Мы помним вас, ветераны
Цель данной работы: показать, какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 мая в истории развития нашей страны. Это повод для встреч с ветеранами, которых, к сожалению, бывает так мало в повседневной жизни с ее заботами и проблемами. Это закрепление и углубление исторических знаний, развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
(Звучит грустная лирическая военная музыка)
Ведущий:
Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времен Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна И на фронт уходила поротно, Кумачевые звезды На полотнах знамен унося.
Ведущая:
Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли, Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной, Всего каких-то пять минут осталось?..
Ведущий:
Тот, самый длинный день в году, С его безоблачной погодой, Нам выдал общую беду, На всех, на все четыре года.
Ведущая:
Та ночь полна июньской прелести, Для них не пожалела света. Грядущим аттестатом зрелости Их озаряло это лето.
Ведущий:
С утра – экзамен по истории. Им так хотелось отличиться! Бессоннице счастливой вторили Века, события и лица.
Ведущая:
Какие им отметки выставит Учитель завтра, напоследок? Над Белорусью колосистою Витали вздохи однолеток.
Ведущий:
Но вдруг рвануло за околицей, И в брызгах стекол, в туче щебня Волной воздушной с подоконника Смело тетрадку и учебник.
(Звучит тревожная музыка. Слышен вой сирен и грохот взрывов. Музыка сменяется вступлением песни “Вставай, страна огромная”)
Ведущая:
Над предрассветными просторами Бомбардировщики маячили. И значит, новый курс истории Десятиклассниками начат.
Ведущий:
В далекий год, Простясь с учителями, Длину дорог, измерив фронтовых, Они держали главный свой экзамен, И в танковых боях и штыковых.
Ведущая:
Они уходили, твои одногодки, Зубов не сжимая, судьбу не кляня. А путь предстояло пройти не короткий: От первого боя – до вечного огня…
(Фонограмма песни “Красные маки”На сцену выходит выпускник в военной форме):
Свою память я зря неволю – Лишь бы вспомнить – я помню и так: И траншея по снежному полю, И наплывы фашистских атак, И отрывистый лай пулемета, И стрекающий посвист “катюш”, И в морозных окопах пехота – Сотня, две ли мальчишеских душ. Не былинные витязи в латах – Каждый смел и отважен, и лих – Необстрелянные ребята, В маскировочных белых халатах, А иные - и вовсе без них. А над ними весомо и вечно – Снежный мрак, как бессмертный Кощей. А в окопе – не дома, конечно, Нет ни печки, ни маминых щей. Мы – мальчишки азартно стреляли В черный скрежет с паучьим крестом. Нас и в счет-то, наверно, не брали… А мальчишки Москву отстояли И дошли до Берлина потом.
(Фонограмма песни “На безымянной высоте”. На сцену по одному выходят старшеклассники в военной форме):
1-й:
Давно мы из дома. Огни наших комнат За дымом войны не видны. Но тот, кого любят, но тот, кого помнят, Как дома и в дыме войны!
2-й:
Нет, не думали мы о наградах, О медалях своих, орденах, Понимали – сражаться надо, Защищая Отчизну в боях. И в свинцовой пурге и метели, Отражая атаки врага, В то суровое время хотели, Чтобы не было войн никогда.
3-й:
Мы под танки бросались с гранатой, Каждый делал на совесть, что мог, Потому, что мы просто солдаты, Выполняли солдатский свой долг.
(Юноши уходят со сцены.)
Ведущий:
Такие молодые, встретили они грудью врага, защитили Родину. Но не всем было дано вернуться домой. А кто вернулся, - помнит! Помнит о подвигах, о боевых друзьях.
Ведущая:
Слава тебе, победитель-солдат! Ты прошел через все испытанья Не ради чинов и наград, А чтобы избавить людей от страданья!
Ведущий:
Мы склоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений. Почтим память погибших минутой молчания.
(Минута молчания.)
(На сцену выходят “Он” и “Она”.)
Она:
Что может быть страшнее, чем война? Лишь слезы, да страдания несет она. И счастье разбивает у людей, Любимых разлучая и друзей.
Он:
Как смерч, врываясь в мирные дома, Их рушит яростно, не ведая сама, Что веру в разум убивает, И душу пламенем отчаянья сжигает.
Она:
Чем оправдать детей невинных муки, Скорбь матерей, седых от горя и разлуки. А сколько в том огне жестоком, Не избежав безжалостного рока, Сердец сгорело молодых, Мечтавших заглянуть в глаза родных!
Он:
В сердцах наших жить будут вечно Герои минувшей войны. Нам память о них дорога бесконечно, И ею с тобой мы сильны!
