Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Цветы в нашей жизни Цветы в нашей жизни16 января 2009. Разместил: lessons |
Урок развития речи в 7-м классе Целью данного урока является не только научить ребят грамотно писать и выражать свои мысли, но и развивать творческие способности. Формировать у учащихся восприятие красоты родной природы, родного слова. Задания составлены с учетом новых требований, некоторые из них можно использовать в качестве подготовки учащихся 7-го класса к ЕГЭ по русскому языку.
1. Слово учителя. Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь. 2. Работа с текстом. Сколько разных цв... тов на земле! Белых, голубых, ж... лтых, красных и даже ч...рных. Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд...вительным зап... хом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши - жители леса. И есть красивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог... ньки. (Определить тип текста. К слову “цветы” подобрать однокоренные слова. А какие цветы любишь ты? Чем они тебя привлекают? Напиши продолжение к данному тексту (2-3 предложения)). Цветок (др. -рус): цветок, цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный. 3. Вставить буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить их правописание. Как(то) летом я возвр... щался с озера в деревню. Дорога шла лесом, всё вокруг зар…сло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Зар... сли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоб... рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда скл... няется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись вверх. 4. Орфографическая дуэль. Словарная работа. Георгины, гиацинт, гладиолус, мать-и -мачеха, нарцисс, тысячелистник, незабудка, васильки, хризантема, орхидея, медуница, Иван-чай. 5. Какие это цветы? Ответы записать.
6. Изложение-миниатюра. Цветок этот, пожалуй, из скромных скромный, не выбирает себе лучшего места, не выпячивается, не бросается в глаза, как, к примеру, ромашка, медуница, Иван - чай. Где сырая ложбинка, где овражек с ручейком, там и незабудки... Незабудки... Имя-то, какое ласковое! Заслужил. Цветок этот о пяти лепесточках, синь - синью, неба понежнее, а в самой серединке жёлтое сердечко. Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышко лета. Поглядишь - и не забудешь... Стою у ручейка, что переплёскивает чистую студёную струю через камешки, гляжу на незабудки - тут их целый куст - и удивляюсь: как они доверчиво глядят, как совершенны в своей простоте. Стою у ручья, любуюсь незабудками и думаю: грешно их срывать для букета. Почему они должны принадлежать только мне, а не этому ручью, не этой иве, не этим незабудковым небесам. (В.Бочарников) 7. Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ. Притча о цветке. Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: “Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее”. Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку. За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы. (О.М. Безымянекая, С.А. Лукьянов) 1. Какова основная мысль текста?
2. Каковы тип и стиль речи текста?
3. Что собой представляет последнее предложение текста?
4. В каком предложении заключена основная мысль текста?
5. Какие средства выразительности использованы в тексте?
Д./ з.: Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: “Мои любимые цветы”; “Цветы в моей жизни”. Антелава Ирина Гватовна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16", с. Казьминское, Кочубеевский р-н, Ставропольский край
Вернуться назад |