Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Целый мир от красоты...
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Целый мир от красоты...
{LF_links}

Целый мир от красоты...


26 февраля 2009. Разместил: lessons

Урок внеклассного чтения в 7 классе по рассказу В.М. Шукшина "Мастер"

Основными свойствами человеческой души являются нравственность, совестливость, любовь к человеку. Учителям-словесникам отводится очень важная роль воспитателя подрастающего поколения. Рассказы Шукшина обращают внимание на актуальные проблемы духовности. Поэтому не случайно обращение к творчеству именно этого писателя.


Реквизит

1. Тексты рассказа.

2. Вопросы для групп.

Первая группа исследует особенности языка и стиля рассказа.

Сделайте вывод, нужен ли этот рассказ современному читателю. В чем его языковая ценность? Для этого ответьте на вопросы:

  1. В каких словах раскрывается неповторимая мелодия народной речи?
  2. Как проявляется лаконизм и динамичность повествования?

Вторая группа сделает вывод о том, какой герой нужен современному читателю. Для этого ответьте на вопросы:

  1. Какими нравственными качествами привлекает нас главный герой рассказа?
  2. Как вы понимаете название рассказа? Кого писатель называет мастером?

Третья группы определяет актуальность темы, затронутой автором в рассказе. Какова идея автора? Для этого ответьте на вопросы:

  1. Какие проблемы, жизненно важные вопросы поставил автор в рассказе?
  2. В чем вы видите актуальность темы?

3. Синквейн.

4. Оценка результатов работы.

Сегодня на уроке:

  • Мне было интересно
    неинтересно
  • Я узнал ______
    Я не узнал ничего нового
  • Я работал активно
    неактивно
    не работал
  • Я работал как обычно на уроке литературы
    лучше, чем обычно
    хуже, чем обычно
  • Я ставлю себе за урок оценку ________
  • Я ставлю учителю за урок оценку ________

Оформление доски:

  • фотография храма Покрова на Нерли;
  • фонограмма колокольного звона;
  • эпиграф;
  • словарная статья.

Структура урока

  1. Вступительное слово учителя (работа со словарным словом).
  2. Беседа по тексту.
  3. Написание синквейна.
  4. Групповая работа.
  5. Подведение итогов работы в группах.
  6. Заключительное слово учителя.
  7. Домашнее задание.
  8. Подведение итогов работы на уроке.

Проведение урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать со словарной работы. Что такое нравственность?

В толковом словаре Ожегова “нравственность” – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами, например, человек безупречной нравственности.

А какой смысл вы вкладываете в понятие нравственности? Над этим, на мой взгляд, непростым вопросом вы должны были поразмышлять дома и написать рассуждения на эту тему.

Послушайте только несколько высказываний из ваших работ. Вы пишете, что “каждый живет по своей нравственности”, “надоело слышать эти слова, они уже затерлись, никому не нужны…”

Действительно, нужно ли в наши дни говорить о нравственности? Давайте попытаемся еще раз ответить на этот же вопрос после уроков, в.ч., посвященного творчеству, может быть, самого русского из всех современных писателей Василия Макаровича Шукшина. По его собственным словам, его книги стали “историей души” русского человека.

Одну такую историю мы узнаем из рассказа “Мастер”.

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно хочешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.

А. Фет

2. Беседа по тексту

  • Дома вы прочли рассказ Шукшина. Понравился ли он вам? Коротко поделитесь своими впечатлениями.
  • Что вы узнали о герое рассказа до тех пор, пока он не увидел талицкую церковь?
  • Почему жизнь Семки обрела смысл? Почему он даже пить перестал?
  • Прочтите, какой представилась Семке талицкая церковь.
  • Посмотрите, вот изображение храма Покрова на Нерли. В рассказе говорится, что талицкая церковь на него очень похожа, почто его копия, выполненная в XVII веке.
  • В чем его красота и притягательность?
  • А о чем думал Семка, глядя на талицкую церковь? Прочтите эти строки.
  • Душе нужны моменты взлета, радости, освобождения. Чистый звук души, как колокол.

Фонограмма колокольных звонов.

  • Что вы чувствовали, когда слушали колокольный звон?
  • Подумайте, чем же вызвано решение Семки отреставрировать талицкую церковь?
  • Какими словами автор помогает нам понять, что герой проникся в замысел зодчего?
  • К кому обращается Семка за помощью, и какой получает ответ?
  • Как вы думаете, почему герой обращается именно к этим людям: священнику, писателю, представителю власти.
  • Как заканчивается рассказ?
  • Понятно ли вам, какая судьба ожидает героя?
  • Умерло ли в нем чувство красоты?
  • А теперь поделитесь своими мыслями о талицкой церкви. Напишите синквейн на эту тему.

3. Написание синквейна

Слово учителя

  • Шукшин не писал специально для детей. Но проблемы, которые он поднимал в своих произведениях, вневременные и вневозрастные. Они не могут не волновать как взрослых, так и детей. Рассказы В.М. Шукшина издаются и переиздаются.
  • Представьте, что вы члены редакционно-издательского совета. Совсем недавно в ваш совет поступил рассказ писателя, названный им “Мастер”. Предлагается включить его в новый сборник. Подумайте, чем он может заинтересовать современного читателя.
  • Предлагаю вам поработать в проблемных группах.

Первая группа исследует особенности языка и стиля рассказа.

Вторая группа сделает вывод о том, какой герой нужен современному читателю.

Третья группа определяет актуальность темы.

4. Групповая работа

5. Подведение итогов работы в группах

Вывод учителя после ответа первой группы.

  • Вы правильно подметили все особенности языка этого писателя, мастера коротких, динамичных, психологически точных рассказов. Шукшин обладал удивительным даром – написать многое в малом.

Вывод учителя после ответа второй группы.

  • Вы правы, ребята. Шукшин приоткрывает нам сердце героя, показывает сокровенное в его душе – умение ценить подлинную красоту. Тем и привлекает читателя.

Вывод учителя после ответа третьей группы.

  • Вы сумели увидеть, что основной смысл этого рассказа, да и всего творчества В. Шукшина перекликается со словами православного философа И. Ильина: “… каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил”.
  • А чем вас обогатил духовно этот рассказ?
  • Это подтверждают синквейны, написанные вами. Чем же для вас стал талицкая церковь?

6. Заключительное слово учителя

  • Наш урок подходит к концу.
  • Изменилось ли ваше представление о нравственности?
  • Я рада, что никого из вас не оставила равнодушным красота талицкой церкви. Значит, вам дорога красота родной земли, вы понимаете ценность исторических и культурных памятников. Эти же проблемы поднимает писатель в рассказе “Крепкий мужик”.
  • Прочтите его к следующему уроку внеклассного чтения. Кроме этого, вы получаете письменное творческое задание по выбору.

7. Домашнее задание

Ответьте на вопросы:

  • Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа?
  • Как вы понимаете слова из текста: “Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй”?

Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно хочешь ты
Отыскать ее начало.
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, – человечно.

А. Фет

8. Подведение итогов работы на уроке

А теперь оцените результаты нашей работы на уроке.


Арбузова Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы

школа № 2, г. Колпашево, Томская обл.




{SL_links}

Вернуться назад