Она:
Чтобы Памяти нить живую В поколениях не порвать, Мы солдата судьбу фронтовую Будем с нашими вечно сверять.
Он:
Солдат, он до своей солдатской доли, Был просто мальчиком – таким, каким и я. Он дотемна был на футбольном поле – По этой страсти мы уже друзья. Все, что ему, мне дорого и мило. Как будто жить одна нас мать учила…
Она:
Сын рос, мужал, и мать им так гордилась… Он на отца таким похожим стал…
Он:
А с ним такое чудо приключилось: Он девушку однажды повстречал… Все было празднично, и все впервые – То все нарушится войной?..
Она:
И первый вальс, и соловьи лесные. И первое свиданье под луной…
(Звучит “Довоенное танго”. На сцене вальсирующая пара. “Прощание славянки” - вокзал. Сцена прощания юноши с матерью и девушкой).
Девушка:
Не любят матери вокзалы, За это их не нам судить. Им надо жизнь начать сначала И те вокзалы позабыть, Где рев гудков глушился плачем, Как будто стоном всей земли! От слез не оставалось зрячих, А люди шли на фронт и шли…
Юноша:
Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя, Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя. Увы! Утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна – Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы – То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей.
(Юноша обращается к матери):
Мама, я еще вернусь с войны, Мы, родная, встретимся с тобою. Я прижмусь средь мирной тишины, Как дитя, к щеке твоей щекою. К ласковым рукам твоим прижмусь Жаркими шершавыми губами. Я в твоей душе развею грусть Добрыми словами и делами. Верь мне, мама, - он придет, наш час, Победим в войне святой и правой!
(Обращение матери):
Пусть вскинут люди миллион ладоней И защитят прекрасный солнца лик От гари пепелищ и от хатынской боли. Навечно! Навсегда! А не на миг! Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады Услышал мой ребенок, мой и твой. Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!” Мне нужен сын не мертвый, а живой!
(Выходят на сцену поочередно “Он” и “Она” под песню “Если завтра война…”, со словами):
“Мы рождены не для войны – для жизни, творчества, любви!”
Он: Ах война ты, война! Что ж ты, подлая, сделала?
Она: Сколько горя и бед, и позора наделала!
Он: Не сгладит время горя матери, жены, любимой, детей. Для них погибшие останутся навсегда юными, молодыми, сильными.
(Под фонограмму “Мой милый, если б не было войны” они уходят со сцены.)
(Под фонограмму военного вальса на сцену выходят юноша и девушка.)
Юноша:
Опять война, опять блокада… А может нам о них забыть? Я слышу иногда: “Не надо, Не надо раны бередить”. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне. И может показаться: правда, И убедительны слова. Но даже, если это правда, Такая правда не права!
Девушка:
Чтоб снова на земной планете Не повторилось той войны, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна!
(Занавес закрывается.)
(Под фонограмму “Ленинградский метроном” девушка читает стихи.)
Девушка:
Светлы и лучезарны детства дни, Когда освещены лучами солнца мирного они. Но если же грозой военной небосклон объят, И дети от разрывов бомб не спят, То детство превращается в страданье, В какое-то чудовищное испытанье. И разве же не преступленье – Детей мгновений радостных лишать, До времени взрослеть их заставлять?! Одно желанье жило в их сердцах, Не покидавшее несчастных даже в снах, - Желанье – голод утолить, Хотя бы корочку сухую откусить И с наслаждением ее жевать… Кому пришлось такое испытать, Тот продолжает и доныне Он к хлебу относиться, как к святыне.
(Занавес открывается. На сцене брат и сестра ждут маму. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет с куклой. Брат ремонтирует табурет.)
Сестра:
Как холодно! И мама не идет. Быть может, хлебушка она нам принесет. Ну, хоть бы крошечку где отыскать! Голодной страшно мне идти кровать…
Брат:
А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно – молчу! Ведь там, где папа наш сейчас, Потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь, И дом у нас с тобою есть. А главное - фашисты далеко. Да и кому в стране сейчас легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем, Чай с маминым печеньем, Которое по праздникам пекла она? Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила! Чем чаще вспоминаешь ты о ней, Тем голод чувствуешь сильней. И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат:
(строго) Не вздумай хныкать перед ней! Дай отдохнуть сначала ей!
(Занавес закрывается.)
(Под музыку Свиридова “Время вперед!” занавес открывается. На сцене установлен обелиск-памятник, погибшим солдатам. На сцену выходят четыре девушки в военной форме.)
