{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Мы дети страшных лет России...
{LF_links}

Мы дети страшных лет России...


25 сентября 2008. Разместил: lessons

Урок внеклассного чтения по повести Б. Лавренева "Сорок первый"

Данная программа универсальна в использовании как спецкурс для учащихся 10,11 классов. Содержательная часть основана на обязательном минимуме содержания образования области "Филология". Принятая структура и содержание программы отвечает возрастным возможностям учащихся. Программа рассчитана на 68 часов (34 часа в год). Главной целью школьного литературного образования является углубление и расширение читательского опыта каждого ученика, непосредственное восприятие художественного текста.


Мы – дети страшных дней России-
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.

А. Блок

Звучит музыка ("Времена года" Вивальди). Зажигается свеча. Читаются стихи:

Мы – дети страшных дней России-
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.

Любовь и долг,
Достоинство и честь,
Как много есть понятий,
Их всех не перечесть.

Но вот нагрянула
Гражданская война,
И нет уже понятия
Ни чести, ни добра.

Здесь принципы дороже
Жизни человека.
Идеи братства, равенства
Купаются в крови.
Так было век от века.

И нет любви, нет красоты, добра,
Пока идет гражданская война.
Ты мне не друг, не брат-
Товарищ боевой.
И нет нам больше счастья,
Чем вихрь атаки боевой.

И уж потом, когда потомим мир в крови,
Тогда, потом,
Мы будем отмываться
И почему-то удивляться,
Что нет у нас ни чести, ни любви,
И что идеи наши не поймут потомки
И нас запишут в палачи.

Учитель: Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых ярких произведений 20-х годов XX столетия о гражданской войне – к повести " Сорок первый" Бориса Лавренева. Мне хотелось бы, чтобы на нашем уроке мы не только познакомились и попытались проанализировать данное произведение, но и попробовали через слово писателя понять трагедию этого времени, трагедию любви.

Слово о писателе

(Звучит музыка " Лунная соната" Бетховена)

2 ученика: Перенесемся с вами на много лет назад, в далекую весну 1957 года. Вечер. Квартира в центре Москвы. Сейчас вернется хозяин, а пока осмотримся. Старинные – Павловские – кресла и диван. На стенах – миниатюры придворных красавиц в изящных рамках; этюды, пейзажи, портреты современной кисти. Рояль, над ним изумительный портрет Петра I – похоже 18 век. Кто здесь живет? Художник? Историк? Но в таком случае, зачем же и откуда здесь маленькая копия одесского портового маяка, корабельная рында? На столе портативная пишущая машинка. Журналист? Писатель?

Да, он и художник, и историк, и моряк, и над всем этим – писатель, Борис Андреевич Лавренев.

Он не вошел в литературу – ворвался, поразив всех, вызывая горячую приверженность одних, негодование других, никого не оставляя равнодушным.

Он сам, годы его молодости становятся историей. Лавренев писал: " Мне посчастливилось жить в эпоху великих социальных сдвигов, наблюдать крушение старого мира и рождение нового. Вспоминая пережитое, я всегда повторяю чудесные строки Тютчева:

" Блажен, кто посетил сей мир
В минуты роковые".

Я всегда буду любить революцию. Все виденное и пережитое отстоялось в памяти, пришло в стройную систему".

Если бы не было побега Бориса Сергеева в Одессу (Сергеев – настоящая фамилия писателя, Лавренев – псевдоним, фамилия одного из родственников) не было бы службы на пароходе, скитаний, участия (после окончания университета) в военных действиях, не было бы и писателя Лавренева.

Из времени, ветреного и кровавого, радостного и трагического, вырастала писательская программа. "Литература должна быть короткой, четкой, правдоподобной. Литература должна взвинчивать и захватывать. Читаться запоем".

Учитель: Читалось ли запоем, захватила ли вас повесть Лавренева? Какое ваше первое впечатление о произведении?

