Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Воспитание коммуникативной культуры личности в новых социальных условиях Воспитание коммуникативной культуры личности в новых социальных условиях3 февраля 2009. Разместил: lessons |
Тему своей педагогической идеи мы выбрали не случайно. Трудно представить человека, который не хотел бы быть привлекательным для окружающих, вызывать у них симпатию и доброжелательное отношение к себе. Проблема совершенствования способов общения актуальна для многих, но особенно значима для школьников, которые оказались в новых социальных условиях.
В самом распространенном своем значении приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности, понимается как школьная адаптация. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. О сложности и значимости периода адаптации ребенка в школе написано много в педагогической и психологической литературе. Ведь именно в школе начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, которые в существенной мере определят успешность его обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в окружающей среде. Мы считаем, важным, что бы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. При написании своей методической разработки, мы исходили из того, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. С нашей точки зрения, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной педагогической среде. А развивать свои потенциалы ребенок сможет только в том случае, если он будет учиться коммуникативной культуре и будет чувствовать себя в классном коллективе комфортно. Цель: сопровождение учащихся в условиях адаптационного периода (1-е, 5-е, 10-е классы) Задачи:
План проведения занятий: I. Подготовительный этап 1. Учащимся 5-х классов написать сочинения на тему “Первый раз в 5-й класс!”. II. Основной этап 1. Игра “Радуга” (1-е, 5-е классы). III. Заключительный этап Рефлексия. Адаптационное занятие в 1-х классахЦель: сплочение классного коллектива Задачи:
Форма проведения: групповое занятие (40 минут) Средства проведения: детская игра с элементами психогимнастики, направленная на повышение внутренней активности детей, сплочение коллектива, развитие навыков общения. Форма занятий:
Цель разминки:
Цель основного этапа: применение методик, приемов, согласно цели и задачам занятия. Цель заключительного этапа: создание чувства принадлежности к коллективу, закрепление положительных эмоций. ХОД ЗАНЯТИЯ: 1. Представление психолога (учащимся рассказывается о том, кто такой психолог, чем он занимается, чем интересна эта профессия) 2. Упражнение “Маски” Начинать и заканчивать наши занятия мы будем всегда с определения вашего настроения. Для этого давайте приготовим 3 маски, на которых нарисуем лица: веселое, грустное и злое. Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы пришли сегодня на занятия. Почему? 3. Упражнение “Карусели” Дети встают в круг, психолог говорит: “Сейчас мы с вами будем кататься на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно, чтобы карусель не сломалась.
4. Упражнение “Улитка” У детей спрашивают: “Как вы думаете, почему улитка боится лягушки? Что улитка делает, когда ей угрожает опасность?” Затем дети встают за взрослыми паровозиком – каждый обнимает впереди стоящего за талию. Теперь мы с вами одна большая улитка. По команде “лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “лягушка ускакала” дети, не расцепляя рук, прохаживаются по классу и говорят хором: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”. 5. Упражнение “Ласковое имя” Каждому предлагается ласково назвать соседа сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону. 6. Упражнение “Я люблю” Для того, чтобы смогли узнать друг друга лучше, я предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю”. Тот, у кого окажется мячик, должен бросить его любому участнику, но при этом сказать, что он любит, например: я бросаю мячик Оле и говорю: “Я люблю кататься на велосипеде”, следующий участник, бросая мяч другому, говорит о том, что он любит 7. Упражнение “ Маски” Урок психологической разгрузки в 5-х классахЦель: помочь детям успешно и за более короткий срок “пережить” летнее настроение и адаптироваться к школьной жизни в новом учебном году, создать благоприятные условия взаимодействия детей. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Аплодисменты. Давайте поприветствуем аплодисментами друг друга, себя, этот день и это событие в вашей жизни. 2. Приветствие. А теперь давайте поприветствуем друг друга в движении. Пожмите друг другу руки и скажите добрые слова (предварительно обговорить что такое добрые слова). 3. Представление. Дети встают в круг, берутся за руки и говорят свои имена (как бы им хотелось, чтобы другие их называли) передавая импульс по кругу, сначала по часовой стрелке, а потом против часовой стрелке. 4. Выкрикивание. Дети одновременно выкрикивают свои имена сначала шепотом, громче, громче, очень громко. Чье имя вы услышали? 5. Групповая принадлежность. Детям предлагается разбиться на группы по цвету глаз, по росту, по цвету волос, по первой букве своего имени, по месяцу рождения. 6. День рождения. Учащимся предлагается разбиться на 4 группы так, чтобы в одной группе оказались те одноклассники, дни рождения которых отмечаются в одно и тоже время года. После игры обращается внимание на следующее: какое время года оказалось “богатым” на именинников. 7. Интервью. Дети сидят по кругу. В течение одной минуты каждый игрок должен ответить на вопрос соседа, сидящего справа: “Где побывали, что повидали?”. Игрок может или рассказать правдивую историю, повествующую о событиях, происшедших с ним в летние каникулы, или на минутку превратиться в барона Мюнхгаузена. “Журналисту” предоставляется право поверить или не поверить рассказчику. Если он отгадал, то жетон достается ему. Если нет, то рассказчику. 8. “Дрозд”.
