Урок литературы в 10-м классе по роману И.А. Гончарова "Обыкновенная история"
Сегодня мы обратимся к произведению И.А. Гончарова "Обыкновенная история", написанному в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?
Цели и задачи урока:
- “Погружение” в удивительный мир писателя, “вживание” в созданный автором мир, приобщение к “секретам” авторского мастерства;
- Постижение нравственных проблем произведения;
- Воспитание нравственных качеств личности, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям;
- Формирование умения различать точку зрения автора и героев; выражать собственную позицию, умения вести диалог;
- Анализ художественного текста;
- Закрепление литературоведческих терминов;
- Развитие воображения, эмоционально-эстетической сферы. Овладение речью как средством передачи мыслей, чувств, содержания внутреннего мира человека;
- Создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова.
Оборудование: магнитофон (на уроке звучит музыка Ф. Шопена “Вальс”, Бетховен “К Элизе”)
Оформление: портреты писателя, рисунки, высказывания, схемы
Эпиграфы:
Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее.
Л.Н. Толстой о романе И.А. Гончарова “Обыкновенная история”
Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!
Н.В. Гоголь
Чувства не врут. И. Гёте
Ход урока
Звучит музыка (Ф. Шопен “Вальс”).
Выходит ученик в роли Александра Адуева.
“Жизнь… Жизнь так хороша, так полна прелести, чего-то таинственного, заманчивого, скрывающего в себе так много.
Но неужели я ошибался и в заветных думах, и в теплых верованиях в любовь, в дружбу, и в людей… и в самого себя? Что же жизнь? Как жить – чувством или разумом?”
Слово учителя: Сегодня мы с вами обратимся к произведению И.А. Гончарова “Обыкновенная история”, написанном в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?
В творческом наследии И.А. Гончарова романы “Обыкновенная история”, “Обломов”, “Обрыв” занимают главнейшее место. В них писатель видел своеобразную трилогию.
На ваш взгляд, что объединяет все три романа Гончарова?
- “Я вижу не три романа, а один. Все они связаны одной общей нитью, одною последовательною идеею – перехода от одной эпохи русской жизни, которую я переживал, к другой”. И.А. Гончаров.
- Антитеза “героя – идеалиста” и “героя – практика” в разных ее вариациях станет ведущей для романного мира Гончарова.
- Писатель показал представителей патриархального и буржуазного укладов (обращение к схеме).
- Общая тема всех романов – Россия на переломе двух исторически эпох: патриархально-крепостнической и пореформенно-буржуазной.
Учитель: Л.Н. Толстой советовал современникам: “Прочтите эту прелесть. Вот где учишься жить. Видишь разные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не согласиться, но зато свой собственный становится умней и яснее”.
Надеюсь, совет Толстого пригодится и нам.
Белинский, неистовый Виссарион, считал этот роман “страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму”.
А каково ваше мнение о романе?
- Автор дает объективное описание картины русской жизни в небольшой деревенской усадьбе и в Петербурге 40-х годов XIX века.
- Диалоги дядюшки и племянника написаны с блеском. Дядя уверено разбивает племянника.
- Это история о том, как милый деревенский провинциальный юноша превращается в человека практического. Наивный, чистый провинциал – идеалист становится чудовищем.
- Мне понравился образ Лизы. И, на мой взгляд, именно Лиза права, считаю, что норма – это сердце в ладу с рассудком.
- Я считаю, что сюжет и композиция очень просты. Состоит из 2 частей с эпилогом. Главный герой, молодой человек Александр Адуев, живший идиллистической жизнью под крылом своей матушки Анны Павловны, решает покинуть родное поместье Грачи. Но все его мечты разбиваются о бездушную атмосферу Петербурга, где от человека требуется одно умение – “больше любить свое дело, чем человека, все рассчитывать и обдумывать”.
- На мой взгляд, сюжет содержит “вечное зерно” – библейский мотив о блудном сыне.
- Я считаю, что главная тема произведения – это тема любви. Она способствует пониманию характера главного героя. Каждая из героинь (Сонечка, Наденька, Юлия, Лиза) дается в восприятии Александра, причем при изменении взглядов героя на любовь меняется и его понимание роли женщины в обществе. К сожалению, от романтического воспевания не остается и следа.
Что является главным в содержании романа?
- Драматическим содержанием романа являются взаимоотношения двух главных персонажей: племянника и дяди.
- Между ними происходит своеобразный поединок на право прожить жизнь согласно своим идеалам. Каждый из героев старается отстоять свои жизненные принципы, доходя при этом до крайностей.
- А идеалы у дяди и племянника прямо противоположные.
- Основа композиции – антитеза.
- А в центре романа – конфликт двух “философий жизни”: философии чувства и философии разума. Первую представляет романтик жизни – Александр Адуев, вторую – делец, практичный человек – Петр Адуев.
