{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Дети в трудной жизненной ситуации
{LF_links}

Дети в трудной жизненной ситуации


12 ноября 2008. Разместил: lessons
Урок должен способствовать пониманию глобальности проблемы детской беспризорности. В ходе урока применяются такие методические приемы, как сообщения студентов, работа в микрогруппах, заполнение опорного конспекта урока, анализ видеосюжетов, выполнение индивидуальных творческих заданий, беседа. В ходе работы студентам предлагается произвести анализ статистических данных по проблеме детской беспризорности, раскрыть причины, лежащие в ее основе, рассмотреть семью как фактор отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Структурными элементами данного занятия выступают организационный момент, проведение блиц-опроса, изучение нового материала, выводы, итоги по уроку, домашнее задание.

Цель: Раскрыть социальную сущность проблемы детской беспризорности.

Задачи:

1. Сформировать представление о глобальности проблемы беспризорности несовершеннолетних; охарактеризовать причины и учреждения социально-педагогической помощи;

2. Способствовать развитию социальной ответственности и гражданской позиции личности на основе анализа жизненных ситуаций детей-бродяг;

3. Формирование навыков самостоятельной работы (в группах), умений рефлексии и самоанализа.

Тип: комбинированный урок.

Оборудование: видеоматериал “Дети Маугли”, аудиосопровождение; меловые записи на доске.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Доведение целевой установки до студентов.
  3. Блиц-опрос.
  4. Изучение нового материала (работа в микрогруппах).
  5. Подведение итогов, выводы; домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычный урок, а киножурнал, тема которого “Дети в трудной жизненной ситуации: проблема науки и общества”.

2. Доведение целевой установки до студентов.

Действительно, еще П.Наторп – один из основоположников социальной педагогики  – указывал, что социальная педагогика – это наука об интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Молленхауэр дополнял: “Смысл социальной педагогики – помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе, противостоянии негативным отклонениям от норм поведения”. В XX веке В.Д. Семенов считал Социальную педагогику “наукой о воспитательных влияниях социальной среды”.

Сама наука, как вы помните, возникла в ответ на проблемы общества, когда появилась необходимость заниматься не только воспитанием, но и перевоспитанием. Профессия “социальный педагог” была введена в 1991 году так же с “целью помочь детям, попавшим в “трудную жизненную ситуацию”. Таким образом, это проблема не только теории, но и всего общества.

Обсуждение этой проблемы я предлагаю вам произвести, разделившись на группы. Итак, у нас присутствуют группы историков, семьеведов и ареопага - студенты 5 курса отделения “Социальная педагогика”, которые, изучив социальную педагогику, помогут мне сегодня оценить вас.

3. Блиц-опрос

Но для начала мы проверим ваш социально-педагогический тонус с помощью небольшого задания: за 3 минуты команды готовят вопросы по изученным разделам социальной педагогики; затем, обменявшись конвертами с противоположной командой, отвечают на них. Учитывается правильность ответов.

4. Изучение нового материала.

Я вижу, что вы готовы к нашему киножурналу. Вдумайтесь в эти цифры:

- на официальном учете стоят 362400 подростков;

- ежегодно в РФ выявляются 120 тыс. детей, которые уходят из дома, бродяжничают, приобщаются к спиртным напиткам, становятся участниками преступлений;

- 8 тысяч родителей в РБ ненадлежащим образом исполняют свои обязанности;

- в одной лишь Москве в течение месяца снимают с вокзалов 3 тысячи ниществующих детей, но чтобы представить истинный размах этой проблемы, нужно умножить эти цифры на 10. Данные 2000-го года можно дополнить. О них вы узнаете, посмотрев следующий видеосюжет.

Итак, вы увидели, что к категории детей, попавших в “трудную жизненную ситуацию” относятся дети беспризорники, безнадзорные дети. Что такое беспризорность? Согласно закону беспризорные и безнадзорные дети – это “лица, не достигшие 18 лет, которые не имеют контроля со стороны родителей или лиц их заменяющих”.Согласно данным Управления по делам несовершеннолетних при МВД РБ (старшего инспектора Г.Надежкиной) “Ни для кого не секрет, что главной причиной безнадзорности несовершеннолетних и их противоправного поведения является семейное неблагополучие и невыполнение воспитательных функций лицами, на которых законом возложены данные обязанности. Голод, пьянство родителей, насилие в семье, безработица и пренебрежение к личности ребенка побуждают подростка уходить из дома и государственных учреждений, сотни из них находятся в розыске. Такие дети, будучи предоставлены сами себе, в поисках средств к существованию вынуждены заниматься попрошайничеством. Например, в марте 2005 года сотрудниками милиции Октябрьского района г. Уфы был задержан подросток 1991 г.р., который занимался попрошайничеством. В ходе опроса он пояснил, что собирать деньги его отправляла мать, которая нигде не работает, семья живет на собранные ребенком средства”.

Я обращаюсь к историкам: скажите, а была ли эта проблема в истории российского государства? Как она решалась? Откуда же берутся безнадзорные дети? (Сообщения студентов.)

Что нам скажут правоведы, которые занимались законами РФ и РБ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. Кто относится к данной категории? (Сообщения студентов.)