9. Настрой на учебные будни. “Мемуары” Ведущий обращается к ребятам с рассказом о предстоящем задании. 10. Диагностика Ведущий обращается к детям с предложением зафиксировать с помощью анкеты впечатления о летних каникулах, о чувствах и настроении в ожидании нового учебного года. Каждому ребенку выдается листок с вопросами и возможными ответами анкеты, в которой он отмечает выбранные им варианты. Из сочинений учащихся 5-х классов “Первый раз в пятый класс!”“…В этом году мы стали пятиклассниками. У нас много новых предметов и много новых учителей. Мы учимся в первую смену. Это хорошо, но вставать очень тяжело по утрам. Но думаю, что скоро привыкну…” Маша Ж. “…Отвыкнуть от начальной школы трудно и не хочется, но придется”. Наташа И. “…Вот прошло еще одно лето и снова в школу. Я перешла уже в пятый класс. Здесь у нас много учителей, много предметов, каждый день мы бегаем по разным этажам и кабинетам… Оказалось, учиться с первой смены лучше, мы с мамой чаще видимся, но иногда я не высыпаюсь, а не выспавшись, я не могу заниматься. Я хочу хорошо выучиться и получить хорошее образование и поэтому я буду хорошо учиться. Ведь пятый класс бывает только раз”. Женя Е. “Учебная программа стала другая и более интересная. Я стала повышать свои знания для того, чтобы в следующих классах мне это пригодилось. Для меня учителя играют большую роль в изучении и понимании предметов. Мне нравится наша школа и мне нравится в ней учиться”. Даша Г. “Первый раз в пятый класс – это здорово. Ощущение – просто супер. Новые учителя, главное, что разные. Даже если что-то не поймешь, они тебе объяснят. Мне это нравится. Конечно, эта беготня по классам – это прикольно. Каждый класс разный и от этого меньше устаешь”. Стас Я. “Когда я в понедельник пошла на уроки, было немножко страшно, потому что у тебя новый классный руководитель, учителя и даже новые предметы. Но когда я познакомилась с учителями, я ничего не боялась. Классный руководитель и учителя у нас добрые. Сейчас я привыкаю ко всему… Поначалу я не ощущала, что в пятом классе, все как в четвертом, все те же вопросы, повторение поначалу, а сейчас новые темы. И я знаю, что я пятиклассница и все. Просто ты на одну ступеньку выше и старше. Но все хорошо”. Даша Б. “…В пятом классе я буду стараться учиться хорошо. Не подводить учителей, не расстраивать маму. Скоро я вырасту и не буду учиться с этими учителями, но я надеюсь, их буду помнить и любить”. Женя Н. Коммуникативный треннинг для учащихся 10-х классовЦель занятия: создание атмосферы доверия для полного раскрытия учащихся в классе. Задачи:
1. Аплодисменты. Давайте поприветствуем аплодисментами друг друга, себя, этот день и это событие в вашей жизни. 2. Знакомство.
3. Упражнения на сплочение группы.
4. Завершение работы в группе. “Дрозд”
5. Обратная связь
Литература:
Антонова Виктория Валерьевна, учитель немецкого языка МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 19", г. Ангарск
Вернуться назад |