  • Необычно и невероятно всё: место действия, облик героев, их поведение, взаимоотношения, название.
  • Поражает символика, детали, пейзажные и портретные зарисовки, цветопись повести, художественная смелость Лавренева, его мудрость и проницательность, умение постичь глубину человеческих отношений.
  • Интересен сюжет, его развитие. Необычна обстановка на острове: никого нет, сплошная гармония с природой, и вдруг – любовь. Необычно и то, что у двух, ненавидящих друг друга людей, вспыхивают взаимные чувства любви и признательности…
  • Такое ощущение, что сам Господь Бог помогал им и в пустыне, и в море, и на острове – настолько четко видно, что судьба их сводит в любой ситуации.
  • Все необычно – экзотика пустыни и таинственного острова. Даже жанр необычен: повесть, рассказ, роман, новелла? Скорее всего, это революционно-романтическая новелла. Тема актуальна для 20-х годов – любовь и революция. Полюбить своего классового врага! Как страшно звучала эта мысль в те далекие годы!
  • Марютку нельзя обвинять в убийстве любимого человека, она не виновата в том, что ей пришлось убить того, за которого она бы сама отдала жизнь. Виной же трагедии является то, что они – “дети страшных лет России”, и читатель должен понять это.
  • Композиция четко обозначена: основное действие укладывается в промежуток времени от выстрела до выстрела.

Как начинается произведение? Какое это время?

- “А время пришло грохотное, смутное, кожаное”. По желтым пескам Туркестана идет отряд красного комиссара Евсюкова. Разбит, голоден, обмерз отряд. “ Всего вырвались из смертного круга в бархатной котловине малиновый Евсюков, двадцать три и Марютка.

Каким вам представляется Арсентий Евсюков?

- В малиновой куртке и штанах, “ лицо у Евсюкова тоже малиновое, в рыжих веснушках, а на голове вместо волоса нежный утиный пух… Росту малого, сложения крепкого” и как две капли воды похож на пасхальное крашеное яйцо. Но в Бога он не верит-“ верует в Совет, в Интернационал, чеку и в тяжелый наган”

Каковы остальные красноармейцы?

-Самые обыкновенные.

Кто же особенный? И чем?

- Марютка – боец Красной Армии. “ Тоненькая тростиночка прибрежная”. Жизнь Марютки, начавшаяся вполне заурядно, чем дальше, тем сильнее выявляла человеческое своеобразие малограмотной рыбачки.

Назовите основные черты её характера?

-Беспощадность к врагам сочетается в Марютке с нежной поэтической душой, лиризм с решительностью, неуступчивость с мягкостью, грубость с душевной чистотой, жестокость с жалостью... Она всегда разная, непредсказуемая, способная на все, что угодно. Парадоксальна....

-У бесстрашной в бою Марютки главное в жизни- мечтания. Наивные, целомудренные. Но сочиняет не лирические стихи, а о революции, сражениях, Ленине. Не мужчины, а она лучше всех стреляет в отряде. Выстрелит – и назовет цифру. Сорок (!) врагов уничтожила Марютка и вдруг промахнулась. Сорок первый попал в плен.

Впервые мы встречаемся с новым героем. Сорок первым должен был стать Говоруха-Отрок. Что же это за человек? Как он себя повел?

- Вадим Говоруха-Отрок – гвардии поручик, дворянин. Позади университет, домашняя библиотека, увлечение филологией. Молодой, красивый, образованный, умный, где-то тактичный, где-то ироничный, где-то просто огрубевший от ударов революции. Само имя “Вадим” звучит романтично, по-лермонтовски. Недаром лейтмотивом образа отрока становится одиночество. Один стрелял, один шел, не сгибаясь под ветром, он одинок к жизни вообще. Увидев парус, он выкрикнул: “ Белеет парус одинокий…” – эта строка является метафорой судьбы героя, судьбы дворянской России… Он не отказывает себе в удовольствии съязвить "мсье" Евсюкову, проехаться по адресу Марютки. Классовая неприязнь обезличивает фигуры в стане врага. Для Говорухи-Отрока красноармейцы – серая скотинка, он для них – гад недобитый. Где же изнеженному Говорухе-Отроку снести голодный марш по барханам? А он – к всеобщему удивлению – шагает тверже других. Евсюков диву дается, откуда у барина взялась выдержка? Не уловил Евсюков самодовольных ноток сверхчеловека.

Что заставило Вадима по – новому взглянуть на "амазонку", обнаружить в ней внутреннюю жизнь? Ожидал ли этого поручик? О чем дискуссия Марютки и её пленника?

-Марютка отваживается прочитать Вадиму свои стихи. Он никак не подозревал, что малограмотная рыбачка может писать стихи, пусть плохие, “необработанные”. Дискуссия Марютки и Вадима о стихах – извечный спор о мастерстве и таланте.

Почему Марютка пишет стихи?

- “Стихи у меня с люльки в середке закладены. Так и горит душа, чтоб натискали в книжке и подпись везде поставили: “Стих Марии Басовой”. Значит, для Марютки стихи – не только самовыражение, но способ прославиться.

- Лавренев не издевается над стихами Марютки. Душа героини хотела бы прорваться к прекрасному, высокому, и это стремление уважает автор.

