{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > А зачем?
{LF_links}

А зачем?


6 октября 2008. Разместил: lessons

Занятие со старшеклассниками

Проведение занятий по профилактике употребления психоактивных веществ обусловлено необходимостью ведения повсеместной работы по предупреждению приобщения детей и молодежи к психоактивным веществам. В занятии используется технология психологического тренинга. В занятии описаны интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», групповая дискуссия. Используется методология превентивного обучения: упражнения-энергизаторы, положительная психологическая атмосфера. Занятие помогает формировать ответственное отношение к своему здоровью.


Цель занятия: способствовать формированию навыков критического мышления и уверенного отказа в отношении психоактивных веществ.

Задачи:

  • Показать возможные способы пропаганды наркотиков и методы воздействия рекламы с тем, чтобы противостоять этому.
  • Научить правилам уверенного отказа.
  • Помочь в формировании чувства личной ответственности за свое здоровье.

Структура занятия:

  1. Начало работы. Обмен чувствами. 5 мин.
  2. Разминка. Энергизатор. 5 мин.
  3. Работа по теме. Игра. Мини-лекция. Групповая дискуссия. Знакомство с правилами уверенного отказа. Практическое закрепление на примере ситуации. “Мозговой штурм”. 30 мин.
  4. Разминка. Упражнение. 15 мин.
  5. Завершение. Рефлексия. Обмен чувствами. 10 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Начало работы

Ведущий приветствует участников. Объявляет тему занятия, справляется о самочувствии группы. Высказывается каждый.

II. Разминка

Энергизатор “Хлопки”.

Каждый из участников по кругу воспроизводит придуманный им ритм хлопков. Сосед справа должен повторить это и предложить свой вариант. В игре участвует каждый.

III. Работа по теме

Игра “Ловец и бабочки”

Выбирается “ловец”. Он становится в центр круга с раскинутыми в стороны руками, ладони его раскрыты. Остальные участники – “бабочки”. Они идут вокруг “ловца” и дотрагиваются до его ладоней. Задача “ловца” быстро закрыть ладонь, схватив “бабочку”. Пойманные “бабочки” выбывают из игры.

Мини-лекция

В настоящее время часто используются презентации различного вида товаров: можно его попробовать и оценить по достоинству. При этом человек решает: стоит ли его покупать или нет, т.е. у него сохраняется свобода поведения, решения, выбора.
Иное дело обстоит с наркотиком. Человек лишается воли. Вся его жизнь превращается в поиск наркотика. Покупателями наркотиков, как правило, являются молодые люди. Чтобы было больше покупателей этого товара, торговец прибегает к разным способам обмана. Известно, что наркотики – очень выгодный товар. И одной из причин этого является то, что наркоману требуется все большая доза наркотика. Распространяется мнение о приятности действия наркотика и модности его потребления, признаком взрослости, говорится о безвредности употребления наркотиков, о существовании легких наркотиков, которые и вовсе полезны.
Уже в древности люди охотились, для того, чтобы выжить. Для успешной охоты на животных человек использует различные виды приманок.
Вот какие приманки использует торговец наркотиком. “Товар” продавец носит в коробочке из-под спичек. Новичков он угощает бесплатно. При этом он и сам закуривает и всем видом показывает, какое удовольствие от этого получает. Но хитрость заключается в том, что коробочка – двусторонняя. С одной стороны находится настоящий наркотик, а с другой – трава, имитирующая наркотик. Сам- то он курит траву, а другим предлагает наркотик. Как только молодой человек привыкает к наркотику, он сможет получить его только за деньги.
Иногда подростки просят закурить у других людей. При этом с ними могут поделиться сигаретами, начиненными наркотиками. Появляется вероятность привыкания к наркотику.
Вот так могут молодого человека приобщить к наркотикам и заставить его покупать его за любые деньги. Пристрастие к наркотику обретает власть над человеком. Ради очередной дозы наркоман готов пойти на любые преступления.

Групповая дискуссия

Обсуждаемые вопросы, которые задает ведущий участникам.

Были ли у вас случаи, когда вам предлагали закурить, выпить или попробовать наркотик?

Легко ли вам было отказать? Что мешало? Боязнь казаться изгоем, боязнь обидеть, боязнь быть не таким, как все?

Предлагаются правила уверенного отказа.

Знакомство с правилами уверенного отказа

Правила уверенного отказа

  1. Если хотите в чем-либо отказать человеку, четко и однозначно скажите ему “нет”. Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.
  2. Отвечайте без паузы – так быстро, как это только вообще возможно.
  3. Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.
  4. Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.
  5. Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие-либо признаки неуверенности в себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).
  6. Не оскорбляйте и не будьте агрессивны.

(Распечатка этих правил предлагается каждому участнику).

Практическое закрепление на примере ситуации

Несколько одноклассников собрались вечером у одного из них, чтобы пообщаться, послушать музыку. Вскоре пришел сосед – молодой парень. Увидев компанию, он предложил всем выпить вина, – “какое же веселье без выпивки”?

Каждый участник предлагает свой вариант отказа.

“Мозговой штурм”

Если реклама наркотиков завуалирована и скрыта, то табачную и алкогольную продукцию рекламируют официально.

(Демонстрируются образцы рекламы табака и алкоголя из газет и журналов).

Участники отвечают на вопрос, какими средствами пользуются рекламодатели? Использование имиджа известных актеров, красочность, эстетика изображения, красивые взаимоотношения между юношей и девушкой. Как красиво и с каким шикарным видом умеют курить кинодивы. И бокал вина в руке героини очередного телесериала тоже смотрится как атрибут элегантности. Необходимо сказать и о том, о чем умалчивает реклама? Конечно, о последствиях. Сегодня в России пять миллионов бесплодных пар. Громадное большинство ослабленных детишек рожают вполне нормальные современные мамочки. Те самые, изо дня в день покуривающие и потягивающие пивко.

IV. Разминка

Упражнение “Скала”

На полу строится рельеф скалы из веревки. Участники выстраиваются вдоль веревки, оставляя небольшое расстояние. Участник, оказавшийся с краю, проходит между веревкой и остальными участниками, стараясь не сорваться со “скалы”. Теперь он встает с другого конца веревки. Упражнение повторяется для каждого участника.

V. Завершение

С помощью “Я – высказывания” каждый участник говорит о том опыте, который приобрел во время занятия.


Аглямова Альфия Анваровна, организатор по работе с молодежью
МОУ "Комсомольская средняя общеобразовательная школа"
п. Комсомолец, Республика Татарстан



{SL_links}

Вернуться назад