Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Подготовка к уроку Подготовка к уроку6 ноября 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||||||
Статья по подготовке к уроку математики Для составления плана урока надо знать, в каком классе даешь урок. Разделим классы на три типа: сильный, думающий класс; класс недостаточно развитой самостоятельной деятельности; класс слабый, безразличный. Для каждого класса может быть предложена своя методика преподавания. Разделим классы на три типа:
Подготовка к уроку Для примера выберем тему “Десятичные дроби” (учебник “Математика 5” авторов Н.Я.Виленкин, А.С.Чесноков, С.И.Щварцбурба”) Знание и умения: знать смысл приставок: деци, Милли, кило. Уметь читать и записать по диктовку десятичные дроби, уметь выработать в виде десятичной дроби результаты измерения длины, массы, площади и объема. Методика изложения В учебнике тема “Единицы измерения” расположена до десятичных дробей. Основные единицы метр –единица длины, килограмм – единица массы, секунда – единица времени. Проходим производные единицы: квадратный метр – единица площади, кубический метр – единица объема, метр в секунду – единица скорости. Наименование кратных и дольных единиц образуется с помощью приставок, дека-, гекто-, кило-, деци-, санти-, милли- и другие. Но это же десятные, сотые, тысячные доли метра каждому ученику даю трафарет в виде:
Заполнение таблицы показываю на доске, например: выразите в метрах 7м, 2дм, 4см, 7мм. Записывают в тетрадях. При изучении предыдущего пункта учащиеся подготовлены выражать такие величины, как:
Они заметили при этом характерную особенность знаменателей, их запись представляет единицу, к которой справа приписаны одни или несколько нулей. Такие смешанные числа обычно можно записать проще – в виде десятичных дробей. Значит десятичная запись числа представляет особую запись дробного или целого числа. В объяснительном тексте учебника предлагается доступный для любого ученика прием записей смешанного числа в виде десятичной дроби. Он состоит в том, что в случае необходимости числитель дроби записывают так, чтобы в нем было столько цифр, сколько нулей в знаменателе. Потом пишут целую часть ставят запятую и справа пишут числитель. Например: Необходимость приписывания нулей слева в числителе быстро осознается учащимися. Эта необходимость ставится ощутимой при записи следующих примеров: Выразить в метрах 5м3дм, 5м3см, 5м3мм. Длины таких отрезков разные, и поэтому они должны выражаться разными десятичными дробями. Это дроби 5,3; 5,03; 5,003. Когда учащиеся привыкнуть к десятичным дробям, можно пропускать этап приписывания нулей в числителе, но к нему надо каждый раз возвращаться если кто-нибудь из учащихся допускает ошибку. Для составления плана урока учитель должен знать свой класс. Здесь можно различать такие три типа класса. Сильный, думающий, увлеченный математикой класс. Итак класс сильный, ему не надо разжевывать одну и ту же мысль несколько раз. В этом классе больше самостоятельности, больше коллективной работы. Составление опорных конспектов, самостоятельное решение примеров, работа в парах. Каждому ученику готовим вопросники. Записываем номера из учебника. Каждый ученик, который усвоил материал, помогает товарищу, берет специальные карточки. В это время учитель наблюдает, корректирует, направляет, ведет индивидуальную работу с учениками. Учитель должен организовать все виды работы учащихся и научить, как они должны работать друг с другом. План урока для класса шумного, думающего, заинтересованного предметом, но с недостаточно развитой самостоятельностью действий. Ребята такого класса обычно с готовностью включаются в новую по сути для них работу. Они на самом деле любят учиться, но испытывают тягу к получению быстрых результатов. Поэтому для этого класса урок, построенный вокруг познания и отработки основных принципов рационального восприятия информации, будет иметь огромный успех. Для восприятия информации, необходимо знать свой доминирующий анализатор, обычно это зрение или слух. Вот его-то в первую очередь и следует использовать. Но прежде чем использовать, надо выяснить, у кого какой доминирующий анализатор. Для реализации этого на доске написано два ряда чисел. Сейчас они закрыты, я открою их на минуту. Я обращаюсь ученикам: “вы постарайтесь запомнить и по моей команде запишите в тетрадь. Приготовьтесь к работе. Внимание! Начали!” Проверим правильность записи. “А теперь попробуем проверить слуховую память. Я прочту одно определение, а вы должны его записать после единственного прослушивания. Сделать это будет просто, так как на доске есть зрительный образ того, что я сейчас вам назову. Говорить буду медленно, чтобы каждое слово вы успели осознать и привязать к соответствующему