Учитель: Конфликт в “Обыкновенной истории” принято называть диалогическим. Он порожден несходством жизненной философии. Для Гончарова важен поиск гармонии. Итак, юноша, полный высоких и благородных, душевных порывов.
Кого напоминает этот литературный герой?
- Образ Адуева часто соотносится с образом Ленского, героя романа “Евгений Онегин”. Пушкин, как известно, допускал, что его герой мог бы быть “повешен, как Рылеев”, но его мог ждать и иной удел: перерождение из пылкого мечтателя в обыкновенного помещика.
Учитель: Эту идею поэта развивал В.Г. Белинский, который был уверен, что Ленского, несомненно, ожидает последнее. Гончаров, как раз, и показал подобный вариант перерождения, намеченный еще Пушкиным.
Давайте посмотрим, о чем спорят наши герои, и какими они представлены в начале романа: Инсценировка (приезд А. Адуева к дяде, первая встреча)
На чьей вы стороне: дяди или племянника?
Во что верит Александр, в чем он убежден? Каковы его ценности?
Каким вам кажется поведение дяди? Быть деловым человеком –веление века? Какого: 19, 20, 21?
Сразу ли изменился Александр?
- Он принял правду Петербурга только после 10 лет жизни в нем.
- Герой проходит закономерные стадии взросления.
- Разочарования преследуют его не только в любви, но и в творчестве, на службе. В отчаянии он доходит до попытки самоубийства.
- Он даже уезжает из Петербурга в имение к матери. Но “покойная” жизнь показалась скучной, он возвращается в столицу только за карьерой. Появляется новый Адуев с лысиной, с орденом на шее, пополневший. Он – крупный чиновник и обладатель большого состояния.
- Из романтика Александр превратился в скептика, циника, эгоиста, разочарованного в жизни, любви. Это деятельный практик, для которого все определяется расчетом.
- Для себя он открывает обыкновенные и страшные истины: надо быть дельцом. Быть человеком – дела и расчета, а мера ценностей – деньги.
Кто виноват в крушении возвышенных надежд Александра?
- Бюрократичный Петербург.
- Циничный скептик дядя.
- Расчетливый, жестокий век.
- Просто человеческое сердце стало иным.
Для вас неожиданный эпилог или закономерный?
- Конец романа закономерен: у бывшего поклонника Шиллера- “плешь, почтенное брюшко, начало геморроя, прекрасное жалование и богатая невеста”.
- От прежних идеалов Александра – не следа, он даже стыдится их.
Считаете ли вы, что тип романтика устарел?
- Да, хотя романтизм Адуева, его вера в любовь “навеки” и дружбу “по гроб жизни” - канва не глубокая. Но что в них смешного, дурного? Ничего, и даже наоборот. С истинно человеческой точки зрения, эти чувства нормальны, необходимы, и даже самого Адуева в течение нескольких лет оберегают от пошлости.
- Но пошлость побеждает. Восторги любви, упоение дружбой просто неприличны для надворного советника и кавалера.
Инсценировка: сцена эпилога
Почему в эпилоге романа И.А. Гончаров изобразил Адуева – старшего несчастным, страдающим?
Для вас последняя сцена объятий героев – это символ примирения поколений, эпох?
Почему “Обыкновенная история”? В чем она обыкновенна?
К какой мысли подводит читателя? На чьей стороне автор?
- Автор показывает односторонность позиций героев, убеждая читателей в необходимости гармонии “ума” и “сердца”
- Писатель подводит читателя к мысли о равнозначности в человеческой жизни и ума и пылкости сердца.
- Герои изменились не только внешне, произошла метаморфоза, они меняются местами. Ушел в прошлое впечатлительный юноша-мечтатель, теперь он преуспевающий человек, а Петру Ивановичу в конце романа, чтобы спасти жену, потребовалось больше сердца и чувства, чем “головы”.
- Исповедуя философию трезвого дельца, старший Адуев оставил все это в прошлом за ненадобностью.
- Произведения актуально во все времена
Учитель: Писатель не выносит приговора никому из своих героев, Гончаров никогда и не походил на обличителя. Да, наивна пустая мечтательность, но страшен деловой, расчетливый прагматизм. Гончаров грустит по поводу рассказанной истории, и просит, как когда-то Гоголь, не забывать прекрасных движений души, которые особенно свойственны человеку в его юности.
“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!”
Как жить – чувством или разумом? Нет прямого ответа на этот вопрос. Читатель сам ищет ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь…
Литература
- Великие россияне/ Биографическая библиотека Ф.Павленкова. – М.: “Олма – пресс”, 2003. – с. 407.
- Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для школ и классов гуманитарного профиля.: - Ч.1. – М., Московский Лицей, 2003. – 139 – 145с.
- Ю.А. Гаецкий Миллион терзаний: Повесть о Гончарове. – М.: Дет. лит., 1979. – 61-81 с.
Авраменко Галина Александровна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов"
г. Абакан, Республика Хакасия
{SL_links}
Вернуться назад
|