Урок-КВН
Цели:
-
обобщить и закрепить знания биологических понятий, теорий, научных идей, фактов у учащихся, полученные в ходе изучения курса “Ботаника” в нетрадиционной форме обучения;
-
продолжить развивать у учащихся наблюдательность, память, мышление, речь, воображение, интерес к предмету.
Оборудование: сборные модели цветов (самодельные и готовые); муляжи плодов; гербарий, иллюстрации, таблицы.
Подготовка к уроку – КВНу: (за 2–3 недели до проведения)
- Класс делится на три команды с учетом учебных возможностей, выбирается капитан.
- Команды получают предварительное задание: подобрать название команде, нарисовать эмблему, подготовить 2-3 минутное представление команды перед соперниками и жюри.
- Для конкурса “Ты мне – я тебе”, команды должны заранее подготовить вопрос для соперников, за экстравагантно преподнесенный вопрос команды смогут получить дополнительные баллы.
- Для оформления помещения: выпуск стендгазет; выставка поделок из природного материала; выставка рисунков и рефератов на биологическую тематику.
- Протоколы для жюри, где указаны критерии оценки каждого конкурса и количество баллов за конкурс.
Ход урока:
- Организация класса.
Класс рассаживается на места, приготовленные для каждой команды, на столах письменные принадлежности.
- Проверка знаний, умений и навыков в ходе проведения конкурсов.
Ведущая всей конкурсной части – учитель.
- Здравствуйте все те, кто собрался на наш нетрадиционный урок – КВН, на котором наши команды будут демонстрировать свои знания по ботанике, полученные в течение всего учебного года. Сегодня у нас на уроке кроме команд участников присутствуют жюри и болельщики. Разрешите представить вам наше уважаемое жюри ( идет представление жюри). У каждого члена жюри лежат ведомости, в которых имеется вся самая необходимая информация. (ведомости имеются в приложении) Надеемся, что наши болельщики будут вести себя благоразумно и воспитанно.
- Для того, чтобы все присутствующие могли познакомиться с нашими командами, мы проводим первый конкурс – визитку “Вот такие мы ребята”. Команды демонстрируют свои эмблемы и приветствие. Жюри оценивает при выставлении баллов оригинальность выступления, названия команды и эмблемы, сплоченность команд при выступлении. (максимальное количество баллов – 5)
- Чтобы выяснить, какая из команд лучше разбирается в биологических рисунках, мы проводи второй конкурс “Художник”. Для этого я приглашаю подойти к столам по одному представителю от команды. Ребятам сейчас предстоит найти ошибку на рисунке, исправить ее и свои действия обосновать.(к конкурсу заранее приготовлены рисунки с ошибками, например: плод костянка, а внутри несколько косточек; в рисунке модели цветка перепутаны пестик и тычинка; в строении семени фасоли перепутаны надписи в зародыше семени; среди рисунков плодов изображен клубень картофеля). Возьмите по рисунку и приступайте, у вас 2 – 3 минуты . (максимальное количество баллов – 4)
- В следующем, третьем конкурсе у нас встретятся модельеры, правда, они будут необычными модельерами. Им придется из разборных моделей на доске собрать модель цветка, согласно полученным задания. Я прошу подойти ко мне по одному представителю из команды, вытянуть задание и получить комплект для сборки модели. А нам всем, остается только наблюдать, за тем, как наши модельеры справляются с заданием. У ребят по 2-3 минуты. (максимальное количество баллов – 5) Баллы будут записаны на счет команд полностью, если их представители не допустят ошибок при выполнении задания. Контроль за правильностью выполнения задания, я оставляю за собой.
В конверте лежат следующие варианты заданий:
- 1 вариант – околоцветник простой, нет чашелистиков, раздельнолепестный;
- 2 вариант – околоцветник двойной, сростнолепестный;
- 3 вариант – околоцветник двойной, раздельнолепестный;
- 4 вариант – околоцветник у цветка простой, у него нет лепестков венчика, раздельнолепестный;
- 5 вариант– околоцветник простой, нет чашелистиков, сростнолепестный.
Учитель комментирует правильность выполнения задания.
- КВН все же командная игра и поэтому мы сейчас, в подтверждение моих слов проведем следующий (четвертый) конкурс “Цепочка”. Суть данного конкурса заключается в том, что сейчас члены команд будут по очереди отвечать на задаваемые мною им вопросы. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.
Отвечать на вопросы начинает проигрывающая на данный момент команда.
- Процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа называется? (фотосинтезом)
- Плод сочный, односемянный (костянка).
- Процесс переноса пыльцы с тычинок на рыльце пестика (опыление).
- Назовите составляющие части побега (стебель + лист).
- Главные части цветка (пестик и тычинка).
- Плод сухой, односемянный, у которого есть “шапочка”, любимое блюдо свиней, кабанов (желудь).
- Группа цветов расположенных на одном растении (соцветие).
- Что изучает наука “ботаника”? (растения).
- Представители, какого отдела растений зимой и летом одним цветом? (голосеменные).
- Царство живых организмов, которых можно увидеть только под микроскопом (бактерии).
- Приспособление растений переносить неблагоприятные условия, сопровождающееся явлением, которое описывается поэтами, как “Унылая пора…” (листопад).
- Орган цветкового растения, где образуются семена (плод).
