпризом. (Все дети получают подснежник из бумаги, на обратной стороне которого написано: “Умница!”). Авдеенко Елена Ивановна, учитель начальных классов
МОУ "СОШ № 42", г. Норильск
Вернуться назад |