Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Логопедическое сопровождение детей общеобразовательных групп ДОУ Логопедическое сопровождение детей общеобразовательных групп ДОУ11 ноября 2008. Разместил: lessons |
Индивидуальное логопедическое сопровождение детей ДОУ осуществляет логопед через организацию профилактической работы. Важное значение в профработе логопеда отводится такой форме деятельности, как сотрудничество с родителями. На первом групповом родительском собрании учитель-логопед знакомит родителей с результатами обследования речи дошкольников; с системой логопедической помощи детям в условиях детского сада; с графиком индивидуальных консультаций; с особенностями речевого развития детей данной возрастной группы; дает рекомендации по развитию речи детей дома.
В нашем дошкольном учреждении логопедическая работа осуществляется по двум основным направлениям - коррекционному и профилактическому. Коррекционная работа проводится учителем-логопедом, воспитателем под его руководством и другими специалистами (педагогом-психологом, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, воспитателем по ИЗО деятельности) в специальных группах для детей с нарушениями зрения и речи. Для педагогов общеобразовательных групп ДОУ важно профилактическое направление, которое осуществляется учителем-логопедом через организацию профработы и обеспечивает индивидуальное логопедическое сопровождение каждого ребенка. Профилактическое направление логопедического сопровождения детей в ДОУ состоит из трех блоков:
и включает разные формы работы:
Остановлюсь на сотрудничестве логопеда с родителями детей общеобразовательных групп. Работа с родителями предусматривает проведение специалистом логопедом:
Это дает возможность родителям стать субъектами и полноправными участниками образовательного процесса в ДОУ, Так, после обследования детей 2 младшей группы в октябре месяце, учитель-логопед проводит собрание для родителей «Особенности развития речи 3-х летних детей». Приведу в качестве примера свое выступление. Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса слов (до 1500 и более), так как деятельность детей становится более сложной и разнообразной. К 3 годам произносительная сторона речи детей еще недостаточно сформирована. Остаются некоторые несовершенства в произношении звуков, многосложных слов, слов со стечением согласных звуков. Речь еще недостаточно четкая и внятная. Дети этого возраста не всегда умеют правильно пользоваться своим голосовым аппаратом (недостаточно громко отвечают на вопросы, рассказывают стихи или, наоборот, не переходят на тихую речь в нужной ситуации.). К 3 годам допускаются такие недостатки звукопроизношения, как:
Все эти нарушения могут носить временный характер. Но, наряду с физиологическими нарушениями (возрастными), в последнее время все чаще встречаются патологические (стойкое неправильное произношение звуков), которые могут возникнуть вследствие:
Так как наша речь осуществляется на выдохе, то особое внимание нужно уделять развитию воздушной струи, от силы и направленности которой зависит произношение многих звуков. Необходимо дифференцировать с ребенком носовой и ротовой вдох и выдох:
При этом выдох лучше осуществлять на «султанчик», ватку или бумажку для зрительного контроля за выработкой направленной воздушной струи. Для достижения слияния визуальных (зрительных), слуховых, тактильных и мышечных ощущений используются различные виды упражнений:
Дыхательные упражнения выполняются не более 5 раз или 15 секунд для исключения возможности возникновения головокружения. На основе правильного дыхания у детей развивается голосовая функция, формируется красивый звучный голос. В ходе специальных игр и упражнений:
Для развития голоса полезно пропевание гласных звуков на выдохе:
Развивая ритмико-мелодическую сторону речи, можно использовать такие игры и упражнения: - «Едет паровозик», «Плывет кораблик» (удаляется, приближается), «Эхо» с изменением:
- инсценировка русских народных сказок «Теремок», «Три медведя», «Колобок» Чтобы научить ребенка правильно и четко произносить звуки, ясно и отчетливо выговаривать слова, прежде всего нужно научить его слышать и слушать звуки вокруг нас а также речь окружающих. Умение слышать неречевые звуки, различать их является базой для развития фонематического слуха (способностью четко отличать одни речевые звуки от других). Для этого используют игры и упражнения на развитие слухового внимания (умение на слух определять то или иное звучание и направление звука) и речевого слуха. Развитие слухового внимания к окружающим звукам можно обеспечить в быту и на прогулках. Важно научить ребенка: - быстро реагировать на
Развитие речевого слуха помогает воспринимать смысл сказанного. Дети в повседневной жизни учатся различать:
Основой для правильного звукопроизношения является артикуляционный аппарат (губы, нижняя челюсть, язык, мягкое небо). Его нужно готовить к правильному произношению звуков с помощью артикуляционной гимнастики. Детям 2-4 лет эта гимнастика помогает обрести целенаправленность движений языка, способствует достижению правильного звукопроизношения малышей. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в игровой форме, в виде сказки 5-7 минут перед зеркалом, чтобы ребенок видел, что делает его язык. С трехлетними детьми для укрепления мышц губ, щек, языка и развития их достаточной подвижности (движения непроизвольные) проводят такие упражнения:
Важны и такие упражнения, как - покашливание
На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки более простыми. Эти звуки: [И], [Ы], [Т], [Д] помогают овладеть сложными звуками речи. Для формирования правильного звукопроизношения необходимо четко, на хорошем выдохе произносить гласные звуки. Большое внимание уделяется звукоподражаниям:
Не рекомендуется сюсюкать с детьми, переходить на детскую, лепетную речь. Большое внимание в этом возрасте уделяется развитию активной речи детей. Активизация речи детей происходит в процессе непосредственного общения взрослых с детьми, в играх, совместных действиях. Необходимо:
Речевое развитие детей зависит от общей и мелкой моторики и идет параллельно развитию тонкой мускулатуры пальцев рук. Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» дети. С раннего возраста нужна свобода действий, т.к. движения сопутствуют развитию речи. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук. Каждый день нужно делать ребенку массаж кистей рук. Необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Можно предложить детям:
Полезны и пальчиковые игры, которые
Сначала пальчиковые игры и упражнения проводятся с помощью взрослого и под его речевое сопровождение
Затем упражнения выполняются на правой и левой руках поочередно, на обеих одновременно с речевым сопровождением ребенка. Развитие речи – это непрерывный процесс. В 3-4 года ребенок активно познает грамматический строй родного языка, от простых фраз и предложений переходит к сложным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество. Словарный запас детей постоянно увеличивается, но его качественное преобразование происходит с помощью взрослых. Качественную сторону речевой деятельности детей формируют взрослые в процессе общения. Аленькина Татьяна Николаевна, учитель-логопед
Федеральное государственное унитарное предприятие "Уральский электрохимический комбинат", г. Новоуральск
Вернуться назад |