{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Воспитание коммуникативной культуры личности в новых социальных условиях
{LF_links}

Воспитание коммуникативной культуры личности в новых социальных условиях


3 февраля 2009. Разместил: lessons

Тему своей педагогической идеи мы выбрали не случайно. Трудно представить человека, который не хотел бы быть привлекательным для окружающих, вызывать у них симпатию и доброжелательное отношение к себе. Проблема совершенствования способов общения актуальна для многих, но особенно значима для школьников, которые оказались в новых социальных условиях.

 


 

В самом распространенном своем значении приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности, понимается как школьная адаптация. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

О сложности и значимости периода адаптации ребенка в школе написано много в педагогической и психологической литературе. Ведь именно в школе начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и с самим собой, те устойчивые формы взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, которые в существенной мере определят успешность его обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в окружающей среде.

Мы считаем, важным, что бы это приспособление было осуществлено ребенком без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. При написании своей методической разработки, мы исходили из того, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. С нашей точки зрения, адаптированный ребенок – это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной педагогической среде. А развивать свои потенциалы ребенок сможет только в том случае, если он будет учиться коммуникативной культуре и будет чувствовать себя в классном коллективе комфортно.

Цель: сопровождение учащихся в условиях адаптационного периода (1-е, 5-е, 10-е классы)

Задачи:

  • Определить настроение учащихся на начало учебного года в адаптационный период.
  • Снизить уровень тревожности школьников.
  • Познакомить учащихся 10-го класса с основами предмета “Психология”.

План проведения занятий:

I. Подготовительный этап

1. Учащимся 5-х классов написать сочинения на тему “Первый раз в 5-й класс!”.
2. Провести тестирование учащихся 10-х классов по теме “Могу ли я быть психологом?”
3. Подготовить учащихся 10-х классов к проведению уроков психологии.

II. Основной этап

1. Игра “Радуга” (1-е, 5-е классы).
2. Адаптационное занятие в 1-х классах.
3. Урок психологической разгрузки в 5-х классах.
4. Коммуникативный тренинг в 10-м классе.
5. Игра “Радуга”.

III. Заключительный этап

Рефлексия.

Адаптационное занятие в 1-х классах

Цель: сплочение классного коллектива

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • развитие чувства принадлежности к группе детей;
  • развитие коммуникативных навыков.

Форма проведения: групповое занятие (40 минут)

Средства проведения: детская игра с элементами психогимнастики, направленная на повышение внутренней активности детей, сплочение коллектива, развитие навыков общения.

Форма занятий:

  1. Разминка
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

Цель разминки:

  • создание положительного настроения в коллективе;
  • снятие напряжения;
  • получение заряда энергии.

Цель основного этапа: применение методик, приемов, согласно цели и задачам занятия.

Цель заключительного этапа: создание чувства принадлежности к коллективу, закрепление положительных эмоций.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Представление психолога (учащимся рассказывается о том, кто такой психолог, чем он занимается, чем интересна эта профессия)

2. Упражнение “Маски”

Начинать и заканчивать наши занятия мы будем всегда с определения вашего настроения. Для этого давайте приготовим 3 маски, на которых нарисуем лица: веселое, грустное и злое. Посмотрите на них внимательно и выберете себе то настроение, с которым вы пришли сегодня на занятия. Почему?

3. Упражнение “Карусели”

Дети встают в круг, психолог говорит: “Сейчас мы с вами будем кататься на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно, чтобы карусель не сломалась.

Еле-еле еле-еле
Завертелись карусели (дети медленно двигаются в правую сторону)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Побежали, побежали (темп речи и движения постепенно усиливается, направление движения меняется)
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите (темп речи и движения замедляется)
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра (на слове раз-два все дети останавливаются и кланяются друг другу)

4. Упражнение “Улитка”

У детей спрашивают: “Как вы думаете, почему улитка боится лягушки? Что улитка делает, когда ей угрожает опасность?” Затем дети встают за взрослыми паровозиком – каждый обнимает впереди стоящего за талию. Теперь мы с вами одна большая улитка. По команде “лягушка” улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде “лягушка ускакала” дети, не расцепляя рук, прохаживаются по классу и говорят хором: “Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет”.

5. Упражнение “Ласковое имя”

Каждому предлагается ласково назвать соседа сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону.

