Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Методики > Педагогическое общение Педагогическое общение16 января 2009. Разместил: lessons |
Развитием межличностного общения нужно заниматься серьёзно, ведь обучение – это особым образом организованное общение. И в основе успешного усвоения знаний лежат навыки общения, умение общаться.
Проблема взаимодействия и сотрудничества весьма актуальна сегодня и обусловлена рядом причин: социальными изменениями, состоянием массовой педагогической практики, поисками и находками передовых учителей. Совместная работа учащихся имеет ряд явных преимуществ: возрастание объема материала, усваиваемого учащимися, глубина понимания, экономия времени, уменьшение дисциплинарных трудностей в процессе обучения, увеличение удовольствия у учащихся от учения, рост сплоченности коллектива, развитие коммуникативных и организационных навыков и др. Я считаю, что отсутствие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества приводит к потере интереса, снижению мотивации. Общение в педагогической работе выступает средством решения учебных задач, социально-психологическим обеспечением воспитательного процесса и способом организации взаимоотношений учителя и учащихся. Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.д. В наши дни проблема речевого общения, и в частности, педагогического, изучается с точки зрения целого ряда наук: философии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, педагогики и педагогической психологии, каждая их которых рассматривает ту или иную грань, хотя в целом это комплексная проблема. Проблема развития навыков общения достаточно актуальна, над ней работали многие отечественные и зарубежные психологи: Л. Фейербах, М.М. Рыбников, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Брудный, Б.П. Парыгин, Г.М. Андреева и др. Общение учителя с учащимися должно вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально - психологической оптимизации образовательно-воспитательного процесса» (А.А. Леонтьев). Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А Сухомлинский. Подчеркивая, что воспитание словом - самое слабое и наиболее уязвимое место современной школы. В.А. Сухомлинский требовал от учителя мастерского владения им: «Каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным. Современная педагогика и практика работы лучших учителей доказали, что эффективное обучение сегодня, причем обучение радостное, трудное, но победное, возможно только на позициях педагогики сотрудничества. Педагогическое общение как социально - психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, общей информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение. Психолого-педагогические требования к организации педагогического общения:
Я постоянно провожу отслеживание развития навыков общения у учащихся. Для этого использовала тесты: Тест "Общительность" На вопросы, приведенные ниже, дайте ответы: "да" (2 балла), "нет" (О баллов), "иногда" (1 балл) и сосчитайте сумму набранных баллов.
А теперь подсчитайте сумму баллов: 6 ... 15 - Вы, должно быть, "рубаха парень", всюду чувствуете себя в своей тарелке, охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностные представления. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно его довести до конца. Задумывайтесь над этим. 15 ... 17 - У вас нормальная коммуникабельность. Без неприятных переживаний начинаете новое дело, идете на встречу с новыми людьми. Хотя, вероятно, не любите нудных компаний, многословие вас раздражает. 18 ... 20 - Вы явно некоммуникабельны, и это беда, от которой страдаете больше вы сами. Цель: выявить уровни развития коммуникативных навыков у младших школьников. Тест № 1 (Кан-Калик) Оцените каждое предложение по позиции: верное (В) или неверное (А) применительно к себе.
По одному баллу за ответ "неверно" на 1, 5, 7 вопросы и за ответы "верно" на все остальные. Ключ. О ... 3 - низкий уровень коммуникативных навыков. 4 ... 6 - средний уровень. 7 ... 10 - высокий уровень. Тест № 2 Внимательно прочти предложенные вопросы. За "да" - 3 очка, "нет и да" - 2 очка, "нет" - 1 очко.
Подсчитайте очки. 21-30 очков. Ты человек очень общительный, обладающий высоким уровнем коммуникативных навыков, получающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и не знакомыми людьми. 11-20 очков. Ты человек в меру общительный, средний уровень развития коммуникативных навыков, в общении иногда испытываешь затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми всегда можешь найти общий язык, иногда неуверен в себе. 10 очков и менее. Ты человек стеснительный. В кругу знакомых предпочитаешь отмалчиваться, но друзья у тебя есть, они ценят тебя за такие качества, как умение слушать,понять,простить. Опыт работы мне показал, что развитием межличностного общения нужно заниматься серьёзно, ведь обучение – это есть особым образом организованное общение. И в основе успешного усвоения знаний лежат навыки общения, умение общаться. Антипина Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 17", г. Полысаево, Кемеровская обл.
Вернуться назад |