Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Весенние > Народное масленичное гуляние Народное масленичное гуляние25 ноября 2008. Разместил: lessons |
Урок музыки в 4-м классе Конспект урока музыки в 4-м классе, целью которого расширить и углубить представление учащихся о народных традициях, показать, что в музыке И.Ф.Стравинского, также как в картинах Б.М.Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную картину. Цели:
Оборудование: музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, (бубенцы, бубны, ложки, трещотки…), иллюстративный материал: Б. М.Кустодиев – “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”; портрет композитора И.Ф.Стравинского. Музыкальный материал: фрагменты балета “Петрушка” (тема гуляния, “Танцовщица”, “Шарманщик играет на трубе”, “Танец оживших кукол”), песни-заклички, частушки, русская народная песня “Блины”. ХОД УРОКА I. Введение в тему урока Учитель: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся на народное гуляние, посвященное Масленице. Масленица – обрядовый славянский праздник, который дошел и до наших времен. – Ребята, чему посвящен этот праздник? Дети: Проводам зимы и встрече весны. Учитель: Возник он в глубокой древности и праздновался в конце зимы. Показ иллюстраций. – Сколько дней праздновался этот праздник? Дети: Неделю. Учитель: Он длился неделю – последнюю неделю перед Великим постом, когда запрещалось есть мясо и другую скоромную пищу, считалось грехом петь песни и веселиться. Начало праздника открывалось шумной встречей Масленицы в понедельник. Он так и назывался “Встречей”. Давайте и мы встретим Масленицу. Исполнение песни “ Едет Масленица”. Учитель: Вторник – “Заигрыш”: с этого дня начинались ряженья, катания, о которых нам сейчас поведают ребята в своих частушках. Ребята, одетые в русские народные костюмы, исполняют частушки, а остальные ученики аккомпанируют на инструментах. Учитель: Среда – “Лакомка”: во всех домах ели блины и другую вкусную еду. Звучит фрагмент песни “Блины” (музыкальная загадка). – Ребята, узнали эту мелодию? Исполнение песни “Блины”. Учитель: Песнями, танцами, горячими блинами закликали люди красавицу-весну. Так у славянских народов появились песни-заклички (веснянки). Учитель: Давайте и мы покликаем птиц в песне “Кулик”. Разучивание и исполнение песни “Кулик”. Учитель: Четверг – “Широкая масленица”, “Перелом”, кульминация праздника. Широко праздновали этот день. На “Широкую масленицу” разыгрывали целые представления, в которых участвовали силачи, танцовщицы, музыканты (шарманщики и др.), фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки… II. Работа по теме урока 1. Беседа по картинам Б.М. Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье” Учитель: Давайте всмотримся и вслушаемся в картины Бориса Михайловича Кустодиева “Масленица”, “Зима. Масленичное гулянье”. – Беззвучны они или звучат в вашем воображении? Учитель: Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Сочетание неподвижной белой массы инея на деревьях с яркими красками движущейся шумной толпы составляет основной контраст картины. Какими музыкальными красками надо воспользоваться, чтобы сложить музыку по картинам Б.М.Кустодиева, ? Дети: Динамическими, темповыми, тембровыми, ладовыми… Учитель: Какие изобразительные интонации помогли бы передать праздничное народное гуляние? Дети: Шум разноголосой толпы, народные наигрыши, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра. Учитель: Достаточно было бы только одной мелодии, чтобы нарисовать картину Масленицы? 2. Слушание и обсуждение фрагментов из балета “Петрушка” И.Ф. Стравинского Учитель: В начале прошлого века русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил балет о народном масленичном гулянии. Главным героем балета он сделал ожившую куклу – любимца балаганных спектаклей Петрушку. Балет свой И.Ф.Стравинский так и назвал “Петрушка” – “Потешные сцены в четырех картинах”. “Петрушку” исполняют и в концертах как “симфоническую сюиту”, но уже не “в четырех картинах”, а “в четырех частях”. Краткое содержание первой картины В первой картине композитор нарисовал народное гулянье на масленой. Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Шарманщик играет на шарманке, потом на трубе. Танцовщица танцует, отбивая такт треугольником. В другом конце сцены танцует другая танцовщица. Два барабанщика привлекают внимание толпы. Из театрика выходит старый фокусник. Он играет на флейте. Занавес раздвигается, толпа видит трех кукол: Петрушку, Арапа и Балерину. Фокусник оживляет их прикосновением своей флейты. К великому удивлению толпы, Петрушка, Арап, Балерина дружно пускаются в пляс. Учитель: Какой представляете вы себе музыку “Петрушки”? Какую бы вы сочинили музыку для такого балета, если бы вы были композиторами? Перед прослушиванием фрагмента первой картины познакомить с основными темами: тема гуляния, "Танцовщица", "Шарманщик играет на трубе", "Танец оживших кукол". – Сумел ли композитор передать колорит празднования Масленицы?
Исполнение песни “Как на Масленой неделе”. III. Обобщение – На каком празднике мы сегодня побывали? IV. Итог урока Анализ работы класса на уроке. Ампилова Инна Васильевна, учитель
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 13", г. Благовещенск
Вернуться назад |