Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > И оценка, и отметка И оценка, и отметка29 сентября 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||
В статье представлен опыт работы учителей начальных классов лицея №34 г. Новокузнецка по освоению новой технологии контроля и оценивания учебных достижений младших школьников в условиях построения личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. Предложен фрагмент урока математики в 3-м классе с подробным описанием контрольно-оценочной деятельности учителя и формирование оценочной самостоятельности учащихся на уроке.
Процесс обучения, существующий для ребенка в виде его собственной активности, не может быть безоценочным. Но до сих пор остается нерешенным вопрос - исключить отметку как основное средство оценивания традиционной школы или разумно использовать ее, сопровождая оценочным суждением учителя или учащихся. Неслучайно одним из направлений модернизации начального образования стало создание новой системы контроля и оценивания и овладение всеми ее компонентами учителем начальных классов. В основе контрольно-оценочной деятельности учителя лежит глубокое и всестороннее знание возрастных способностей и индивидуальных особенностей ученика, учет индивидуальности его учебной траектории и на этой основе формирование объективной оценки знаний, умений учащихся. Личностно-ориентированный подход в обучении предполагает не только знание и владение учителем всем спектром разнообразных средств и приемов контроля и оценки, но и перевод контрольно-оценочной деятельности в режим педагогики сотрудничества, что в свою очередь предполагает исключение отметок из учебного процесса. Заменяя отметку развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в производстве и применении оценок, учитель осуществляет развитие у младшего школьника оценочной самостоятельности как важнейшей составляющей самообучения. Оценивание – один из сложных элементов педагогического процесса. Мы согласны с мнением Г.Ю. Ксензовой, что мастерство оценивания находится в прямой зависимости от педагогического мастерства учителя. В связи с этим одна из задач, поставленная перед методическим объединением учителей начальных классов лицея №34 г. Новокузнецка (заместитель директора Л.А. Максименко), участвующего в федеральном эксперименте по обновлению структуры и содержания начального образования, связана с подготовкой педагогов к личностно-ориентированному развивающему контролю и оцениванию учебных достижений младших школьников. В лицее № 34 63% учителей работают по образовательной программе “Школа 2100”. Необходимость проведения специальной подготовки для этой категории педагогов очевидна, поскольку новая технология контроля и оценивания позволяет перевести воспитательно-образовательный процесс в начальной школе на личностно-ориентированное обучение, достичь более высоких развивающих результатов, снижая при этом нервно-психические нагрузки учащихся, что является основным требованием данной образовательной программы. 37% учителей работают по системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Они уже реализуют идеи развивающего обучения, в том числе и в контрольно-оценочной деятельности. Педагоги не ограничиваются целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному материалу. Они интуитивно решают более важную задачу: развить у школьников умения контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определить границу своего “знания – незнания”. При этом учителя владеют довольно ограниченным набором форм, методов и средств контроля и оценки, используя их, как правило, бессистемно и неосознанно. Естественно, полученные результаты не могут удовлетворить учебный процесс в современной педагогической практике. Следовательно, повышению квалификации учителей обеих групп было уделено особое внимание. В содержание подготовки входило: ознакомление педагогов с современными направлениями модернизации общего образования, с нормативно-правовым обеспечением контрольно-оценочной деятельности в начальной школе, с ее целями, задачами, личностно-ориентированными и развивающими принципами и методами. Использовались такие формы повышения квалификации, как обязательное прохождение курсовой подготовки по теме “Система работы учителя начальных классов в режиме безотметочного обучения”, практико-ориентированные семинары, ролевые игры, взаимопосещение открытых уроков, конференции, выставки работ учащихся и т.д. При этом администрация лицея придерживалась принципов постепенного, добровольного вовлечения учителей в экспериментальное обучение, включение их в творчески – исследовательскую работу, привлечение к разработке учебных материалов, методических приемов. Насколько реально и эффективно используется учителями личностно-ориентированный развивающий подход в оценке учебных достижений младших школьников можно оценить во время посещения открытых уроков и при анализе конспектов проведенных занятий. Мы предлагаем в качестве примера фрагмент урока математики в 3 классе. Тема урока: умножение и деление вида 20 * 3, 3 *20, 60 : 3. Ход урока
Литература.
Автайкина Татьяна Осиповна, ст. преподаватель
МОУ дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации", г. Новокузнецк
Вернуться назад |