Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач28 ноября 2008. Разместил: lessons |
||||||
Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению социально-экономических задач. Наличие у них опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной защитной "ниши" в семье и ему приходится рассчитывать только на свои собственные силы и полученный опыт. Результатом подготовки детей-сирот будет наличие знаний, навыков практического решения возможных социально-экономических задач.
Современный детский дом представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания. Общество заинтересовано в том, чтобы выпускники детских домов были готовы самостоятельно решать проблемы, возникающие на их жизненном пути, социально приемлемым способом. Одной из задач социального воспитания детей-сирот является подготовка их к решению социально-экономических задач. Наличие у детей-сирот опыта решения таких задач будет способствовать более успешной их адаптации к условиям социально-экономической жизни в современном обществе, поскольку ребенок-сирота лишен естественной социально-защитной “ниши” в семье, и ему приходится рассчитывать главным образом на свои собственные силы и полученный опыт. Готовность ребенка-сироты к решению социально-экономических задач можно определить как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода мотивы, ориентированные на осознание задач, модели вероятного поведения, определение специальных способов деятельности, оценку возможности в их соотнесении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Формирование готовности детей-сирот к решению социально-экономических задач – сложный процесс, который осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка обществом, в котором он живет, в ходе его включения в различные виды социально-экономической деятельности. Чаще всего, как показал анализ практики, формирование такой готовности происходит стихийно. Анализ проведенных диагностических исследований (опросник “Сформировать определение социально-экономических ролей”) детей группы Петропавловского детского дома показывает, что: владеют знаниями – 0% детей, недостаточно владеют знаниями – 56% детей, не владеют знаниями – 44% детей. Изучая готовность детей-сирот нашего детского дома к решению социально-экономических задач, было выявлено, что часто ребенок использует в ходе этого решения безнравственные способы и средства, поэтому формирование готовности к решению социально-экономических задач необходимо интегрировать с нравственным воспитанием молодого человека, с воспитанием в нем таких качеств, как человечность, готовность помочь другим. Для того, чтобы обеспечить эффективность и высокий уровень формирования вышеназванной готовности, необходима определенная целенаправленная организационно-педагогическая работа в ходе воспитательного процесса с детьми-сиротами в детских домах и интернатах. Традиционная система воспитательной работы не решает в должной степени решение данной проблемы. Поэтому возникла необходимость в разработке программы “Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач”. При разработке данной программы были использованы труды (М.И. Рожкова, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук, О.С. Гребенюка, Г.В. Семья), опыт работы детских домов Ярославской области. Целью программы является: подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач. Задачи:
Психологическая готовность – осознание необходимости накопления опыта решения социально-экономических задач, понимание значимости такого опыта в ходе самостоятельной социально-экономической жизни, убежденность в необходимости включения в различные виды социально-экономической деятельности и решение различных социально-экономических задач, положительная установка на сотрудничество в процессе социально-экономического общения. Важным психолого-педагогическим средством формирования психологической составляющей готовности ребенка к решению социально-экономических задач является использование тренингов. Теоретическая готовность – характеризуется необходимой системой знаний ребенка об обществе, системе социально-экономических отношений, общения, знаний, возможностей своей личности и реальных социально-экономических сфер реализации собственного потенциала. Психолого-педагогическим средством формирования теоретической готовности к решению социально-экономических задач являются уроки-лекции, практические и семинарные занятия, занятия-практикумы, экскурсии, в которых дети получают необходимые им знания; закрепление полученных знаний, воспитанники знакомятся с особенностями своей личности, узнают свои сильные и слабые стороны, учатся развивать имеющиеся способности и корректировать негативные проявления. Практическая готовность – обеспечивается включением воспитанников в процесс решения социально-экономических задач, в ходе которого происходит накопление опыта ориентации в условиях социально-экономической жизни освоение различных социальных ролей. Формирование навыков и умений решать различные социально-экономические задач. Психолого-педагогическими средствами, с помощью которых осуществляется такое включение, которые могут выступать социально-ориентированные игры. С помощью игр воспитанники вводятся в контекст сложных социально-экономических отношений, именно в игре идет решение разнообразных социально-экономических задач, и осваиваются различные социальные роли. Результатом подготовки детей-сирот к решению социально-экономических задач будет являться активное и творческое участие воспитанника в процессе самостоятельной жизнедеятельности в социально-экономической деятельности; умение общаться с людьми в ходе решения социально-экономических задач, наличие знаний об особенностях социально-экономических отношений, навыков практического решения возможных социально-экономических задач. Критерии результативности.
Диагностика перечисленных ЗУНов будет проводиться 2 раза в год: в начале учебного года (сентябрь), в конце учебного года (май). С использованием метода наблюдения, тестирования, а также в процессе проведения игровых форм (викторины, игры-состязания и т.д.). Программа рассчитана на 1 год для детей среднего и старшего школьного возраста. В планирование включены мероприятия различных форм, проведение которых дает возможность придать обучению интегрированный развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания. Занятия будут проходить 2 раза в месяц по 40 минут в кабинете психолога, игровой и учебной комнате, библиотеке. В ходе реализации программы предусматривается посещение магазина, почты, банка. Занятия будут проводиться со всеми детьми одновременно. В реализации программы участвуют: психолог, воспитатели, музыкальный работник. Для проведения занятий потребуется следующее оборудование: рекламные щиты, магнитофон, сберегательные книжки, бланки приходных и расходных ордеров, образцы деловых бумаг, ручки, карандаши, бумага. Разработанную программу можно использовать в детском доме при проведении досуговых мероприятий, в школе при проведении классных часов. Содержание программы ТЕМА 1 “Психологическая готовность”. Теоретическая часть: ориентация детей в специфике тренинга, как метода подготовки к включению в деятельность по решению социально-экономических задач:
Практическая часть: тренинги.
ТЕМА 2 “Теоретическая готовность”. Теоретическая часть: включение ребенка в процесс подготовки к решению социально-экономических задач, способствующих развитию активности и детской инициативы:
Практическая часть: экскурсии.
ТЕМА 3 “Практическая готовность”. Теоретическая часть: включение детей в реальные или имитируемые социально-экономические отношения, через овладения различными социальными ролями, в ходе которого они решают социально-экономические задачи разного характера:
Практическая часть: социально-экономические и ориентирующие игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Елена Александровна, воспитатель
ГОУ "Петропавловский детский дом", рп. Муромцево, Омская обл.
Вернуться назад |