- А сейчас мы с вами проведем сразу (пятый и шестой) два конкурса. За нашими столами сейчас будут соревноваться капитаны команд. А мы в это время, проведем конкурс, к которому вы готовились заранее “Ты мне – я тебе”. Сначала, я прошу пройти к столам капитанов команд и занять свои места. Им сейчас предстоит разгадать кроссворд. (кроссворд смотри в приложении) Каждое правильно отгаданное слово – добавляет команде 1 балл. Капитаны преступили к выполнению своего задания. Каждый из них понимает, что на них очень сильно надеются члены их команд. Ведь при хорошем раскладе, каждая команда может увеличить свой счет на 20 баллов.
- Пока капитаны команд демонстрируют свои знания по биологии, члены их команд тоже попытаются показать себя с самой наилучшей стороны. Они сейчас зададут по 2 вопроса командам – соперникам, и в ответ получат по 1 вопросу от каждой команды. Ведь наш конкурс называется “Ты мне – я тебе”. В этом конкурсе, прошу обратить внимание членов жюри на нетрадиционные формы задавания вопроса. Команды об этом были предупреждены. За оригинальность в задавании вопроса жюри может добавить к положенному количеству баллов (3 балла, если соперник не ответил, 1 балл, если соперник ответит не полностью), еще до 3 баллов. И так, начинаем.
Команды задают вопросы соперникам, одновременно происходит обсуждение правильности ответов, комментируется происходящее действие.
- Конкурс “Ты мне – я тебе” завершен, его итоги подведены, а это значит, что подошел к завершению конкурс капитанов. Я попрошу капитанов, подписать свои кроссворды и сдать их на проверку членам жюри. Напоминаю: одно правильное слово – 1 балл.
- В следующем (седьмом) конкурсе “Эрудитов”, у нас опять будут участвовать по одному представителю от команды, а остальные ее представители будут готовиться к самому красочному (восьмому) конкурсу “Домашнее задание”
Представители команд вышли, чтоб приготовиться к конкурсу домашнее задание – демонстрация модели богини Флоры.
- Итак, эрудиты, пройдите ко мне. Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. Перед каждым из вам стоят корзины, в которых собраны дары осени.(Перед каждым участником конкурса стоят корзинки с муляжами плодов, семян. Туда же положены муляжи корнеплодов, видоизмененных побегов). Ваша задача, назвать каждый предмет, лежащий в корзинке. Сказать, к чему он относится – к плоду, корнеплоду, видоизмененному побегу. Задание понятно? Право ответа принадлежит пока отстающей команде. (Участники конкурса эрудитов выполняют данное задание, максимальное количество баллов – 5)
- Вот мы и добрались до кульминации нашего сегодняшнего урока – КВНа . К нам на конкурс пришла ее величество Мода. Сейчас команды, используя природные материалы, муляжи, рисунки должны создать модель праздничного наряда богине Флоре. Для тех, кто не знает или забыл, я напоминаю, что богиня Флора – это богиня цветов. Это было наше домашнее задание.
Под музыку, происходит демонстрация моделей, приготовленных командами.
- Просьба членов жюри учитывать оригинальность, красочность, продемонстрированную в моделях. Посмотрите, какие материалы были при этом использованы. (максимальное количество баллов – 7)
- Пока члены жюри подводят итоги последних конкурсов, подсчитывают итог всей встречи, мы проведем конкурс среди болельщиков “Что бы это значило?”. Правильный ответ, быть может, спасет вашу команду от поражения.
Зрителям демонстрируется часть рисунка, по которой они должны догадаться о целостности рисунка.
3. Подведение итогов.
- Вот и подошел к концу наш не совсем обычный урок. Хочется сказать спасибо всем тем, кто принял активное участие в его организации и проведении. Работа каждого замечена и будет оценена по достоинству. Спасибо членам жюри, болельщикам. Может быть, этот урок изменил ваше мнение о биологии, заинтересовал вас. А теперь предоставим слово жюри.
Жюри подводит итоги, все команды получают грамоты, памятные подарки
<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!--[if gte mso 9]> <!-- --><!--[if gte mso 10]> <!--[endif]-->
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Вопросы к кроссворду
1. Наука о растениях (ботаника)
2. Процесс образования органических веществ (фотосинтез)
3. Перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (опыление)
4. Цепкое, вьющее дерево, растущее в тропиках (лиана)
5. Слияние двух половых клеток (оплодотворение)
6. Вид соцветия, характерный для таких растений как вишня, лук (зонтик)
7. Орган, характерный только для цветковых растений (цветок)
8. Содержимое клетки под оболочкой, в которой находятся части клетки (цитоплазма)
9. Самая маленькая жизненная форма растений (трава)
10. Отдел растений, живущий в воде (водоросли)
11. Разросшиеся корни с отложенными запасными веществами (пример: свекла, морковь) (корнеплод)
12. Сочный, многосемянный плод (ягода)
13. Лист + стебель = ? (побег)
14. Что всасывает корень из почвы? (вода)
15. Вещества, вносимые в почву, для лучшего роста растений (удобрение)
16. Одна из главных частей цветка (пестик)
17. Один из видов растительного сообщества (бор)
18. Место крепления листа (узел)
19. Орган цветкового растения, связывающий его с землей (корень)
Расположение жилок на листе в определенной последовательности (жилкование)
Андреева Эльвира Юрьевна, учиель биологии
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 1", г. Норильск
{SL_links}
Вернуться назад
|