6. Упражнение “Я люблю”

Для того, чтобы смогли узнать друг друга лучше, я предлагаю вам поиграть в игру “Я люблю”. Тот, у кого окажется мячик, должен бросить его любому участнику, но при этом сказать, что он любит, например: я бросаю мячик Оле и говорю: “Я люблю кататься на велосипеде”, следующий участник, бросая мяч другому, говорит о том, что он любит

7. Упражнение “ Маски”

Урок психологической разгрузки в 5-х классах

Цель: помочь детям успешно и за более короткий срок “пережить” летнее настроение и адаптироваться к школьной жизни в новом учебном году, создать благоприятные условия взаимодействия детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Аплодисменты. Давайте поприветствуем аплодисментами друг друга, себя, этот день и это событие в вашей жизни.

2. Приветствие. А теперь давайте поприветствуем друг друга в движении. Пожмите друг другу руки и скажите добрые слова (предварительно обговорить что такое добрые слова).

3. Представление. Дети встают в круг, берутся за руки и говорят свои имена (как бы им хотелось, чтобы другие их называли) передавая импульс по кругу, сначала по часовой стрелке, а потом против часовой стрелке.

4. Выкрикивание. Дети одновременно выкрикивают свои имена сначала шепотом, громче, громче, очень громко. Чье имя вы услышали?

5. Групповая принадлежность. Детям предлагается разбиться на группы по цвету глаз, по росту, по цвету волос, по первой букве своего имени, по месяцу рождения.

6. День рождения. Учащимся предлагается разбиться на 4 группы так, чтобы в одной группе оказались те одноклассники, дни рождения которых отмечаются в одно и тоже время года. После игры обращается внимание на следующее: какое время года оказалось “богатым” на именинников.
Затем каждая группа выполняет задание: выбирает себе подарок на день рождения. Подарок должен быть оригинальным и таким, от которого не отказался бы ни один участник группы.

7. Интервью. Дети сидят по кругу. В течение одной минуты каждый игрок должен ответить на вопрос соседа, сидящего справа: “Где побывали, что повидали?”. Игрок может или рассказать правдивую историю, повествующую о событиях, происшедших с ним в летние каникулы, или на минутку превратиться в барона Мюнхгаузена. “Журналисту” предоставляется право поверить или не поверить рассказчику. Если он отгадал, то жетон достается ему. Если нет, то рассказчику.

8. “Дрозд”.

Я дрозд, ты дрозд.
У меня нос, у тебя нос.
У меня щечки гладки,
У тебя щечки гладки.
У меня губки сладки,
У тебя губки сладки.
Мы два друга,
Мы любим друг друга.
Давай обнимемся.

9. Настрой на учебные будни. “Мемуары”

Ведущий обращается к ребятам с рассказом о предстоящем задании.
“Люди любят вспоминать то, что с ними происходило в прошлом. В этом случае они пишут книги, которые называются мемуарами. Представьте себе, что вы тоже написали такую книгу о летних каникулах. Рисунок на обложке несет в себе очень много информации об авторе, а также о содержании этой книги. Если на обложке нарисованы деревья, море – то читателю становится понятно, что автору наиболее близка природа и его к ней отношение; если на обложке пистолет, искаженные ужасом лица, то с героем, по всей видимости, произошла детективная история. Так с помощью символов на обложке можно узнать очень многое о самом произведении и о чувствах автора в этот период времени. А теперь вам предстоит создать обложку для своей книги”. По окончании работы ученикам предлагается устроить выставку рисунков, придумать ей название.
Затем ведущий обращается к ребятам со словами напутствия и пожеланий на предстоящий учебный год: “Вы тепло простились с летом, подарили ему рисунки. Впереди у нас – новый учебный год”.

10. Диагностика

Ведущий обращается к детям с предложением зафиксировать с помощью анкеты впечатления о летних каникулах, о чувствах и настроении в ожидании нового учебного года. Каждому ребенку выдается листок с вопросами и возможными ответами анкеты, в которой он отмечает выбранные им варианты.

Из сочинений учащихся 5-х классов “Первый раз в пятый класс!”

“…В этом году мы стали пятиклассниками. У нас много новых предметов и много новых учителей. Мы учимся в первую смену. Это хорошо, но вставать очень тяжело по утрам. Но думаю, что скоро привыкну…”

Маша Ж.

“…Отвыкнуть от начальной школы трудно и не хочется, но придется”.

Наташа И.

“…Вот прошло еще одно лето и снова в школу. Я перешла уже в пятый класс. Здесь у нас много учителей, много предметов, каждый день мы бегаем по разным этажам и кабинетам… Оказалось, учиться с первой смены лучше, мы с мамой чаще видимся, но иногда я не высыпаюсь, а не выспавшись, я не могу заниматься. Я хочу хорошо выучиться и получить хорошее образование и поэтому я буду хорошо учиться. Ведь пятый класс бывает только раз”.

Женя Е.

