{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Работа над словообразовательным гнездом
{LF_links}

Работа над словообразовательным гнездом


12 января 2009. Разместил: lessons

урок русского языка в начальной школе

Автор статьи предлагает свой опыт работы по словообразованию: первый вариант урока - это работа на подготовительном этапе, до введения названия морфем, второй - на более позднем этапе, когда на уроке развития речи включается словарно-орфографическая подготовка по нахождению однокоренных слов, безударной гласной в корнях этих слов.


Цели урока:

  • организовать специальные наблюдения над фактами словопроизводства в языке, познакомить с понятиями “родственные слова”, “корень”, “однокоренные слова”.
  • Развивать мышление, внимание учащихся, учить определять производящее слово к данному производному, определять словообразовательные связи в паре: производное – производящее, сравнивать первичные и вторичные слова по значению и структуре, учить выделять в родственных словах корень, упражнять в умении выделять безударную гласную в корне слова.
  • Воспитывать любовь к родному языку. Учить точно и к месту употреблять родственные слова, опираясь на их лексическое значение.

Оборудование: плакат с “деревом” родственных слов, карточки с разноуровневыми заданиями, написанные на разноцветных листочках.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

1. Учитель:

- Послушайте стихотворение, сравните выписанные на доске слова и скажите, что в них общего

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово - корень, Садовод Садовник
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов. Рассада Посадки
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
A вот садовод,
С ним садовник идёт. CАД
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Работа над словообразовательным гнездом

Д.- В этих словах есть общая часть – сад.

У. – Правильно, эту общую часть будем называть корнем, а слова – однокоренными.

Слово сад является первичным, т.к. от него образовались все остальные слова. А их, в свою очередь, будем называть вторичными. Что вы можете сказать о значении данных слов?

Д. – Данные слова связаны по значению.

У. – Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдаем и в языке. Слова, которые вы видите на плакате, называются родственными. Подумайте, почему они так называются? Попробуйте сами подобрать родственные слова к слову сад.

Д. – Садик, садочек, садить.

У. – Попытайтесь сами дать определение таким словам.

Д. – Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными или однокоренными.

III. Объявление темы и работа над новым материалом.

У. – Сегодня на уроке мы будем находить родственные слова и правильно употреблять их, а также будем учиться определять, какое слово является первичным по отношению к остальным.

1. В большом словаре жили самые разные слова. Были среди них и родственники. Каждое слово занимало место строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но они умели находить друг друга. Из словаря они отправлялись на работу – в тетради школьников, в книги, газеты и другие места.

Однажды ветер принёс на урок слово. Отгадайте его:

Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я …

Д. – Осень.

У.- Прочитайте предложения на доске:

Заглянула осень на лесную поляну.

Разукрасила она осенние листья в разные цвета.

Какие слова выделены? Почему? Какое слово в паре первичное, а какое – вторичное? Выпишите тетради пару ближайших родственных слов. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударную гласную.

alt

Какое слово является проверочным? Сделайте вывод: как проверить безударную гласную в корне родственных слов?

Д.- Надо подобрать такое родственное (однокоренное) слово, чтобы на эту гласную падало ударение.

2. У. – Ветер принёс нам ещё одно слово. Отгадайте его.

Его из леса ветер гонит, гонит,
И, как на крыльях он летит,
И сам он в речке не утонет
И в ней воды не замутит.
Уносит осени поток
Опавший желтенький …

Д. – Листок.

У. – Запишите это слово в тетрадях. Прочитайте остальные предложения на доске:

Листва ковром лежит под ногами.
Осенний ветер срывает последние листочки.
Трепещут красные листья осинки.
Последний вальс танцует с ветром осень.

- Найдите в тексте к слову листок ближайшие родственные слова (листва, листочки, листья).

Какое слово является первичным? Почему вы так думаете?

Дети находят первичное слово, объясняя лексическое значение остальных слов.

У. – Выделите общую часть этих родственных слов. Поставьте ударение. Какое слово является проверочным? Почему?

3. У.- А теперь сами найдите в предложении родственные слова. Сравните слова по значение и составу. Какое слово будет первичным, а какие – вторичными?

На доске:

В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.

- Выпишите родственные слова. Выделите в них корень. Поставьте ударение. Какое слово является проверочным?

Ответы детей.

У.- А чтобы вы лучше запомнили как проверить безударную гласную в родственных словах, послушайте стихотворение:

Объяснить слова толково
Нам поможет корень слова.
Он поможет нам понять,
Как же слово написать.

Физминутка.

У.- Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаньте.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

IV. Закрепление.

У.- Смотрите, ребята, ветер принёс к нам на урок целую корзинку с разноцветными осенними листочками. На них – задания. На красных листочках задание посложнее, на жёлтых – полегче.

Работать можно в паре, а можно самостоятельно.

Дети разбирают листочки с заданиями.

Задание 1. (желтая карточка)

Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

1). Воды, водитель, подводный, водянистый.

2). Час, часок, часть, часовщик.

3). Гусь, гусята, гусеница, гусыня.

4). Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

Задание 2. (красная карточка)

Прочитайте. О ком говорится в тексте? С помощью каких слов выражено отношение автора к снегирю? Выпишите эти слова и определите первичные к ним слова. Как образованы вторичные слова?

Жил у нас с бабушкой летом снегирушка. Грудка розовая, как кисель. Ручной совсем. Такой милушка! И очень музыку любил. Заведёшь патефон – он сейчас насвистывать. (В.Бианки)

Работа над словообразовательным гнездом

Образец: снегирушка снегирь.

Задание 3. (желтая карточка)

Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему?

Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник.

Подчеркните в словах каждой группы общую часть.

Задание 4. (красная карточка)

Прочитайте. Что означают выделенные слова? Выберите к ним из “Слов для справок” первичные слова. Как образованы выделенные слова?

Меленькие лужицы вокруг тихой заводи поросли травой и цветами. А пуховые вербочки на ранней иве процвели и стали похожи на маленьких цыплят в желтом пуху. (М. Пришвин)

Слова для справок: луженька, лужа; вербонька, верба, вербенный.

Задание 5. (желтая карточка)

Прочитайте. Из двух цепочек слов под каждой цифрой выпишите ту, которая составлена из родственных слов. Выделите в них общую часть.

1). Вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый.

2). Холод, морозный холодный; свет, светлый, светить.

3). Лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить.

V. Выборочная проверка. Ответы учащихся по карточкам.

VI. Подведение итогов урока.

VII. Д/З.

Составить 2 цепочки родственных слов, первичными в которых будут слова вода, холод. Выделить в них корень, найти проверочное слово.


Анисимова Наталья Ивановна, учитель начальных классов
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 34", г. Старый Оскол



{SL_links}

Вернуться назад