{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Химическая "кухня"
{LF_links}

Химическая "кухня"


13 ноября 2008. Разместил: lessons

Интегрированный урок: химия, литература, русский язык

Как сделать урок более интересным, чтобы свои знания и умения проявили как можно больше учеников? Интегрированный урок позволяет эффективно использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя их максимально, способствует реализации интеллектуальных способностей детей в комфортной для них обстановке.


Цели:

  • повторить и обобщить изученный материал на основе атомно-молекулярного учения;
  • закрепить знания об основных химических понятиях, законах и фактах, их применении для решения задач;
  • развивать представление учащихся о составе вещества;
  • вырабатывать умение самостоятельно обращаться с лабораторным оборудованием, наблюдать, описывать явления;
  • воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предметам.

Тип урока: обобщение полученных первичных знаний по предмету.

Оформление: запись темы на доске, эпиграф, портрет Д.И.Менделеева, афоризмы, плакат с изображением повара, плакат с изображением химической посуды, таблица-меню со следующей записью:

  1. Закуска холодная из основных химических понятий.
  2. Салат из химических знаков.
  3. Суп с формулами химических веществ.
  4. Бифштекс из химических уравнений с коэффициентной подливкой.
  5. Чай из экологически чистой воды.
  6. Десерт – торт, украшенный розами из решенных задач.

Оборудование: Муфта, кольцо, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, чистый химический стакан, стакан со смесью сахара и мела, колба с водой для сборки штатива; карточки-инструкции, карточки с заданиями, макет торта и розы из бумаги для его украшения.

Эпиграф:

Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М.Горький)

Афоризмы:

Посев научный взойдет для жатвы народной (Д.Менделеев)

Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает. (Д.Менделеев)

…И каждый знак ее взлелеяв,
Суровым гением своим,
Поведал миру Менделеев
В природе понятое им… (А.Чивилихин)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (шеф-повар):

Сегодняшний урок, ребята, вопреки правилам, мы проведем на кухне. Да не удивляйтесь, кухня - это то место, где обсуждаются самые интересные события, заодно и пообедаем.

2. Помощник:

Можно нести посуду? (вывешивает плакат с изображением химической посуды)

3. Учитель:

Назовите, пожалуйста, виды посуды, которые необходимо иметь на химической “кухне”. (дети называют предметы, изображенные на плакате)

Помощник:

- Не пора ли ставить на довольствие “новобранцев”?

Учитель:

Сначала им придется потрудиться. Уж поверьте мне, дети, такую химическую “кашу” сварим, себя и гостей накормим. В МЕНЮ У НАС СЕГОДНЯ… (ЧИТАЕТ МЕНЮ).

Помощник:

- Начнем?

4. Учитель:

Начнем с закуски. Опишите признаки и условия протекания реакций, происходящих при: плавлении парафина, прокисании молока. (проводит опыты)

Вопрос классу:

Какие это явления? (плавление парафина – химическое явление, прокисание молока –химическое)

Приведите свои примеры физических и химических явлений.

5. Помощник:

Все-то вы знаете, я смотрю. Может, и мне поможете?

В одной русской сказке я читала о том, что дед смешал соль и сахар. Что бы вы ему посоветовали сделать, чтобы разделить эту смесь? (№ 83, ответ № 20)

После этого берет нож со стола и нечаянно проводит по руке, пугается. (опыт “кровь без раны”)

Учитель: Надо быть осторожнее на нашей кухне. Дети объясните, почему это произошло?

6. Помощник:

- Можно я тогда ребятам “экологическую задачу” предложу?

Есть у нас большой завод –
Он продукцию дает.
А над ним труба дымит –
Небо синее коптит.
Жить под ней - сплошная мука!
Но поможет нам наука:
Чтобы снять противогаз,
Обезвредить нужно газ.

Вопрос:

- О каком газе идет речь? (сероводород)

Тогда уж сразу еще задание: Слово “химия” часто используется в повседневной речи. Приведите примеры, когда в это слово вкладывается смысл, отличный от принятого в науке. (химичить – жульничать, обманывать)

7. Учитель:

Прежде, чем подавать салат, предлагаю послушать сообщение, которое приготовила…………

Основными законами современной химии являются законы: сохранения масс, открытый М.Ломоносовым в 1748 году, закон постоянства состава (каждое химическое соединение имеет постоянный состав), сформулированный Э.Прустом в 1801 году. Д.Дальтон в 1803 году ввел понятие “эквивалент”, предложив считать атомную массу водорода равной единице и обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Число открываемых знаков возрастало, кружков недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году швейцарский ученый Й.Берцелиус предложил простую систему обозначения химических элементов. Так стали обозначать химические элементы одной или двумя латинскими буквами.

8. Учитель:

Неси теперь кастрюльку, будем проверять, ребята ваши знания химических элементов.

Достает из нее текст химического диктанта, диктует названия химических элементов, ученики записывают знаками, читают латинское название. Два ученика выполняют задание для контроля у доски по вариантам.

Текст диктанта:

Хлор, магний, алюминий, кремний, калий, натрий, цинк, железо, медь, кальций, барий, йод, бром, марганец, фтор, бор.

I вариант.

Выписать химические символы неметаллов.

II вариант

Выписать химические символы металлов.

9. Работа с компьютером.

Учитель:

- Сейчас я отвлекусь, ребята, ненадолго, по телевизору увлекательная передача будет, и вы посмотрите.

Видеосюжет “Химия на моей кухне”.

