{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Программа, направленная на развитие зрительного восприятия и графомоторных функций
{LF_links}

Программа, направленная на развитие зрительного восприятия и графомоторных функций


14 ноября 2008. Разместил: lessons
Было выявлено, что у учащихся начальной школы, имеющих заключение городской ПМПК о задержке психического развития, причиной неуспеваемости является несформированность различных отделов головного мозга. Возможно, это временное явление, и с возрастом все войдёт в норму. Но всё же при поступлении ребёнка в школу, а именно к 7 годам для успешного вхождения в учебную деятельность основные высшие психические функции должны быть сформированы. Поэтому возникла необходимость создания программ, направленных на развитие ВПФ. Данная программа – одна из них, так как после проведения диагностики учащиеся комплектуются в мини-группы по характеру имеющегося дефекта: недостаточное развитие слухоречевой памяти, несформированность пространственных представлений, зрительного гнозиса и т.д.

Задачи:

  1. Развитие зрительного внимания.
  2. Развитие стратегий зрительного опознавания.
  3. Развитие графомоторных функций.

Состоит из 4-х занятий, включающих цикл упражнений. Проводятся индивидуально либо в мини-группах (по 2-4 человека) психологом. Рассчитана на детей 5-7 лет. Длительность занятия – 15-30 минут (в зависимости от возраста детей).

Занятие 1.

Упражнение 1. “Пирамидка”.

Инструкция: Необходимо нанизать на основание пирамидки её детали последовательно. Выполняется на время (в зависимости от набора пирамидки варьируется время – 1-3 мин.)

Упражнение 2. “Найди отличия” (рисунки 1, 2).

Инструкция: Найди отличия между двумя картинками (начать можно с 5-6 отличий и обязательно с предметных картинок, а далее усложнять до 15 отличий уже на сюжетных).

Упражнение 3. “Дорисуй картинку”.

Инструкция: Дорисуй недостающие детали предметам, изображённым на картинках (например: чайник без носика, собака без хвоста и т.д.).

Минутка отдыха: Соединить руки ладонями – каждый палец левой руки с соответствующим пальцем правой при проговаривании слов “встречаются” друг с другом.

– Мама, мама!

– Что сынок?

– Гости едут!

– Ну и что?

– Здрасте, здрасте! (Чмок, чмок, чмок)

– Проходите, неспешите, только ножки оботрите!

Упражнение 4. “Волшебный мешочек”.

Инструкция: Необходимо опустить руку в льняной мешочек и на ощупь угадать, какой предмет ты вытянул (начинать со знакомых предметов, более-менее крупных).

Упражнение 5. “Узнай картинку” (рисунок 3 – верхний).

Инструкция: Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь что на ней изображено.

Занятие 2.

Упражнение 1. “Перцептивное моделирование”.

Инструкция: Попробуй зрительно (глазами) воссоздать предмет на картинке. Для этого нужно выбрать все необходимые детали, лишние не брать (например: части различных животных – голова, хобот, уши, усы и другие, но получиться должно только одно животное).

Упражнение 2. “Рисование в воздухе”.

Инструкция: Нарисуй, пожалуйста, в воздухе какой-либо предмет (дом, цветок, автомобиль и т.д.).

Упражнение 3. “Загадка” (рисунок 3 – нижний).

Инструкция: Предлагается расшифровать загадку в получившейся путанице и отгадать её.

Упражнение 4. “Дорисуй картинку и раскрась” (рисунок 4).

Инструкция: Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую нарисуй такую же, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его.

Упражнение 5. “Узнай предметы по их теневому силуэту”.

Инструкция: Здесь изображены парные и лишние теневые изображения предметов. Необходимо составить пары и определить, что лишнее.

Занятие 3.

Упражнение 1. “Корректурная проба” (рисунок 5).

Инструкция: Здесь даны ряды, на которых изображены различные фигуры. Необходимо по инструкции находить заданное и вычёркивать (при этом задаётся время выполнения).

Упражнение 2. “Обведи по точкам картинки”.

Инструкция: Предлагается обвести точечный контур предметов, изображённых на картинке (от крупных к более мелким).

Упражнение 3. “Разрезные картинки”.

Инструкция: Необходимо составить целую картинку из разрезанных частей (начинать с предметных, а затем усложнять сюжетными).

Минутка отдыха: см. занятие 1.

Упражнение 4. “Путаница”.

Инструкция: Предлагается распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь.

Упражнение 5. “Дополни до целого” (рисунки 6, 7).

Инструкция: Даны геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). За чертой их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру.

Занятие 4.

Упражнение 1. “Проведи линии по точкам” (рисунок 8 – только в бумажном варианте).*

Инструкция: Проведи, пожалуйста, плавные линии по точкам от животного до того места, куда он направляется.

Упражнение 2. “Найди нужные предметы” (рисунок 9 – только в бумажном варианте).*

Инструкция: Предлагается посмотреть на картинку и показывать в прямом порядке цветы и в обратном – звёздочки.

Упражнение 3. “Плавные дорожки” (рисунок 10 – только в бумажном варианте).*

Инструкция: Проведи карандашом линию внутри дорожки. Постарайся не выходить за её границы.

Упражнение 4. “Заплатка”.

Инструкция: Необходимо на коврике, где образовалась дырка сделать заплатку. Из предложенных вариантов выбрать только одну (по типу матриц Дж. Равенна).

Упражнение 5. “Разрезные картинки”.

(См. занятие 3, упражнение 3).


Алипенко Татьяна Александровна, педагог-психолог
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5", г. Черногорск, Республика Хакасия



{SL_links}

Вернуться назад