Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Формирование читательских интересов младших школьников Формирование читательских интересов младших школьников3 ноября 2008. Разместил: lessons |
Разнообразие форм, методов позволит учителю создать базу для формирования литературного вкуса детей, воспитания нравственных качеств личности. Формы занятий: уроки — устные журналы, уроки-утренники, путешествия, викторины, конкурсы, инсценировки. В качестве специального средства обучения выступают тетрадь для литературного творчества, уголок внеклассного чтения, классный дневник (экран) чтения, памятки-планы и др. Правильная организация внеклассного чтения способствует формированию устойчивого читательского интереса младших школьников, умению работать с литературой, умению правильно анализировать и др.
В современное время остро стоит проблема массового детского чтения. Вдумчивое чтение книг, размышление над книгами - несомненное, общепризнанное средство развития и совершенствования чувств и качеств личности. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач. В своей работе я рассматриваю следующие цели и задачи:
Система формирования читательских знаний, умений и навыков Внеклассное чтение в 3-м классе призвано продолжать совершенствование подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, т.е. формирования у детей правильной читательской деятельности (умения и привычки думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после чтения), читательского кругозора (его широты, глубины, упорядоченности) и отношения к книге как к общественной ценности. На уроках внеклассного чтения в 3-м классе в течение учебного года я поставила целью приобретение следующих знаний, умений и навыков:
Умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу.
Далее привожу краткое содержание работы по системному приобретению читательских знаний, умений и навыков учащихся 3-го класса на уроках внеклассного чтения:
Доступный третьеклассникам круг чтения включает в себя русскую, советскую и зарубежную детскую книгу - художественную, научно-познавательную, справочную - для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур, в частности собрание сочинений ведущих детских писателей в специальном издании, а также детскую периодическую печать. Основной формой организации внеклассного чтения в 3-м классе остается урок внеклассного чтения. Можно предложить следующие формы уроков, которые я провожу в своем классе: а) Уроки-устные журналы по темам “Золотая осень”, “Зимушка зима”, “Любите б) Уроки-утренники “Сказки Пушкина”, “В гостях у Чуковского”. в) Уроки-путешествия “Поэт из страны детства”, “В гостях у сказки”. г) Уроки-викторины “Добрый и веселый С. Михалков”, “Наш друг Миша”, “Сказки Андерсена”. Большую роль в повышении читательского интереса третьеклассников играют и внеурочные занятия по внеклассному чтению. Во внеурочное время мы готовим инсценировки, кукольные спектакли (куклы и реквизиты готовим на уроках труда и дома). Готовим и проводим совместные литературные викторины, конкурсы на лучший рисунок, поделку, на декламацию стихов. Ведется тетрадь для творческих работ (для литературного творчества), где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливаем самодельные небольшие брошюрки типа “Загадки”, “Пословицы”, “Стихи о зиме” и др. Также в качестве специального средства обучения выступает уголок внеклассного чтения. Здесь ведем классный дневник (экран) чтения. Здесь же вывешивается примерный список литературы по той или иной теме, пишем памятки - планы для читателей. Особое внимание я уделяю активному участию родителей в организации занятий по внеклассному чтению детей. В целом и все внеклассное чтение не должно выпадать из поля внимания родителей. Таким образом, единство взглядов учителя и родителей на цели, место способы и результаты детского чтения, согласованность действий поможет младшему школьнику лучше ориентироваться в мире книг, полюбить процесс чтения. На мой взгляд, правильная организация внеклассного чтения способствует:
Все приемы, освоенные ребенком на предыдущем году обучения, могут быть использованы для развития навыков самостоятельной работы в следующие годы. Я считаю, что варианты тематики и литературы не исключают возможности внесения каждым учителям изменений в учебные материалы, учитывая местные условия, особенности работы класса, уровень готовности детей, наличие книг в школьной библиотеке. Здесь проявляется право учителя на творческий поиск, самостоятельный выбор тематики уроков внеклассного чтения, а разнообразия форм, методов и средств позволит учителю создать базу для формирования читательских интересов младших школьников. Все это позволит учащимся активно овладевать богатствами речи, развивать эстетический вкус, закладывать основы литературного образования младших школьников. Алексеева Анна Тарасовна, учитель начальных классов
МОУ "Сунтарская начальная школа им. В.Г. Павлова", с. Сунтар, Сунтарский р-н, Республика Саха (Якутия)
Вернуться назад |