- В маленьких ребусах зашифрованы названия химических элементов, узнайте их.

Какой из приведенных элементов стал известен человечеству первым, а какой из них был открыт последним?

10. Стихотворение Гладкова, посвященное периодической таблице, читает ученица.

Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Учитель читает слова А.Чивилихина, записанные на доске.

11. Учитель предлагает детям узнать названия химических элементов по частям слов.

Показывает карточки, на которых части: бар –барий, ром – бром, хром, желе – железо, крем –кремний.

Слово учителя после выполнения заданий:

Молодцы, справились. Скажите, что такое валентность? Назовите элементы, которые в соединении проявляют переменную валентность.

12. Помощник повара:

Какие трудные слова вы называете: валентность! Я предлагаю ребятам повторить правописание этих слов.

Орфографическая диктовка (карточки с пропущенными орфограммами на столах у детей или введено задание в компьютер)

В…лентность, к…слота,р…акция, ур…внение, в…щество, ма…а, м…лекула, а…юминий,м…та…, к…личество, …ксид,, в…д…род, …лемент, коэ…ициент.

13. Учитель:

- Пора приступать к супу. Где мой волшебный половник?

Помощник:

Подождите, надо посолить.

(Заметки о хлориде натрия “Без соли не проживешь”, “Белый яд” дети приготовили заранее). Ученик читает стихотворение Виктора Бокова “Соль”.

14. Учитель, зачерпнув из котла задание ( оно выполняется на листочках, которые затем отдаются на проверку любому учителю химии), читает:

I вариант

Составьте формулы сульфидов следующих металлов: серебра, магния, алюминия, цинка.

II вариант

Определите валентность элементов в соединениях: CO2, Fe 2O3, Mn 2O7, Na 2S.

Учитель:

Пора приняться за бифштекс. Задает вопросы классу:

Какой закон вы применяете при расстановке коэффициента?

Какие типы химических реакций вы знаете?

Задание выполняется на компьютере: Расставить коэффициенты, указать типы реакций.

I вариант

P +O2 –> P2 O5

CuО +C–> CO2 +Cu

Fe + Cl2 –>FeCl3

Ag Br –> Ag + Br2

II вариант

Mg + O2–> MgO

Al + O2–> Al 2O3

AgJ –>Ag +J2

MnO2 + H2 –>Mn + H 2O

Вопрос классу:

Дайте определение типам реакций.

15. Учитель:

Узнайте по рисункам профессии людей, которые требуют знаний химии. (В компьютер введены рисунки).

Глубокие и прочные знания необходимы людям многих профессий. Возможно, кто-то из вас свяжет свою деятельность в будущем с этой наукой.

16. Учитель: И этой порцией заданий вы справились, хвалю. Пора приниматься за чай.

17. Помощник:

Какой чай без воды? Я хочу предложить ребятам прослушать два интересных литературных текста о воде и даже приготовила свое задание. Попробуйте его выполнить.

Л.Мартынов

Вода благоволила литься…
Она блистала, столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться.
И это было неспроста.
Ей не хватало ивы, тала
И горечи цветущих лоз.
Ей водорослей не хватало,
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало, чистой
Дистиллированной Воде.

Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что необходима для жизни: ТЫ САМА ЖИЗНЬ. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей малости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. (А. Де Сент-Экзюпери. Планета людей)

Дайте им оценку с точки зрения химии.

18. Учитель:

- Вам, ребята, опытным путем надо получить экологически чистую воду для чая. На столах приборы, соберите штатив, приготовьте фильтр и проведите очистку воды. Результат продемонстрируйте мне и гостям.

19.Помощник:

- Я предлагаю торт к чаю.

Учитель:

Подождите, что-то мне плохо стало, полдня на кухне стою.

Узнайте, ребята, какое лекарство мне поможет.

Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор. (“Нитроглицерин” В.Шаламов)

- Лучше стало, теперь будем украшать торт. Для этого вам потребуется решить задачу, выберите себе ту, которая по силам. Карточки на столе, дерзайте.

Задача № 1

Какая масса цинка вступит в реакцию с серой массой 8г? (Zn+S=ZnS) (5 роз)

Задача № 2

Какое количество вещества соответствует 490г серной кислоты(H2SO4)? (4 розы)

Задача № 3

Рассчитайте массу 3,5 моль оксида цинка (ZnO). (3 розы)

Помощник:

И все-то они умеют делать. Сейчас я посмотрю на их оценки в журнале. Да здесь одни пятерки! Поднимите руки, у кого по химии пятерка за четверть? Молодцы, отличники! Потому-то вы на химической “кухне” так уверенно справляетесь с заданиями.

20. Инструктаж по домашнему заданию:

Написать миниатюру “Смог бы я в начале года справиться с заданиями, которые сегодня выполнил”?

Попробовать разгадать кроссворд, который приготовили …

21.Вывод по уроку:

Учитель:

Спасибо, порадовали меня, отменное меню из химических элементов вышло. Вот что, значит, учить и понимать химию! Первоначальные знания, полученные вами, помогут и в дальнейшем также успешно справляться с заданиями любой сложности.

Помощник:

А я вам стихи посвятила:

Ты - молодчина! И в это поверь:
Открыта тобой в мир химии дверь.
Надеемся все мы, что лет через пять,
Прекрасным ученым сможешь ты стать.

22 .Учитель вручает подарки со словами: “Посвящение в область чудес Химии вы прошли”.


Алиева Елена Викторовна




{SL_links}

Вернуться назад