Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Примеры проектной и исследовательской работы в курсе географии
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Примеры проектной и исследовательской работы в курсе географии
{LF_links}

Примеры проектной и исследовательской работы в курсе географии


1 октября 2008. Разместил: lessons
Учителем предоставлены два практических примера проектной и исследовательской работы в курсе географии. Урок-исследование "Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми". В данном случае исследование - единственно эффективная форма изучения материала. Даны разработки обоих уровней исследования. Монопроект "Создание комплекта опорных карт при изучении крупных ФГР России". Карта - второй язык географии. Но как убедить в этом ученика? В данном случае метод прост: ученик создает по каждому ФГР свою опорную комплексную карту.

Монопроект “Создание комплекта опорных конспектов и опорных карт при изучении крупных физико-географических районов России”

“Карта – второй язык географии”. (Н.Н.Баранский)

Для географа-профессионала это утверждение – аксиома. Но как убедить в этом ученика, ведь умение читать карту – это повышение интереса к предмету и качеству знаний. Наверное, у каждого учителя свой метод. Есть он и у меня. Он прост: ученик создает по каждому физико-географическому району свою опорную, комплексную карту.

При этом:

  • углубляется умение работать с текстом учебника, вычленять главное, прослеживать причинно-следственные связи;
  • формируется представление о картографических способах отображения текстового материала;
  • делаются попытки сохранения читаемости карты (трудное для школьников, но обязательное картографическое правило), для чего учениками создаются собственные условные знаки.

Грамотность создания опорной карты (ОК) проверяется по ходу изучения темы географическими диктантами или тестами. На итоговом уроке темы – обратная работа: комплексное описание физико-географического района по ОК. Особо высоких результатов достигают ученики, посещающие заседания Географического общества во внеурочное время.

В курсах 9 и 10 классов уже не требуется убеждать в необходимости работы с контурной картой. Более того, созданные собственные условные знаки и, в конечном результате, карты, “фотографируются” в сознании учеников и надолго остаются в памяти.

В приложении представлены “ОК № 4. Западно-Сибирская низменность”. Возможности этой опорной комплексной карты очевидны учителям географии и, надеюсь, могут быть использованы в их работе.

Урок-исследование “Установление связей между тектоническим строением, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Практическая работа: “Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми по тектонической и физической картой на примере конкретных территорий”

Задачи работы:

  1. углубление умений комплексной работы с картами;
  2. формирование умений самостоятельного построения логических цепочек по принципу “от частного – к общему”
  3. углубление умений оформления эмпирических исследований и теоретических выводов.

Благодаря возможностям исследовательского характера урока, ученик из объекта педагогической деятельности (“меня учат”) превращается в её субъект (“я учусь”).

1 уровень – эмпирический.

После ознакомления учащихся с задачами урока, вспоминаем общий блок теоретической части по этой теме из курса VII класса.

Вспоминаем терминологию по этой теме, с которой уже встретились в данной теме в VIII классе. Среди них – “тектоника”. Что это такое?

Сравниваем “тектоническую карту” из атласа VIII класса и “Строение земной коры” из атласа VII класса. Прослеживаем аналогию и новые элементы легенды.

Для выполнения поставленных задач делаем заготовку таблицы.

территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
       

Чтобы учащимся было легче сделать вывод, то есть установить закономерности, имеет смысл сначала исследовать несколько равнин (результаты занести в таблицу), а потом – гор.

Для усиления акцентов, необходимых в конце урока, по каждой форме рельефа заполняем весь столбец по тектоническим структурам, а потом – аналогично – по полезным ископаемым.

На последнем этапе эмпирического уровня имеем заполненную таблицу

Территория Форма рельефа Тектоническое строение Полезные ископаемые
Восточно-европейская равнина Равнина Восточно-Европейская платформа Каменный уголь, нефть, газ, торф, сланцы, железная руда
Западно-Сибирская низменность Равнина Плита молодой платформы Нефть, газ, соль
Кавказ Горы складчатость (заполнить самостоятельно)
Урал горы складчатость (заполнить самостоятельно)

II уровень – теоретический.

Итак, делаем вывод (который сначала проговаривается, а по мере необходимости в менее подготовленных классах записывается в виде цепочки. Например:

Примеры проектной и исследовательской работы в курсе географии

Оформляем его в виде модуля.
Примеры проектной и исследовательской работы в курсе географии

На этом этапе поощряются наиболее активные ученики.

III. Заключительный (рефлексия).

Ответы на листочках.

1) Как по-вашему мнению вы усвоили материал:

А) всё понял, могу объяснить другим,
Б) понял, но объяснить могу с помощью учителя,
В) не понял.

2) Почему на Восточно-Европейской равнине находится Курская Магнитная Аномалия? (железная руда обнаружена в кристаллическом фундаменте, который близко подходит к поверхности)

3) Почему в предгорьях Урала – крупные месторождения нефти и газа? (краевой прогиб – толща осадочных пород – горючие полезные ископаемые).

Выводы

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома.

Каждый личностный опыт уникален, никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.

Важным компонентом при организации обучения проектным методом является социальное взаимодействие, поскольку межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, что способствует проявлению индивидуальности каждого ученика.

Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний, у детей формируются навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо больше, чем безликая оценка.

Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.


Агаркова Марина Викторовна, учитель географии и экономики
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов",
г. Реутов Московской области



{SL_links}

Вернуться назад