Как называется остров, на который попали герои? Какой последний приказ отдает Евсюков Марютке?

- Остров на Арале Барса-Кельмес, что означает “человеческая гибель”. Название не случайно.

- Евсюков приказал Марютке доставить поручика в штаб. “ Если на белых нарветесь ненароком, живым его не сдавай”.

Как повели себя герои? Чем стал для них остров? (Инсценировка сцены ссоры героев – 9 глава)

-Остров любви. Со сдержанностью выписана Лавреневым эта любовь, где нежность и взаимное удивление (каждый оказался не таков, как виделось поначалу) были сильны. Жажда раскрыться, рассказать о себе, поделиться. Никто из них не собирался менять вехи, переходить в другой лагерь. Ненависть плебейки и надменность аристократа тают, когда нет линии фронта.

-Люди не рождаются врагами, но становятся ими. Это не изначально заложенное чувство, но приобретенное. Однако настолько властное, что одолевает неодолимую, казалось бы, любовь.

-На острове осуществляется естественное разделение труда и обязанностей, подготовленное прежней жизнью. Самонадеянный Робинзон беспомощнее Пятницы. Марютка практична, умела, цепка. Впрочем, и Вадим не белоручка.

- Марютка полюбила офицера, перестав в нем видеть врага. Она видела только молодого синеглазого красавца, нуждающегося в ее помощи. Приказ Евсюкова доставить кадета в штаб живым либо мертвым утратил силу. Вместо беспощадных приказов, враждебного недоверия – самозабвенная женская бабья жалость. Ею и начинается любовь. Вадим потрясен не меньше Марютки. Незыбленные представления и категории разрушаются. У рыбачки меняется отношение к одному человеку, у Говорухи-Отрока – вся философия.

В чем видит Говоруха-Отрок выход?

- Говоруха-Отрок, разочаровавшись в войне, в революции, в родине, цепляется за призрачную надежду на укромное пристанище, книги. Разочарование обернулось роковой опустошенностью. А выход – забиться с Марюткой в тихий угол, отгородившись книгами, а там – хоть трава не расти. Рай в шалаше с книжными полками. Но все вернулось на свои места, беспощадно указанной историей. В Говорухе-Отроке заговорила "голубая кровь", взыграла офицерская спесь. “ Поумнел, голубушка! Поумнел! Спасибо – научила. Если мы теперь за книги сядем, а вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут. Раз культура против культуры, так уж до конца”.

Как заканчивается произведение? Почему так поступила Марютка?

- Нельзя не обратить внимания на развязку, ради которой и выстроено всё здание повествования. Мелькнувший на горизонте парус оборвал злобную речь. Рай в шалаше рухнул. Выстрел – просто исполнение приказа, это собственный порыв. Но любовь жива, смертельная тоска рвала ее сердце. Украденное счастье родилось из беды и бедой завершилось…

- Любовь, от века побеждающая смерть, терпела поражение.

-Оба главных героя – жертвы страшного мира, и выстрел Марютки, раздробивший голову Говорухе-Отроку, направлен в её сердце.

Финал произведения

(Выразительное чтение учителем конца десятой главы)

"Гибнувшая в огне и буре планета". "Грохот гибели мира". О чем заставляет задуматься автор?

-Эти слова характеризуют не только предсмертные ощущения поручика, но и тот Апокалипсис, который наступил для всей страны, разорванной не только на красных и белых, а на розовые нити нервов.

-Если возможна такая ситуация, когда женщина убивает свою единственную любовь, свое будущее, это значит, возможно, и все дальнейшее – расстрелы, лагеря, геноцид.

- Необычна ассоциация смерти Вадима с “грохотом гибнущей в огне и буре планеты”. “ В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее недоуменно – жалостно”. Быть может, глаз, как земной шар, который охватила страшная война – революция, а розовая нить нерва – та интеллигенция, способная еще спасти мир от этой катастрофы, но которой становится все меньше и меньше и вскоре эта ниточка оборвется, оставив неизгладимый след страшных лет России и во всем мире. Планета гибнет, любовь уже больше не может существовать.

Почему так названо произведение?

-Названо не "Марютка", не "Вадим", а по числу, обозначающему счет жертв. Это свидетельствует о сочувствии автора поручику, но: поручик, полюбивший дикарку-пятницу, не понял одного: отравленная идеологией "малинового" Евсюкова, собственноручно совершившая сорок (!) убийств, Марютка и не годилась для жизни на духовном материке поручика. Он – гуманист, она – убийца?

