Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Умники и умницы Умники и умницы10 февраля 2009. Разместил: lessons |
Интеллектуальная игра Оренбургский край связан с войной 1812 года. Оренбургские казаки принимали участие в войне, многие получили награды. Оренбуржцы собрали для воинов деньги, отправили лошадей, сукно и т.д. В Оренбуржье жили плененные и сосланные французы и есть немало мест, имеющих французские названия. Имена Л.Толстого и И.Крылова, чьи произведения читаем к уроку, тоже связаны с Оренбуржьем (они здесь бывали). Поэтому, изучая в 5-м классе "Бородино" Лермонтова, я провожу интеллектуальную игру "Умники и умницы" и включаю краеведческий материал.
Оформление: иллюстрации, рисунки (обмундирование воинов), сообщения, портреты участников войны, изображение орденов, сочинения “Что такое война” Литература для детей:
Документальные материалы в книге для внеклассного чтения “Вокруг тебя – мир” 5 класс Сообщения о Кутузове, Наполеоне, Василисе Кожиной, Надежде Дуровой, “Сказка старого солдата”, о героях 1812 года. Условия игры: Ареопаг (судьи) : учитель истории, учитель литературы, старшеклассник Игроки (9 человек, по 3 в каждом агоне ) Теоретики (все остальные ученики) Ведущий ( учитель литературы) Дорожки: _ _ - 2 вопроса, нельзя ошибаться _ _ _- 3 вопроса, 1 раз можно ошибаться _ _ _ _ - 4 вопроса, 2 раза можно ошибаться Вступление: Мы с вами живём в большой многонациональной стране – России. История нашей Родины сложная, драматичная. На протяжении сотен лет Россия испытала очень многое, и на её территории, к сожалению, было много войн. На уроках истории в школе вы будете об этом говорить. А сегодня мы обратимся к славным страницам нашей истории – войне 1812 года, посмотрим, как это событие отразилось в русской литературе). Сценка “Юный солдат у Кутузова” (из книги С.Алексеева, разыгрывают дети). Кутузов (читает письмо) “Милостивый государь, батюшка Михаил Илларионович! Пишет тебе покорный слуга ваш, друг ваш боевой, генерал Баринов. Поздравляю вас с назначением на пост главнокомандующего нашей доблестной армией русской. Желаю новых успехов и верю в славную победу над коварным Наполеоном. Но пишу тебе о просьбе моей, Михаил Илларионович. В память о старой дружбе пригрей из милости своей сына своего Гришеньку, возьми в штаб, а ещё лучше в адъютанты. Он смышлёный да исполнительный”. Кутузов: - Да, не с того мы начинали. Видать молодёжь не та уж нынче. Всё ищут, где потеплее. Нет бы на поле боя. (Стук в дверь) Солдат: - Разрешите обратиться, ваша светлость? К: - разрешаю. С: - Григорий Баринов, прибыл на службу. К: - Ну что ж, исполню просьбу Петра Николаевича. Шей адъютантский наряд. С: - Ваша светлость! К: - Ступай, ступай. С: - Ваша светлость! К: - Ну что тебе? С: - Михаил Илларионович, мне бы в полк, в армию к князю Петру Багратиону. К: - Не могу, батюшке твоему другое обещано. Да и куда тебе в полк! Тебя и солдаты в бою не приметят. С: - Так и Суворов ведь был не саженного роста. К: - Ступай, быть по – твоему: лети, крылатый, своей дорогой. (Берёт бумагу, пишет письмо и читает) “Милостивый государь, батюшка Пётр Николаевич! Радость Господь мне послал великую. Прибыл твой Гришенька. И сдавалось мне, что сие не новый побег, а юность наша с тобой явилась. Спасибо тебе за такой сюрприз. Уповаю видеть его в героях”. Итак, тема игры – “Недаром помнит вся Россия про день Бородина!” Для игры в 1 агоне приглашаются 3 человека. Агон 1 Вопросы для розыгрыша дорожек:
(Игроки расходятся по дорожкам) Дорогие игроки, облачайтесь в свои одежды (помощник раздаёт реквизиты)
Красная дорожка. 1. Милостивый государь, представьтесь, кто вы? (Наполеон о себе) 2. Можете ли вы припомнить, где это вы здесь на картине и о чём вы думаете? (открытка № 25) (В Кремле ждёт ключи от Москвы) Жёлтая дорожка. 1. Ну, а вы кто, сударь? (Кутузов о себе) 2. После назначения главнокомандующим вы поехали к солдатам. Проезжая между рядами, вы слышите о себе очень лестные слова. Какие? (“Едет Кутузов бить французов”) 3. Однажды вам пришлось перед офицерами потрясти своими сединами. По какому поводу? (При чтении басни “Волк на псарне”: “Ты сер, а я приятель, сед…”) Зелёная дорожка. 1. Кто же вы, молодой человек? (Н. Дурова о себе) 2. Были ли вы знакомы с Пушкиным? (Да, отослала ему свои записки после войны)) 3. Однажды у вас была личная встреча с фельдмаршалом Кутузовым. Чем она закончилась? (Кутузов предложил ей остаться у него ординарцем) 4. В каком чине вы ушли в отставку? (в 1816 году чине штаб-ротмистра) Вопросы теоретикам (раздаются “умники”) 1. Может быть, кто-то знает, какой фильм поставлен о Надежде Дуровой? (“Гусарская баллада”) 2. Кто в стихотворении М. Лермонтова “Два великана” был “трёхнедельным удальцом”? (Наполеон) 3. Что имел в виду автор в стихах:
(Ссылка Наполеона на остров Святой Елены) 4. Кутузов был преемником Суворова. Какой главный девиз Суворова был важным и для Кутузова? (“Тяжело в ученье – легко в бою”) 5. Солдаты пехоты очень любили своего генерала и его фамилию объясняли по – своему. Кто он? (Багратион – Бог рати он) 6. Какое воинское звание имел Кутузов? (фельдмаршал) Агон 2. (Вызываются следующие три игрока) Вопросы для розыгрыша дорожек:
Выдаются реквизиты:
Красная дорожка. (герой Отечественной войны Д. Давыдов) 1. Вас называли “отцом партизанской войны”. Почему и сколько вам было лет? (объясняет, 28 лет) 2. Чем знаменателен для вас день 31 июля 1814 года в Петербурге? (Торжественное шествие через построенную Триумфальную арку в честь победы в войне 1812 года) Жёлтая дорожка. (Оренбургские драгуны) 1. Что должны были иметь оренбургские казаки, когда началась война 1812 года? (лошадь, пика, сабля, ружьё, пистолет) 2. А что у вас висит на шее? (ладанка с горстью родной земли) 3. Чем помог Оренбургский край в войне 1812года? (изготовлено 60 тыс. аршин армейского сукна, закуплено 40 тыс. лошадей, оренбургские полки сражались на батарее Раевского) Зелёная дорожка. (Василиса Кожина) 1. Как вы оказались на войне? (собрала баб помоложе, взяли вилы, рогатины, решили французов ловить) 2. Были ли в вашем отряде мужчины? (сначала не было, они смеялись над нами. Потом попросились в отряд) 3. Когда началась война с французами, все в деревне побежали к вам. Почему? Разве в деревне не было мужчин? (она жена старосты, но муж был с ленцой, вот все и бегали не к старосте, а к старостихе) 4. Когда в отряд пришли мужчины, наверное, женщинам пришлось оставить ружья? (Нет, никто из женщин не оставил ружья, командиром по прежнему оставалась Василиса Кожина) Вопросы теоретикам. (раздаются “умники”) 1. Где на Бородино воевали оренбургские и башкирские полки? (на батарее Раевского) 2. Сколько было награждено оренбургских офицеров? (9 человек) 3. Что пишет Д. Давыдов в своих воспоминаниях об офицере Александре Самойловиче Фигнере? (варвар) 4. Кто такой гусар? (военный легкой кавалерии) 5. Однажды старый капрал рассказал солдатам сказку. Мудрая была сказка. О ком? (о лосенке - лосе - сохатом и волке, объясняют смысл сказки) Агон 3. (Вызываются следующие три игрока) Вопросы для розыгрыша дорожек:
Раздаётся реквизит:
Красная дорожка. (вдова Тучкова) 1. Кто вы и почему вы в чёрном платье? (Маргарита Михайловна Тучкова, вдова Тучкова Александра Алексеевича младшего, муж убит на Бородино) 2. Почему Бородино стало для вас святым местом? (построила церковь с символичной могилой мужа, затем основала Спасо-Бородинский женский монастырь) Жёлтая дорожка. (старый солдат из “Бородино”) 1. Почему вы решили рассказать о Бородинском сражении? (чтобы знали, помнили, испытывали гордость, чтобы были не хуже молодые) 2. “Кто кивер чистил, весь избитый…” Что такое кивер? (головной убор) 3. Чьи это слова: “ Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой? (“полковник наш рождён был хватом…”) Зелёная дорожка. (Петя Ростов) 1. Что это в руках у вас и для кого? (изюм, для солдат к ужину) 2.Скажите, Петя, кто для вас в отряде Денисова был кумиром? (Долохов, смелый, красивый, ходил с ним в разведку) 3. Почему вам хотелось, дать пленному барабанщику денег? (не чувствовал в нё врага, хотелось помочь чем-то) 4. В отряде Денисова вы видели партизана Тихона. А какое прозвище ему дали и за что? (щербатый – не было зуба) Вопросы теоретикам. (раздаются “умники”) 1. Показываю иллюстрации, прочитать отрывок из стихотворения “Бородино” 2. Французам не удалось взять Москву, почему? (русские отступили) 3. Какое время французы провели в Москве? Почему? (1 месяц, нет еды, никто не просил мира) 4. Когда написано стихотворение “Бородино”, по какому случаю? (1837 году, 25 – летие) 5. “Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами” Кто они? (кавалеристы, конные войска, пёстрые значки и конские хвосты на киверах – отличительные знаки этих войск) 6. Сколько погибло на Бородино? (французов – 58 тыс., русских – 44 тыс.) 7. Расскажите об орденах. (Андрея Первозванного, Суворова, Александра Невского) 8. Каким орденом награждали солдат в 1941 – 1945гг.? (орденом Кутузова) 9. Как отразились события 1812 года на нашем Оренбургском крае? (название населённых пунктов французского происхождения) 10. Что такое сажень? (3 аршина – 2,13 метра) 11. Что такое кремень? (твёрдый камень) 12. Что такое шашка? (рубящее ручное холодное оружие с изогнутым клинком) 13. Что такое варварство? (грубость, дикость нравов) 14. Что такое возмездие ? (плата, кара за преступления) 15. Кто такой адъютант? (офицер при военном начальнике для выполнения служебного поручения) 16. Кто такой урядник? (в царской армии унтер-офицер) 17. Кто такой гренадер? (военнослужащий некоторых привилегированных полков) 18. Кто такой егерь? (солдат стрелковых полков) Кроссворд. (на доске)
Обобщение: Мы с вами много прочитали о войне 1812 года. А зачем? Зачем писатели пишут нам? Надо ли об этом знать? Народ каждой страны должен знать свою историю, историю своего народа. Писатели и поэты показывают нам, как люди переживали войну, как защищали Отечество. Не должно быть войн на земле! – главная мысль произведений. – Это зло. Вы писали маленькие сочинения об этом (зачитать). Нам радостно, что вы гордитесь своими предками, своей историей и, благодаря писателям, поэтам, знаете её. Подведение итогов. Список использованной дополнительной литературы.
Антосюк Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ "Тюльганская средняя общеобразовательная школа № 2", п. Тюльган, Оренбургская обл.
Вернуться назад |