зрительному образу. И так слушайте. Любое число, знаменатель которого выражается единицей с одним или несколькими нулями, можно представить в виде десятичной дроби. Запишите” После паузы читаю еще раз, и все проверяют запись. И так, при изучении какой-нибудь информации необходимо всесторонне и интенсивно использовать анализаторы, а в первую очередь свой доминирующий анализатор (зрение и слух). Вспомните те, кто безошибочно записывал определение десятичной дроби опирался не только на слух, но и на смысл, и образ и, конечно, и использовать и зрение, когда разглядывал записанные на доске примеры. Но я видела, что кто-то шевелил губами повторяя, про себя правила, кто-то задумался, разглядывая примеры. Это один из примеров восприятия информации. Но цель учителя дать эту информацию более интересно, значимо, артистично. Начинаем чтение параграфа со слов “ Интересно, о чем же здесь написано?” Надо четко и ясно осознать цель нашей работы. Ответить на вопрос что я хочу достигнуть на этом уроке. Что помогает нам лучше организовать восприятие информации. Постановка цели. Можно подставить такую цель: проверить на практике советы, информации, которые дал учитель. Для достижения цели, надо очень хорошо организовать труд каждого ученика: а) бегло просмотреть текст всего параграфа. б) прочитайте еще раз, решая, аналогичные примеры. Парная работа по тексту с товарищем по парте. Взаимообмен карточками, проверка друг друга. План для класса спокойного, тихого, безразличного. В таком классе добиться реакции даже на самые творческие вопросы трудно. Ученики молчат, равнодушно взирая на учителя, а чаще всего спокойно размышляют с своем пустыми невидящими глазами, глядя в сторону учителя. В учениках такого класса чувствуется как бы покорность кому-то более сильному, загнавшему сюда их не по доброй воле, и в то же время протест, мы пришли, но ты нас не тревожь. В таком классе надо быть профессионалом. Улыбка, теплый взгляд, каким смотрит учитель на самых лучших, самых способных своих учеников. Речь учителя, его вопросы должны быть деловыми, четкими и доступными для каждого ученика. На таком уроке учителю необходимо придирчиво следить за своим голосом, мимикой. Каждая попытка ученика дать ответ на вопрос сама попытка включиться на работе не может остаться не замеченной учителем. Но даже при выполнении всех этих условий класс необычно трудный. Обычно таком классе много слабых, но добросовестных учеников. Они выполняют, пишут, конспектируют, но часто на проверку оказывается., что учитель работая впустую, особенно если отобрал для урока большой материал. Отсюда вывод: лучше взять небольшой объем информации, но глубоко его изучать. В результате отстаем от программы и возникает опасность отсутствия понимания у ребят темы в целом. Следовательно, нужны обобщающие уроки, уроки связывающие всю информацию воедино. Современная школа более всего нуждается в педагогическом сотрудничестве и демократии, новый современный учитель – это педагог, который обладает педагогикой сотрудничества и демократии и проводит их в своей практике. Сейчас самым главным самостоятельность и коллективизм. Поэтому на уроках используем методику КСО, конечно, некоторые элементы. Во-первых учитель должен тщательно готовиться к коллективной работе – организация, составление вопросников, карточек, математических диктантов, самостоятельных и контрольных работ. Если хорошо организовать, то в корне изменяется деятельность каждого ученика. Ученик изучает новый материал, проверка знаний и умений, навыков, анализ и оценка. Учитель в каждой теме готовить листок учета знаний учащихся. При проверке работ напротив каждой фамилии ставится (+) разного цвета в зависимости от полученной оценки. Далее по вертикали определяется процент или средняя оценка успешности усвоения каждого элемента ЗУН учащихся. Общие выводы Заполненный листок по конкретному классу дает большой объем информации. Во-первых, она показывает всю картину успешности усвоения той или иной темы каждым отдельным учеником, и классом в целом. А анализ результатов по горизонтали позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником и автоматически спланировать работу с ним. Анализ результатов по вертикали дает возможность учителю увидеть, что удалось, а что следует повторить со всем классом. Во-вторых, накопленная информация является основанием для рационального планирования процесса повторения учебного материала в конце текущего и в начале следующего учебного года. Учитель в течение года составляет подобные схемы для каждой проверочной работы, тем самым организуя в дальнейшем свою систему анализа работ. Вопросник
Алексеева Надежда Егоровна, Учитель
МОУ "Кыргыдайская средняя общеобразовательная школа", с. Кыргыдай, Вилюйский улус
Вернуться назад |