Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Классическое Средневековье в Европе Классическое Средневековье в Европе13 ноября 2008. Разместил: lessons |
||||||||
Повторительно-обобщающий урок Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. Цели урока:
Оборудование: “линия времени”, раздаточный материал, клей, маркеры, ручки, жетоны, эмблемы команд. Подготовительный этап: класс делится на три команды, каждая команда придумывает себе название, изготавливает каждому члену команды эмблему. Оформление доски: на доске должна быть “линия времени”, цели урока, основные характеристики феодализма XI-XV вв., название игры, ее характер и условия. Ход урока: Вступительное слово учителя: С XI и до конца XV в. продолжался второй период истории средних веков. Давайте, определим его место на “линии времени” (работа с “линией времени” на доске). Это время, когда феодальный строй получил полное развитие. Сегодня на уроке мы должны повторить основные изменения в экономике, социальных отношениях, государственном строе, происходившие в период развитого феодализма. Чем же характеризуется феодализм XI-XV вв.? Происходит совершенствование способов земледелия и повышение производительности труда. В средние века появились многие из ныне существующих городов. Города превращаются в центры ремесла и торговли. Складывается товарное хозяйство. В некоторых странах началось освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп. Рост городов и развитие торговли подготовили условия для образования централизованных государств и возникновения сословных собраний. В средние века образовались государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Россия и другие. История не может быть безликой. Самое интересное в истории – это судьбы народов, выдающихся деятелей с их характерами и поступками, а нередко и с удивительной неповторимой судьбой. Изучая второй период средних веков, мы познакомились с различными правителями, представителями духовенства, борцами за независимость родины, вождями народных движений. И так как в центре внимания каждого, кто изучает историю, всегда стоит человек и его дела, то мы сегодня на уроке повторим материал и с точки зрения роли личности в истории. Урок наш будет проходить в форме игры “Вдогонку за лидером”. Игра будет носить соревновательный характер. Победит та команда, которая, пройдя через все этапы, наберет большее количество очков. Вы помните, что именно в изучаемом нами периоде появились хранилища больших сумм денег. У каждой команды сегодня будет свой банк. Каждое очко, заработанное командой, будет превращаться в монету. Ход игры: Представление команд и капитанов. I задание: “Дата”. Учитель: Говоря о каких-то событиях, мы всегда ставим вопрос – когда? Когда произошло то или иное событие? Поэтому первым заданием будет игра “Дата”. Условия: ученик пишет на листе любую дату, связанную с пройденным материалом, и передает листок следующему. Если ученик не вспомнил никакой даты, он передает листок дальше, ничего не написав. Игра идет две минуты. Затем проверяем, верно ли записаны даты. За каждую дату – 1 очко. II задание: “Пословицы и поговорки”. Учитель: Затронув основные события, мы сейчас посмотрим, какое отражение некоторые из них нашли в поговорках. Вы должны будете сказать, что означало это выражение в средние века. Правильный ответ – 1 очко. 1 команда – “Что с возу упало, то пропало” (Во время феодальной раздробленности товар, упавший на землю, считался собственностью владельца земли) 2 команда – “Городской воздух делает свободным” (Если лично зависимому крестьянину, убежавшему от своего господина, удалось прожить в городе год и один день, он становился свободным человеком) 3 команда – “Овца победила лен” (Население Европы перестало довольствоваться льняной одеждой, больше стали делать ткани из шерсти) III задание: “Исторические портреты”. Учитель: Каждое событие связано с какой-либо личностью. Сейчас мы вспомним некоторых выдающихся деятелей средневековья. Я буду зачитывать краткие характеристики, а вы должны определить – о ком идет речь? Правильный ответ – 1 очко. 1 команда – характеристики Жанны д Арк и Вильгельма Завоевателя 2 команда – характеристики Гильома Каля и Ричарда Львиное Сердце 3 команда – характеристики Яна Жижки и Филиппа IV Красивого IV задание: “Кто, кому и по какому поводу мог сказать?”. Учитель: Многие исторические деятели оставили в истории свой след, не только совершив то или иной поступок, но и своими знаменитыми высказываниями. Вы должны определить – кто, кому и по какому поводу мог сказать следующие слова. Правильный ответ – 1 очко. 1 команда:
2 команда:
3 команда:
V задание: “Соперники – союзники”. Учитель: Мы вспомнили много деятелей средневековья. Некоторые из них были современниками и могли встречаться друг с другом, а могли и никогда не видеть друг друга. Ваша задача – подобрать пары соперников и союзников. Каждая правильно подобранная пара – 1 очко. Учащимся выдается оформленный альбомный лист, на который они наклеивают карточки с именами, подбирая пары. Если эти личности были союзниками, они ставят между ними знак “+”, если соперниками, то знак “-”. Людовик XI – Карл Смелый VI задание: Учитель: Деятельность некоторых исторических личностей, о которых мы сегодня говорили, была направлена на образование централизованных государств. Но какое же государство мы называем централизованным? Чтобы ответить на этот вопрос вы должны знать признаки централизованного государства. В пакете вы найдете карточки с признаками феодальной раздробленности и централизованного государства. Их нужно распределить по порядку. Учащимся выдается оформленный лист и пакет с признаками. Они должны с одной стороны наклеить признаки феодальной раздробленности, с другой – централизованного государства. Правильно выполненная работа – 5 очков.
Подведение итогов, награждение лидеров игры. Алимова Оксана Анваровна, учитель истории
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4", г. Комсомольк-на-Амуре
Вернуться назад |