{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Организация предпрофильного обучения
{LF_links}

Организация предпрофильного обучения


25 сентября 2008. Разместил: lessons

опыт работы школы по введению предпрофильной подготовки

Курсы по выбору призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.


В рамках реализации Концепции профильного обучения курсы по выбору в 9-х классах кроме решения проблемы обучения ученика делать ответственный выбор должны помочь в решении двух задач: во-первых, создать условия для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности. Разница между прежними факультативами состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а курсы по выбору для всех (какие должен выбрать старшеклассник) и являются составной частью индивидуального учебного плана ученика. Во-вторых, курсы по выбору призваны помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.

Для введения предпрофильной подготовки девятиклассников 2005-2006 уч.г. уже в 2004-2005 учебном году был составлен "План-график организационных мероприятий по переходу на предпрофильное обучение", в котором прописаны этапы работы школы № 6 в рамках реализации Концепции профильного обучения:

  • информационно-просветительский;
  • организационно-деятельностный;
  • рефлексивно-аналитический.

На каждом этапе введения предпрофильной подготовки были продуманы цели и мероприятия для всех участников образовательного процесса: школьной администрации, педагогов, учащихся, родителей. Так, на этапе информационно-просветительском были определены следующие задачи:

  1. знакомство с целями, содержанием и вопросами перехода на предпрофильную подготовку;
  2. ознакомление с изменениями в учебном плане для 9-х классов 2005-2006 уч.года;
  3. изучение нормативных документов разного уровня по организации предпрофильной подготовки;
  4. изучение новых педтехнологий.

С целью выполнения поставленных задач школьная администрация провела административное совещание "Об организации введения предпрофильной подготовки”, на котором определены направления работы школы по введению предпрофильной подготовки учащихся;

- для педагогов организовывались теоретические семинары "Концепция предпрофильной подготовки”, "Новые педтехнологии: проектная деятельность учащихся. Портфолио”, был создан информационный стенд.

- для учащихся классные часы по теме "Цели и задачи предпрофильной подготовки”,

- для родителейтематическое собрание "Цели и задачи предпрофильной подготовки. Изменения в учебном плане для 9-х классов 2005-2006 уч.г.”.

Задачами организационно-деятельностного этапа стали:

  1. корректировка учебных планов и программ 5-9-х классов по технологии, черчению;
  2. разработка и утверждение школьных учебных программ по истории, черчению, искусству, технологии для 9-х классов 2005-2006 уч.г.;
  3. создание папки "Нормативные документы (предпрофильное обучение)”;
  4. обучение учителей разработке программ курсов по выбору;
  5. знакомство с содержанием профориентационных курсов; курсов по выбору, представленных в Internet;
  6. определение роли классного руководителя, психологов в организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки;
  7. выявление запросов учащихся 8-х классов и их родителей в аспекте предстоящего перехода на предпрофильную подготовку;
  8. изучение возможностей школы в проведении курсов по выбору;
  9. составление примерного перечня курсов по выбору с учетом интересов учащихся и возможностей педагогов школы;
  10. показ родителям необходимости и важности курсов по выбору;
  11. раскрытие учащимся содержания курсов по выбору;
  12. сбор информации презентаций курсов по выбору и составление сводной ведомости востребованности курсов.

На данном этапе была организована большая методическая подготовка:

- для школьной администрациисовещания "Освоение обязательного уровня минимума содержания общего образования”, "Нормативная база по предпрофильному обучению”;

- для учителей – заседания школьных МО "Разработка и утверждение школьных учебных программ по истории, черчению, искусству, технологии для 9-х классов 2005-2006 уч.г.”;

теоретические семинары "Особенности организации предпрофильного обучения”, "Профильное обучение. Курсы по выбору: требования, технология разработки программ”, "Роль классного руководителя, психологов в организации предпрофильной подготовки”, "Профориентационные курсы””;

четыре практических семинара "Виды презентаций курсов по выбору в Internet”;

целевые курсы "Препдрофильное обучение в основной школе” для учителей истории, черчения, искусства, технологии;

- для учащихсяпрезентации курсов по выбору. План презентации курсов вывешивался на информационный стенд.

- для родителейвстречи с учителями и презентации курсов по выбору.

В конце последней презентации курсов по выбору учащимся были розданы анкеты, где восьмиклассники отмечали заинтересовавшие их курсы. На родительских собраниях родителям школьников было предложено отметить те курсы, которые они считали необходимыми для развития их детей.

Проанализировав анкеты учащихся и родителей, был составлен на 2005-2006 уч.г. перечень курсов по выбору, определено количество групп по каждому курсу, уточнено количество часов, необходимое для проведения занятий по курсам:

 

Ф.И.О. преподавателя Название курса для 9 кл. Четв. Кол-во часов
Куранова Е. Ю. Решение целых алгебраических уравнений

с параметрами.

1-2(1гр.)

3-4(2гр.)

34

34

Мохова И. Г. Биофизика при изучении темы "Колебания

и волны”.

3 10
Фокина Н. Д. Это нескучное делопроизводство. 1 16
Мельникова Н. Б. Графический дизайн. 4 12
Ершова А. Н. История в лицах: ХХ век. 4 16
Ершова А. Н. Основы правовых знаний. 1(1гр.)

2(2гр.)

16

16

Балашова Н. В. Учись писать грамотно. 2(1гр.)

3(2гр.)

16

16

Баранова З. А. Гид-переводчик: культуроведение США. 3 16
Шуров М. В. Введение в Web-дизайн. 4 16
Шуров М. В. Введение в программирование. 1(1гр.)

2(2гр.)

34

34

Лебедева Л.В. Мир географии. 4 18

Всего: 272

Большую помощь в этом оказали классные руководители, которые собирали всю информацию воедино. На основе полученной информации были составлены расписания индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Организация введения предпрофильной подготовки – дело трудоемкое и кропотливое. Этот учебный год показал необходимость определения четких обязанностей работников школы, привлекаемых к работе по данному направлению, что и указано в "Положении об организации предпрофильной подготовки в МОУ СОШ № 6”, разработанного педколлективом.

Такая целенаправленная работа по переходу на предпрофильное обучение расширила методическую грамотность педагогического коллектива по вопросам введения предпрофильного обучения;

  • участники образовательного процесса получили исчерпывающую информацию о мероприятиях по модернизации образования России;
  • помогла определить уровень педагогической грамотности учителей, организовать методическую подготовку заинтересованных преподавателей;
  • родители и учащиеся получили возможность составить индивидуальный учебный план ученика с учетом своих образовательных запросов.

Аверьянова Ольга Владимировна, зам. директора по УВР
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Подвойского", г. Ярославль



{SL_links}

Вернуться назад