{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Интегрированный урок-семинар по роману Достоевского "Преступление и наказание"
{LF_links}

Интегрированный урок-семинар по роману Достоевского "Преступление и наказание"


22 октября 2008. Разместил: lessons
Данная работа - взаимодействие двух предметов: литературы и информатики. Нам кажется, что использование ИКТ представляет возможность сделать русскую литературу ближе, понятнее для учащихся. Дети вносят в составление презентаций свою долю творчества, свое видение русской классики. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской литературе, сделать её доступнее, долее читаемой. В ходе работы дети прочитывают заново текст, обращают внимание на художественные детали, а затем используют это в презентациях.

Форма организации учебного занятия: интегрированный урок (литература и информатика).

Использование групповой формы организации учебной деятельности.

Развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков при взаимосвязи изучения литературы и информатики.

Триединая задача урока.

Образовательная: организация и проведение урока в условиях использования средств ИКТ; обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе; создание учебных материалов по произведению с помощью иллюстративной графики: презентации, алгоритмы (Мicrosoft PowerPoint, Adobe Photoshop, MoveMaker); совершенствование работы в творческих группах.

Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: развитие собственного творческого потенциала и потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации в условиях развития и совершенствования средств ИКТ.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Учитель. Сегодня мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. Заключительный урок мы проведем в виде семинара с использованием информационных и коммуникативных технологий. Для работы на уроке каждая группа получила индивидуальное задание: создание презентации, графиков, алгоритма, музыкального сопровождения.

II.Актуализация учебного материала семинара.

1. “Биография Ф.М.Достоевского” (для выступления использовались новые информационные технологии МS PowerPoint) – выступление 1 группы.

2. “Мир Раскольникова” – выступление 2 группы.

3. “Роль сна в русской литературе” – выступление 3 группы.

Следующая группа работала над функцией сна. И иллюстрировала первый, третий и сон в эпилоге.

В снах Раскольников живет другой, “параллельной” жизнью. Они несут истину вопреки теории. Сны – символы-знаки. Первый подсознательно раскрывает ужас души перед пролитием крови и символизирует бесполезность такой борьбы с жестокостью мира. Третий: жертва смеется над палачом, так как он её убил не её, а себя. Убил, но “мысль не разрешил”, цели не достиг. Символизирует необходимость всенародного признания. Сон в эпилоге. Что будет, если каждый даст себе право быть правым.

4. “Система двойничества”.

Учитель. Следующая группа представляет систему двойничества в романе.

Более подробно они рассмотрели образы Раскольникова и Свидригайлова. Представили свой материал в виде схемы, изображающей сходные и различные черты параллельных образов и выстраивающейся в сосуд “в котором пустота или огонь мерцающий”.

Вывод: часть сосуда, отражающая образ Раскольникова, заполнена, а отражающая образ Свидригайлова – пуста.

5. “Анализ эпизода ” (ч.IV, гл.IV)

Учитель. Этой группе был предложен проблемный вопрос: “Если бы вы предложили построить мизансцену: в каком углу Сониной комнаты вы расположили бы её, в каком Раскольникова?”

Ученики. Жилище Сони – снимок её греховности, её искаженного существования и душевных страданий. Тупой угол отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. Соню привела в это серое жилище её греховная жертвенность.

Сонина комната – это отразившая вовне часть души Раскольникова. Другая часть его расколотой души за дверью. Предназначение Свидригайлова – утвердить идейного убийцу в нераскаянности. Миссия Сони – спасти Раскольникова. И мы разместили Соню, Раскольникова и Свидригайлова таким образом.

В момент разговора Раскольников находится в тупом углу, так как он находится в тупике. Соня в центре, освященная светом огарка. Свидригайлов за дверью.

6. Крушение теории Раскольникова.

Учитель. Все мы знаем суть теории Раскольникова. Но нас больше интересует процесс обратный– от “сверхчеловека” к Человеку. График крушения Раскольникова представляет нам следующая группа.

7.Творческая работа. “Мир вещей в романе”

Учитель. Этой группе была предложена творческая работа– “Мир вещей в романе”. Но прежде они рассмотрели версию “Раскольников не совершает убийство” .

Ученик. Оба варианта развития событий приводят Раскольникова к Богу, к Евангелию. Мы по-своему рассмотрели мир вещей представленных в романе. Часы с изображением глобуса, заложенные у старухи, и доставшиеся от отца это купол церкви. Зеленый цвет купола, дома Сони, драдедамового платка (созвучен с французским Нотр-Дам) – символ Богородицы. И венчает все это – крест (кипарисовый крест Лизаветы), символ пути человечества, судьбы человечества, судьбы человеческой. Мы пришли к Храму.

III. Заключительный этап.

Выводы.

Сколько читателей – столько и мнений. Мы представили свою версию прочтения романа.

Нам кажется, что использование средств ИКТ позволяет расширить представление, восприятие духовного мира героев, их взаимоотношений, их идей.

Спасибо за внимание. Спасибо всем группам.


Аксентова Салимат Менглибиевна, учитель русского языка и литературы
Анкушева Ирина Геннадьевна
Петрова Елена Яковлевна




{SL_links}

Вернуться назад