В целях усиления профилактической работы по месту жительства граждан в Республике Башкортостан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами проводятся широкомасштабные операции, направленные на выявление семейных дебоширов, притоносодержателей, наркоманов, алкоголиков, лиц, склонных к совершению преступлений в быту. Ежегодно в 2 этапа проводятся профилактические мероприятия под условным наименованием “Быт”. В 2005 году сотрудниками органов внутренних дел за 1 только месяц было охвачено 1052 преступлений превентивного характера, 295 притонов, 8 тыс. родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности. На родителей или лиц их заменяющих составлено 7,5 тыс. административных протоколов, в том числе за неисполнение обязанностей по содержанию детей, большинство лишены родительских прав. Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних родителям или иными лицами, если это деяние соединено с жестким обращением (ст. 156 УК РФ). Для анализа приводится статистика:

В 2000 году по данной статье привлечено 89 человек.

В 2004 году – 175.

Безнадзорность – социальное отклонение, которое приводит к другим проблемам – алкоголизму, токсикомании, проституции несовершеннолетних. Сегодня подгруппа семьеведов подготовила материал на эту тему (рассказывают о типах семьи).Таким образом, вы поняли, что часто причиной побега из семьи ребенка являются родители. Но сами дети, оказывается, не обвиняют своих родителей. Посмотрим, что говорит мальчик о своей бывшей семье, из которой он бежал (просмотр сюжета).

Право жить и воспитываться в семье закреплено в семейном кодексе РФ. Но существует закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, согласно которому:

  1. Разработан проект системы статистических показателей методов диагностики численности беспризорников в возрасте 7-15 лет;
  2. Детям из малообеспеченных и неблагополучных семей будут оказывать помощь в приобретении одежды, учебников (акция “Помоги собраться в школу”);
  3. Принимаются меры по возвращению в образовательный интернат самовольно ушедших из них воспитанников, создаются группы для временного пребывания беспризорников в общеобразовательных и коррекционных школах-интернатах, образовательных учреждениях для детей-сирот, ППМС центрах.
  4. Развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого и открытого типа (сейчас в России 58 специальных учреждений закрытого и 20 - открытого типа).
  5. Развивается сеть кадетских школ;
  6. Другое важное направление профилактики беспризорности – обеспечение целенаправленного социальнопозитивного времяпровождения: учебы, занятости.

Достаточно актуальной на сегодняшний день стала уличная работа... (рассказ подгруппы специалистов по уличной работе, реабилитационном центре Уфы).

Итак, какова технология уличной работы? Каковы главные принципы ее осуществления? (Просмотр видеосюжета “Дети Маугли”.)

Этот сюжет страшен еще и тем, что никто из жителей деревни не предпринял ничего, чтобы предотвратить случившееся. По педагогике вы читали о том, как 2 девочки были найдены в волчьем логове и воспитаны волками; их нашли и стали обучать… Действительно, в современной практике имеет место насилие над ребенком. В последние годы в научной литературе и в массовых изданиях широко обсуждается тема жестокости и насилия по отношению к детям. Насилие может принимать физическую и психическую форму. Физическое насилие принимает вид избиения ребенка, нанесение ему ожогов, испытание голодом. Имеются случаи развратных действий по отношению к детям и сексуальное насилие. Психологическая травма чаще всего бывает вызвана сдерживанием теплых родительских чувств, резкой и грубой критикой в его адрес, оскорблением и запугиванием. Психологическая жесткость часто оказывается не менее губительной, чем физическая жестокость, она создает основу для хронической травматизации, нередко вызывая повторные криминальные действия. Известны даже случаи убийств жестоких родителей.

Что же делать с такими родителями?

Как заставить их заботиться о ребенке?

Как помочь ребенку?

Формы работы с семьей разнообразны. Однако на практике в работе с семьями используются в основном административно-правовые виды деятельности. В том случае, если привлечение к административной ответственности не оказало на родителей должного воздействия, то в суд направляется иск о лишении родительских прав. Число родителей, лишенных родительских прав, из года в год остается высоким.

На сегодняшний день вся система защиты детства, за редким исключением, ориентирована на спасение ребенка путем изъятия его из неблагополучной семьи, в то время как необходимо учиться такому вмешательству, которое не разрушает семью, направляя основные усилия на устранение, причин, а не на ликвидацию последствий. Одним из средств является привлечение к уголовной ответственности. Вместе с тем эта уголовно-правовая норма не нашла широкого применения в виду различного толкования понятия “жестокое обращение”.

Студентам предлагается выполнить практическое задание в подгруппах:

1. Историкам: предложить к использованию на современном этапе накопленный в истории положительный опыт, который сложился в отношении помощи детям-сиротам;

2. Социальным педагогам-практикам: написать рекомендации классным руководителям, как распознать насилие в семье.

3. Семьеведы: решение практической ситуации.

4. Специалисты: представьте, что у вас появилась возможность обратиться к нашему правительству и президенту и предложить свои советы как уменьшить беспризорность в России.

5. Подведение итогов. Выводы. Ареопаг подводит итоги по таблице.

Команда

I

II

III

Количество правильных ответов

Активность в задании

Индивидуальное задание

1. Историки      
2. Специалисты      
3. Социальные педагоги-практики      
4. Семьеведы      

Все вместе заполняем опорную схему урока:

Дети в трудной жизненной ситуации

Домашнее задание: выучить материал, узнать по предмету “Право” документы по защите прав детей.

Алешина Александра Викторовна, преподаватель социальной педагогики
Стерлитамакский педагогический колледж, г. Стерлитамак



{SL_links}

Вернуться назад