1-я девушка:
Память сердце мне не остудить. Снова обращаюсь к ней и снова. Что мне делать, Как мне дальше жить, Если память сердца просит слова? Но зачем ему успокоенье, Что ничто не поросло забвеньем? Боль о сыне не утешит мать, Вдовы не забудут час проклятый… Тяжко нам утраты вспоминать, Тяжелее – забывать утраты.
2-я девушка:
Тихо… Слышите: словно где-то Бьется сердце нашей планеты… Это - власть, утверждая над всеми, По планете шагает Время.
3-я девушка:
Тихо. Слышите? Это не грозы, это жизнь ускоряет бег. И по рельсам, взметнувшись к звездам, Громыхает наш новый век!
4-я девушка:
И вдруг: постой, не греми! Видишь – черный гранит и пламя. Задержись… Удели мне миг. Это я говорю тебе, Память. Ну, постой, взгляни – обелиск, Имена прочитай и даты: Это здесь бои пронеслись, Бушевала война когда-то, Здесь когда-то, за строем строй, Прошагали года-солдаты:
1-я девушка: Сорок первый,
2-я девушка: Сорок второй,
3-я девушка: Сорок третий,
4-я девушка: четвертый, пятый…
3-я девушка:
Знаю - к звездам несешься ты, Знаю – делаешь Землю краше. Только к этому камню опустись с высоты, Задержись, поклонись, положи цветы… Самый скромный букет из ромашек.
1-я девушка:
И у вечности миг заняв, Здесь, у камня, в траве примятой Перед Памятью шапку снял Оглушительный век двадцатый.
2-я девушка:
Всесильно Время – мощными руками Все может сокрушить и возвести.
4-ая девушка:
Бессильно время, если встретит Память, Святую Память на своем пути.
(На сцену выходит “ветеран”, он подходит к обелиску, снимает шапку со словами):
И жизнь пройдет, развеявшись, как дым, Предсмертный миг, оставив мне в подарок Для мужества – примера молодым. И памяти, оставшийся огарок Осветит мне секунду бытия – Границу между жизнию и смертью. И вот тогда лишь буду вправе я На равных разговаривать с бессмертьем. И, стоя, у истоков чистоты, И, обращаясь в прошлое и в вечность Я попрошу у мира красоты, А для людей – душевную сердечность.
(Звучит “Реквием” Моцарта. Голос за сценой):
Слушайте! Распахните глаза, Слушайте до конца! Это мы говорим – Погибшие! Стучимся в ваши сердца, Не пугайтесь. Однажды мы потревожим вас во сне. Мы тихо свои голоса пронесем в тишине. Мы забыли, как пахнут цветы, Как шумят тополя… Мы и Землю забыли… Какая она, Земля? Как там птицы поют на небе без нас? Как светлеет река? И плывут облака над вами без нас? Мы забыли траву, Мы забыли деревья давно. Нам шагать по земле - не дано, Никогда не дано!
(Все уходят со сцены.)
(Под фонограмму песни “Журавли” говорят “погибшие”):
1-й:
Я умер много лет назад И похоронен был без почестей и без наград. Теперь моя могила затерялась, И даже холмика на этом месте не осталось. Никто поплакать надо мною не придет, Букетик полевых цветов не принесет. И только дождь меня ласкает, Прозрачною слезою умывает, Как будто бы вину людей Загладить хочет поскорей. А иногда в отчаянье рванет И ураганом над землей пройдет, Чтобы живущие не забывали, Как мы на той войне страдали. Хоть голос слаб мой, словно стон, Но пусть нарушит он ваш сон, Заставит в ужасе вскочить, Чтобы успеть детей от смерти заслонить!
2-й:
Мы в снегах замерзали И в болотах тонули гнилых, В медсанбатах от ран умирали И друзей хоронили своих.
3-й:
Мы заживо в танках сгорали И с гранатою шли на врага. Жизнь свою мы за вас отдавали, Хоть была нам она дорога.
4-й:
Как хотелось любить и смеяться, Хлеб растить и ласкать сыновей, К материнским ладоням прижаться, Благодарнее став и мудрей.
1-й:
Нам славы посмертной не надо, Хоть наша судьба и горька. Ведь высшая всем нам награда – Ваша память о нас на века!
(На сцену выходят “Он” и “Она”, “Она” протягивает руки к “погибшим” солдатам с обращением.)
Она:
Мы вас помним, солдаты! Пусть известны не все имена, Но войны той жестокой раскаты Не умолкнут на все времена.