Значит ли это, что революция противостоит любви?

-Сметая классовые границы, революция помогла родиться этой любви, она же убила её.

Учитель: Борис Лавренев рассказал любовную историю, переплетая идиллию с трагедией, глубину психологизма со щемящей болью недоумения: "Что же я наделала?" Этот последний вопль обезумевшей Марютки впору было подхватить всей стране. Не это ли хотел сказать автор?

- Многие, прочитав повесть, ставят перед собой вопросы, – Почему так поступила Марютка? Как смогла убить любимого? А как бы поступил я на ее месте? И можно ли винить Марютку в случившемся? Ответ один – нет.

- Революция переворачивает все жизненные ценности с ног на голову, и человек становится просто пешкой в жестокой игре смерти.

Что значит “ Сорок первый” для наших дней? Актуальна ли повесть?

- Не стоит говорить “нет, ведь революция осталась в прошлом..” При постоянной суматохе, творящейся в нашем государстве, не исключена возможность назревания новой революции. Опять будут ждать ее, как избавление от всех бед, как вихрь уносящий с собой все старое. От этого и пытается уберечь Лавренев: ведь не зря же Говоруха-Отрок услышал треск погибающей планеты – Россия погибла!

- Повесть эта актуальна для нашего времени, поэтому она нужна читателю не только как красивая новелла о любви, но и как предупреждение, что ничего не может быть страшнее, чем борьба против самих себя.

(Звучит музыка Шопена "Революционный этюд", звучат слова Алексея Ремизова)

“Русский народ, что ты сделал? Искал свое счастье, поверил, кому ты поверил? Землю ты свою забыл колыбельную? Где Россия твоя? Где твоя совесть, где мудрость, где твой крест? Я гордился, что я русский, берег и лелеял имя родины моей, молился "святой Руси". Теперь – несу кару, жалок, нищ и наг. Не смею глаз поднять! Господи, что я сделал! И одно утешение, одна у меня надежда: буду терпеливо нести бремя дней, очищу сердце и ум и, если суждено, восстану в Светлый день.

Русский народ!
Настанет Светлый день!”

А вы, ребята, верите в Светлый день России?

-Без веры в свою страну жить на свете нельзя!

Зажигается свеча, ученица читает стихотворение собственного сочинения.

Зачем любовь ко мне пришла?
Судьба тебя мне подарила,
Минутой счастья подразнила
И так жестоко отняла!

Забыв про долг перед страной,
В глазах твоих тонула синих,
Какой же я была счастливой
Под очарованной волной.

Забыла я про гул стрельбы,
Про смерть ребят в сухой пустыне,
Смотря в глаза… как море сини –
Как на бесценный дар судьбы.

Луна и звезды с высоты
Глядят так ласково, безмолвно,
А берег нежно лижут волны…

Все дышит, когда рядом ты…
И вот настал час роковой,
Вновь стал ты для меня кадетом.
Не убегал ты от ответа,
Как не ушел сороковой…

Вот грянул выстрел… ты упал…
Став для Марютки – сорок первым,
Для женщины – такой потерей!
Чего никто так не терял…

Любовь, зачем ты к нам пришла,
Очаровав волшебной силой?
"Мы – дети страшных лет России".
Зачем ты души нам сожгла?

Учитель: Закрываем книгу Бориса Лавренева “ Сорок первый”…В душе остаются давящее чувство жалости к Вадиму, к Марютке, чувство тоски по потерянной России, яркие краски лавреневских пейзажей. Это произведение оставляет след в душе каждого читателя, оно стало классикой, а классика вечна! След этот будет всегда болеть в нашей душе за судьбы тех, кто оказался с Россией на изломе истории. А.А. Блок дал абсолютно точное определение своему поколению: “Мы – дети страшных лет России…”. Каждый народ достоин такой судьбы, которую он заслуживает. Русский народ – великий народ, ибо он сумел пережить то, что досталось стране. Россия. В этом слове заключено очень многое. Любовь, смысл жизни, родной дом. Но это еще и наше прошлое, наша трагедия. И наш долг – любить и беречь Россию, не разделяя ее народ на белых и красных.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГЕРОНИМУС Б.А. Б.А. Лавренев. - М., 1983.
2. КАРДИН В. Обретение. –М., 1989.
3. ЛАВРЕНЕВ Б. Сорок первый –М., 1989.
4. СТАРИКОВА Е. Б.А. Лавренев(1891-1959) –М., 1982.


Авраменко Галина Александровна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов"
г. Абакан, Республика Хакасия



{SL_links}

Вернуться назад