“Учебная программа стала другая и более интересная. Я стала повышать свои знания для того, чтобы в следующих классах мне это пригодилось. Для меня учителя играют большую роль в изучении и понимании предметов. Мне нравится наша школа и мне нравится в ней учиться”.

Даша Г.

“Первый раз в пятый класс – это здорово. Ощущение – просто супер. Новые учителя, главное, что разные. Даже если что-то не поймешь, они тебе объяснят. Мне это нравится. Конечно, эта беготня по классам – это прикольно. Каждый класс разный и от этого меньше устаешь”.

Стас Я.

“Когда я в понедельник пошла на уроки, было немножко страшно, потому что у тебя новый классный руководитель, учителя и даже новые предметы. Но когда я познакомилась с учителями, я ничего не боялась. Классный руководитель и учителя у нас добрые. Сейчас я привыкаю ко всему… Поначалу я не ощущала, что в пятом классе, все как в четвертом, все те же вопросы, повторение поначалу, а сейчас новые темы. И я знаю, что я пятиклассница и все. Просто ты на одну ступеньку выше и старше. Но все хорошо”.

Даша Б.

“…В пятом классе я буду стараться учиться хорошо. Не подводить учителей, не расстраивать маму. Скоро я вырасту и не буду учиться с этими учителями, но я надеюсь, их буду помнить и любить”.

Женя Н.

Коммуникативный треннинг для учащихся 10-х классов

Цель занятия: создание атмосферы доверия для полного раскрытия учащихся в классе.

Задачи:

  • знакомство и установление контакта между учащимися;
  • раскрытие умения преодоления барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
  • активизация творческого потенциала;
  • выявление коммуникативных и организационных качеств.

1. Аплодисменты. Давайте поприветствуем аплодисментами друг друга, себя, этот день и это событие в вашей жизни.

2. Знакомство.

  1. “Импульс”. Назовите свое имя и пожмите руку вашего соседа по кругу (по часовой стрелке).
  2. “Пожелания друг другу”. Передайте мягкую игрушку тому, чье имя вы запомнили, скажите ваши пожелания этому человеку.
  3. “Крик”. Скажите свое имя шепотом, теперь
    громче, еще громче, еще громче, а теперь очень громко. Чье имя вы услышали лучше всех?
  4. “Мое имя”. Что вам известно о вашем имени, какого оно происхождения, как было дано.
  5. “Мои ожидания”.
  6. “Самопрезентация”. Составь рассказ о себе.
  • имя, возраст;
  • любимое занятие, хобби;
  • черта характера, которая нравится в себе и черта характера, которая не нравится в людях;
  • для чего ты здесь;
  • чему хочешь научиться;
  • чего хочешь добиться.

3. Упражнения на сплочение группы.

  1. “Фигуры”. С закрытыми глазами постройте ровный круг, квадрат, сердечко, треугольник, солнце, яичницу, пирамиду.
  2. “Королевство”. Представьте себе, что каждый из вас король или королева. Вы можете установить здесь любые законы, которые кажутся вам разумными. Какие правила вы введете в вашем королевстве? Придумайте и запишите список ваших правил, законов (3–5 минут). Теперь ваша задача ознакомить всех со своими правилами. Пусть каждый из вас представит свою работу остальным. Какое из ваших правил кажется каждому из вас особенно важным? Какое из правил других ребят вам особенно понравилось? Кого каждый из вас выбрал бы королем или королевой?
  3. “Мои достижения”. Все мы путники на своей дороге жизни. Прожив какую-то часть своей жизнь, вы добились определенных достижений. Тот из вас, кто поймает мяч, должен рассказать, чего он достиг в жизни, что ему удается лучше всего.

4. Завершение работы в группе. “Дрозд”

Я дрозд, ты дрозд.
У меня нос, у тебя нос.
У меня щечки гладки,
У тебя щечки гладки
У меня губки сладки,
У тебя губки сладки.
Мы два друга,
Мы любим друг друга.
Давай обнимемся.

5. Обратная связь

  • “Хочу пожелать….”
  • “Мне сегодня…..”

Литература:

  1. Азарова Т., Битянова М. Неделя психологии в школе. //Школьный психолог. № 20, 2005.
  2. Евграфова Т. У нас новенький. //Школьный психолог, 2005, № 4.
  3. Выдрина Н.П. Коррекционно-развивающая программа по профилактике дезадаптации у первоклассников. //Фестиваль “Открытый урок” 2004/2005.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002.
  5. Практикум по возрастной психологии. // Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1999
  6. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8–11 класс. – М., 2005.


Антонова Виктория Валерьевна, учитель немецкого языка
Ворожейкина Валерия Васильевна

МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 19", г. Ангарск




{SL_links}

Вернуться назад