Он:
Чашу страданья испив, всю до дна, Вы из жизни ушли молодыми, Но в памяти нашей, на все времена, Останетесь вечно живыми!
Она:
Чтобы стихли на земле орудья, Нужно всем уметь себя заставить Сохранить и всем грядущим людям Пронести, как знамя, эту память.
Он:
Мир! Это слово, как набат, Планету нашу будит. Пусть пламенем войны объятым, Мир никогда не будет!
Она:
Земля к тебе взывает, человек, Чтоб ты ее от бури атомной сберег,
И величавую красу ее лесов и рек, Ты для потомков сохранить помог!
(На сцену под марш выходят ученики 2-го класса с цветами.)
1 ученик:
Сегодня торжество у нас в стране. Мы вспоминаем дни сражений и тревоги И мой прадедушка был тоже на войне И про нее рассказывал мне много. Как танк сумел гранатой подорвать И как ходил в атаку из окопа, Как Белоруссию пришлось освобождать И как с боями шли через Европу. Как побеждали в тех они боях И как Берлин солдаты наши брали, Как над рейхстагом водрузили флаг, И как в тот день все люди ликовали.
2 ученик:
А мой прадедушка погиб под Сталинградом. Он был артиллерист. Они сражались до последнего снаряда, А после отбивались, как могли. И в братской похоронен он могиле, И вечный там огонь теперь горит, И памятник большой соорудили – Красивый мрамор и гранит. И на граните имена солдат, Которые в могиле той лежат. Прадедушкино имя в списке том. И свежие цветы всегда кругом.
3 ученик:
Моя прабабушка не воевала, Она в тылу солдатам помогала. У нас в тылу работали заводы, Там собирали танки, самолеты, Снаряды делали и пули отливали, Одежду, сапоги изготовляли, Для самолетов бомбы, ружья для солдат, Орудья и, конечно провиант. Без мужественных тружеников тыла Страна бы наша никогда не победила. Их тоже часто награждали, И ордена давали, и медали.
4 ученик:
А сколько человек погибло в той войне! Почтить их нужно памятью достойной. И подвиги российского солдата На веки вечные запомнить надо! Сегодня мы героев вспоминали, Что нашу землю от фашистов отстояли. Велик их подвиг, вечна слава их. Они живут и будут жить в сердцах людских!
Ведущий:
Год от года все меньше становится вас, Замечали мы с горечью это не раз. Звон чуть слышный медалей, серебро седины… Мы в долгу перед вами, ветераны войны.
Ведущая:
Пусть же проходят за годами года, Ветеранов не забудет страна. Свято и радостно память народов Ваши хранит имена.
Ведущий:
Бились отважно и стойко с врагами Вы за Отчизну свою. Вечная слава и вечная память Живущим и павшим в жестоком бою!
(Под музыку песни “Ветераны” дети дарят цветы ветеранам, сидящим в зале.)
(На сцену выходит “ветеран” со словами):
Одна земля вскормила нас с тобою И принесла нам солнечные сны. Мы, как подарок, унесем с собою Ее пригорки, пашни, валуны. Тот ранний луч, который жадно ловим, - Лишь малый отблеск праздничной красы Лесов, колосьев золотогривых, Родных садов и луговой росы. Люби ее! Клянись, как наши деды, Горой стоять за жизнь ее и честь. Чтобы сказать в желанный час победы: “И моего тут капля меда есть”.
(К нему присоединяются четыре девушки в военной форме).
1-я девушка:
Родина, суровая и милая, Помнит все жестокие бои… Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
2-я девушка:
Родина! Тебе не раз враги грозили. Тебя сметали – не смели. Любовь моя, земля Россия, Тебя порушить не могли. Тебя топтали – не стоптали, Тебя сжигали – не сожгли. Мы все с тобою испытали И даже больше, чем могли!
3-я девушка:
Что теперь с нами стало… Как Россия устала… И какая еще ждет Россию война? Мне не хочется крови, И не надо нам славы, Нас так мало осталось, А Россия – одна!
4-я девушка:
Любимая Россия, Родная наша мать! Каким высоким словом Мне подвиг твой назвать? Какой великой славой Венчать твои дела? Какой измерить мерой – Что ты перенесла?
1-я девушка:
Ты все перетерпела, Познала все сполна. Поднять такую тяжесть Могла лишь ты одна! И, в бой благословляя Своих богатырей, Ты знала – будет праздник На улице твоей!..
(Под музыку песни “День Победы!” на сцену выходят все участники данного представления).
Аветян Гаяне Георгиевна, педагог дополнительного образования
ГОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1006", г. Москва
{SL_links}
Вернуться назад
|