Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Основные понятия геометрии Основные понятия геометрии25 ноября 2008. Разместил: lessons |
Интегрированный урок Необходимость изучения темы заключается в систематизировании основных начальных сведений о геометрии, ориентации на самостоятельное добывание новых знаний в необычных условиях, развитии творческого потенциала учащихся. Мотивация на изучение предмета рассматривается в связи с другими науками: русский язык, биология, алгебра, арифметика, музыка через сценки, парад геометрических фигур, озвученное задание для самостоятельной работы. “Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность” Б.Шоу Геометрия среди других областей математики выделяется одной ей присущей особенностью. Эта особенность состоит в том, что те теоремы и свойства фигур, которые изучаются в геометрии, не только устанавливаются путем ряда рассуждений, но во многих случаях могут служить объектом непосредственного созерцания; справедливость этих свойств не только доказывается, но и подтверждается непосредственным зрительным изучением. Непосредственное созерцание геометрических фигур у древних Египтян (за 2000 лет до н.э.) служило главным способом убеждаться в наличии тех или иных свойств. Но такой способ мог быть пригоден лишь для установления простейших геометрических фактов. Кроме того, сама наглядность чертежа в применении к более сложным геометрическим фигурам часто весьма обманчива и приводит иногда к неверным заключениям. Первое научное обоснование геометрии примерно за 300 лет до н.э. дал греческий геометр Евклид в знаменитых “Началах”. Объекты Евклидовой геометрии допускают различные конкретные толкования (интерпретации). Евклидова интерпретация возникла как отражение фактов действительности и связана с наглядными представлениями об окружающем мире. Вся геометрическая терминология свидетельствует о том, что понятия о геометрических образах – это абстракция от реальных предметов. Так, например, “точка” происходит от глагола “ткнуть” и означает результат мгновенного прикосновения, укола. Тот же смысл имеет латинское слово punctum. Рunct – точка. И русский термин “пункт” – место. Слово “линия” (лат. Linea) происходит от латинского linum – лён, льняная нить. То есть понятие “линия” является абстракцией от тонкой льняной нити. Понятие “прямая линия” – абстракция натянутой льняной нити. ГИМН МАТЕМАТИКЕ На мотив “Улыбка” Математика – предмет сухой
Математика – предмет такой:
В кабинете воздух свеж всегда,
Но задачка нынче такова,
Ребята! Сейчас, буквально перед звонком на урок, в школу был доставлен Указ. Дело это серьезное, оставить без внимания нельзя, поэтому я вам сейчас его зачитаю. Учитель зачитывает Указ Главной Фигуры Науки геометрия. Итак, следуя Величайшему Указу, мы начнем с вами наш необычный урок. Многие слова, встречающиеся в математике, встречаются и в других учебных предметах, но имеют совершенно другое значение. Например: 1. У доски двое учеников: девочка и мальчик. - Ты умеешь делить? – спрашивает девочка. - Да. - отвечает мальчик. - Тогда раздели “девять” на “три”, - предлагает девочка. - Пожалуйста, - отвечает мальчик и пишет на доске: де-вя-ть. 2. Вбегает ученик, экзаменатор спрашивает его: “Извлекать корни умеете?” - Да, конечно, - отвечает возбужденно ученик, - Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечется из почвы. - Нет, - говорит экзаменатор, - Я имел ввиду другой корень. Например, из “девяти”… - Это будет “девя”, т.к. в слове девять суффиксом является ть, - быстро отвечает ученик. - Вы меня совсем не поняли, я имел ввиду корень квадратный. - Квадратных корней не бывает! – вновь не теряется ученик. – Они бывают мочковатые и стержневые. - Я прошу извлечь арифметический квадратный корень из “девяти”. - “Три”, - спокойно отвечает ученик, - т.к. “три” в квадрате – это “девять”, - И поднимает заранее подготовленную табличку = 3 3. Один мальчик спрашивает другого: “Сколько будет “пять”, умноженное на “четыре” плюс “три”? - Двадцать три, - отвечает второй и пишет: 5 х 4 + 3 = 23 - Неверно, - говорит первый. – Это будет 35 и пишет: 5 х ( 4 + 3 ) = 35 - А сколько будет “пять” умноженное на “четыре” плюс “три”?- спрашивает он снова. - 35, отвечает второй. - Неправильно. Теперь это будет 23”, - говорит первый. Выходит девочка с плакатом точки. - Я – Точка. Главная везде. Без меня ты не построишь никакой геометрической фигуры. В это время выходят четыре ученика. Все они – точки. Точка А говорит: “А имена у нас у всех разные”. По очереди называются: Точка А; У точки А в руках клубочек шнура, они раздвигают его с точкой В. Точка В говорит: “А я – отрезок, часть прямой. Я ограничен точкою одной, потом другой. Меня ты можешь прочитать хоть сзади наперед, хоть спереди назад. (Читают: один – АВ, другой – ВА). Но если ты возьмешь лишь часть прямой и ограничишь точкою одной, то будет линия другая, в одну лишь сторону она спешит без конца и без края и называется луч АВ. (Ученики изображают шнуром луч) Затем четыре ученика натягивают веревку так, что получается ломаная и точка С говорит: “Меня узнать нетрудно. Я – ломаная. Но, если А и D возьмутся за руки, то в миг изменят облик мой и имя”. Точка D говорит: “Три точки я поставила, попарно их соединив. Фигура получилась - треугольник”. (Показывает табличку e АВС) Выходит ученик и говорит: “Но, если поступлю я так – разъединяет сторону АС, а концы веревки берут еще двое, встают к точкам А, В и С так, чтобы получился угол, - то получу фигуру по фамилии Угол, а имена у них разные.” Выходят ученики с табличками углов и называют их: острый угол, прямой, тупой, смежные углы, вертикальные углы, центральный угол. Выходит мальчик с плакатом треугольника и говорит: “Мы братья родные, фигуры простые. Всего лишь три точки – вершины у нас; отрезками их соединив, получим три элемента других - три стороны, а между ними три элемента иных – три угла. Фамилия у нас Треугольник, а вот имена – равносторонний (далее по порядку выходят ученики и называют изображенные треугольники), равнобедренный, прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Далее, выходит мальчик с фигурой квадрат и говорит: “А я чуть сложнее. Четыре точки, четыре отрезка, но разные формы, фигуры другие – квадрат, параллелограмм, ромб, прямоугольник, трапеция. Обо всех этих фигурах и их свойствах мы узнаем изучая науку ГЕОМЕТРИЯ (все вместе), которая нужна архитектору, строителю, швее, токарю, астроному, автолюбителю, геодезисту и другим специалистам. И кто бы мог подумать раньше, что такую серьезную, сухую, строгую науку, как ГЕОМЕТРИЯ можно совместить с музыкой и пением. А оказывается можно. Впереди у нас с вами самостоятельная работа, в выполнении которой вам поможет услышанное и увиденное сегодня, а задание для этой работы содержится в этой веселой песенке: Парад геометрических фигур На мелодию “Колдунья”, гр. “Золотое Кольцо” Вам сегодня песенку спою
А Евклид в своих “Началах” нам
Мне задание учитель дал:
Получился здесь отрезок
Работаем! ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
б) острый; Амосова Анфиса Михайловна, учитель математики
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Алдан
Вернуться назад |