{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Цветы в нашей жизни
{LF_links}

Цветы в нашей жизни


16 января 2009. Разместил: lessons

Урок развития речи в 7-м классе

Целью данного урока является не только научить ребят грамотно писать и выражать свои мысли, но и развивать творческие способности. Формировать у учащихся восприятие красоты родной природы, родного слова. Задания составлены с учетом новых требований, некоторые из них можно использовать в качестве подготовки учащихся 7-го класса к ЕГЭ по русскому языку.


Всю жизнь цветы не оставляют нас. Красивые наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят...
(С.Красиков)

1. Слово учителя.

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

2. Работа с текстом.

Сколько разных цв... тов на земле! Белых, голубых, ж... лтых, красных и даже ч...рных.

Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд...вительным зап... хом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши - жители леса.

И есть красивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог... ньки.

(Определить тип текста. К слову “цветы” подобрать однокоренные слова. А какие цветы любишь ты? Чем они тебя привлекают? Напиши продолжение к данному тексту (2-3 предложения)).

Цветок (др. -рус): цветок, цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный.

3. Вставить буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить их правописание.

Как(то) летом я возвр... щался с озера в деревню. Дорога шла лесом, всё вокруг зар…сло пахучими травами. Заслушавшись пением птиц, я заметил на поляне синие цветы. Зар... сли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоб... рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда скл... няется к земле, а у этих чашечки стояли, вытянувшись вверх.

4. Орфографическая дуэль. Словарная работа.

Георгины, гиацинт, гладиолус, мать-и -мачеха, нарцисс, тысячелистник, незабудка, васильки, хризантема, орхидея, медуница, Иван-чай.

5. Какие это цветы? Ответы записать.

Эй, звоночки, синий цвет -
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

Белая корзинка,
Золотое донце,

В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

На воде увидел ты
Нежно-белые цветы,
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. (Лилия)

6. Изложение-миниатюра.

Цветок этот, пожалуй, из скромных скромный, не выбирает себе лучшего места, не выпячивается, не бросается в глаза, как, к примеру, ромашка, медуница, Иван - чай. Где сырая ложбинка, где овражек с ручейком, там и незабудки...

Незабудки... Имя-то, какое ласковое! Заслужил. Цветок этот о пяти лепесточках, синь - синью, неба понежнее, а в самой серединке жёлтое сердечко. Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышко лета. Поглядишь - и не забудешь...

Стою у ручейка, что переплёскивает чистую студёную струю через камешки, гляжу на незабудки - тут их целый куст - и удивляюсь: как они доверчиво глядят, как совершенны в своей простоте.

Стою у ручья, любуюсь незабудками и думаю: грешно их срывать для букета.

Почему они должны принадлежать только мне, а не этому ручью, не этой иве, не этим незабудковым небесам.

(В.Бочарников)

7. Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ.

Притча о цветке.

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: “Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее”.

Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.

(О.М. Безымянекая, С.А. Лукьянов)

1. Какова основная мысль текста?

а) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.
б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.
в) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому
г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.

2. Каковы тип и стиль речи текста?

а) Художественный, описание.
б) Публицистический, рассуждение.
в) Публицистический, повествование с элементами рассуждения.
г) Художественный, повествование.

3. Что собой представляет последнее предложение текста?

а) Тезис;
б) вывод;
в) мораль.

4. В каком предложении заключена основная мысль текста?

а) “Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного”.
б) “Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее”.
в) “За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы”.

5. Какие средства выразительности использованы в тексте?

а) Эпитеты и гиперболы;
б) метафора и эпитеты;
в) эпитеты, олицетворение, перифраза;
г) инверсия, эпитеты.

Д./ з.: Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: “Мои любимые цветы”; “Цветы в моей жизни”.


Антелава Ирина Гватовна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 16", с. Казьминское, Кочубеевский р-н, Ставропольский край



{SL_links}

Вернуться назад