Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Холодная война Холодная война3 марта 2009. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Внешняя политика СССР в 50-х - начале 60-х гг. Урок рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока - предоставить школьникам возможность на примерах событий прошлого осознать опасность обострения международных отношений в условиях нарастания гонки вооружений. Подобранные материалы дают возможность учащимся закрепить умения и навыки работы с историческими документами, умения анализировать поступающую информацию.
Ведущие понятия: “холодная война”, биполярный мир, гонка вооружений, мирное сосуществование. Ход урока. 1. Опрос. Вступительное слово учителя: “Внешняя политика СССР в 50-н.60-х годов во многом определялась состоянием, в котором находились страны мира, получившем название “холодная война”. Вопрос классу: “Что означает термин “холодная война”?” Слово учителя: “ Холодная война, также как и любое другое явление в истории не может возникнуть на пустом месте, ниоткуда. Для этого необходимы определенные условия, причины. Изучая ход Второй мировой войны, мы отмечали, как коренным образом изменилась обстановка в мире и климат международных отношений. Борьба с фашизмом сплотила народы, несколько приглушила идеологические разногласия. Отношения между союзными державами сохраняли партнерский, казалось, даже дружественный характер. Но как показал дальнейший ход истории, это действительно, только казалось. Вопрос классу: “ Каковы же были истоки “холодной войны”?” Возможный алгоритм ответа:
Слово учителя: “Вот это новое состояние мира, образовавшееся после Второй мировой войны, быстрее других осознал Черчилль, провозгласив “холодную войну”. "Кто же был виноват в развязывании “холодной войны”?” Задание классу. Работа с документами. “Ознакомьтесь с различными точками зрения на разрешение этого вопроса. Определите вашу позицию. Чья точка зрения о происхождении “холодной войны” , на ваш взгляд, является наиболее убедительной?” А. На Западе широкое распространение получила версия о том, что начало “холодной войны” положили действия Советского Союза в 1945 г., направленные на то, чтобы “социализировать” страны Восточной Европы, использовав нахождение в них советских войск, с помощью местных компартий подорвать демократические режимы в странах Западной Европы. Действия США и других стран Запада, чтобы воспрепятствовать этому, были ответными, вынужденными. Б. Считается, что с речи Черчилля в Фултоне (март 1946 г.) началась международная политика “холодной войны”. На самом деле первые “выстрелы” в “холодной войне” были сделаны американской стороной сразу после смерти президента США Ф. Рузвельта 12 апреля 1945 г. “Русским, - писал 5 января 1946 г. сменивший Рузвельта на посту президента США Г. Трумэн государственному секретарю Дж. Бирнсу, - нужно показать железный кулак и говорить сильным языком. Я думаю, мы не должны теперь идти с ними ни на какие компромиссы”. В. Все ли было сделано Советским Союзом в самом начале, чтобы не допустить развязывания “холодной войны”, доведения ее под час до грани “горячей”? Ответ на этот вопрос пытается дать Г.М. Корниенко в статье : “Холодная война”: истоки, причины, последствия”. По его мнению, Сталин и тогдашнее руководство страны не приложили достаточных усилий для развития благоприятных отношений с США. СССР дал втянуть себя в гонку вооружений после Второй мировой войны, не всегда используя в должной мере политические средства, хотя, бесспорно, главная ответственность за развязывание “холодной войны” лежит на США. Г. Американский историк Дж. Геддис предлагает: “Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала “холодной войны” - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении “холодной войны” совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались “без вины виноватыми”. 2. Объяснение нового материала. 1. Биполярный мир. Слово учителя: “После окончания Второй мировой войны станы Западной Европы и США объединились против СССР. Советский Союз же, стремясь обезопасить себя, создал вокруг своей границы своеобразный буфер, окружив себя странами, в которых по окончанию военных действий сформировались просоветские правительства”. Работа с картой. “Покажите на карте эти страны”. Слово учителя: “Таким образом, мир разделился на два лагеря. Такую ситуацию мы характеризуем, как создание биполярного мира”. Запись на доске. Работа в тетради. Биполярный мир.
Слово учителя. "Поляризация мира завершилась, и созданные коалиции, во главе со своими лидерами, принялись бороться за страны третьего мира. Вот эти три основных направления и определяли внешнюю политику СССР как в послевоенный период, так и в 50-н.60-х г.г. Взаимоотношения СССР и стран соцлагеря мы рассмотрим на следующем уроке. Не будем мы касаться сегодня и такого аспекта “холодной войны”, как экономическое противостояние, а остановимся на “полувоенной конфронтации”, едва не приведшей к настоящей “горячей” войне." 2. Локальные конфликты 50-х г.г. Работа с таблицей. Постановка проблемного задания. Крупнейшие локальные конфликты в “холодной войне”.
Проблемное задание. “Проследите, как во внешней политике СССР “хрущевского периода” новые ( по сравнению со сталинскими ) идеи и методы сочетались со старыми представлениями. Оцените позитивные моменты и просчеты этой политики”. Слово учителя. “Обратите внимание на таблицу. Прочитайте проблемное задание. В конце урока дайте ответ на поставленные в нем вопросы. Самым острым столкновением двух сил в н. 50-х г.г. стал Корейский конфликт, положивший начало локальным конфликтам в “холодной войне”. Сообщение учащегося. “Корейский конфликт – противостояние двух систем”. Краткая запись в тетрадь основных событий. Слово учителя: “Таким образом, в мае 1853 г. был достигнут компромисс между СССР и США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. В том же году СССР отказался от выдвинутой Сталиным идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание военно-морских баз на её территории. В 1954 году было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае (см. таблицу). Для справки: Вьетнам – бывшая колония Франции, в которой после войны было провозглашено создание независимой Демократической Республики Вьетнам. Перевес сил был на стороне Франции, пока туда не вмешался Китай, затем США и СССР” Вопрос классу: “ Посмотрите в таблице, каков был итог этого противостояния?” 3. “Легкая оттепель” в международных отношениях. Слово учителя: “В 1955 году удалось преодолеть тупик, в котором оказались сверхдержавы. Камнем преткновения стала Австрия. Она была оккупирована американскими и советскими войсками и стала яблоком раздора меду ними. Только теперь удалось достичь соглашения о выводе войск в обмен на её строгий нейтралитет. Впервые после Берлинской конференции, в 1955 году удалось созвать в Женеве представителей Англии, США, СССР и Франции на высшем уровне. В том же году СССР и ФРГ установили дипломатические отношения. Наконец, в 1959 году состоялся первый визит главы советского государства Н.С.Хрущева в США, где он встретился с президентом США Эйзенхауэром. Дипломатическим путем было согласовано, что главы правительств СССР, США, Англии и Франции встретятся в мае 1960 года. Однако этой встрече не суждено было состояться. Что этому помешало, вы узнаете, прочитав домашний параграф. Но вот в Америке Хрущев побывал еще раз, правда не по приглашению президента США, а как глава Советской делегации на сессии Генеральной ассамблеи ООН” Вопрос классу: “Вспомните: когда и для каких целей была создана ООН?” Слово учителя: “Но в эти же годы произошли события, которые сделали неизбежным новое обострение соперничества сверхдержав”. 4. Новое обострение международных отношений. Работа с таблицей. Слово учителя: “Вновь обратимся к таблице. Как мы видим, столкновение “двух миров” прослеживается и в Ближневосточном конфликте. В 1957 году Советский Союз запустил первый спутник Земли. В этом же году в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты”. Вопрос классу: “Почему, по вашему мнению, США были обеспокоены этим?” (Появилось мощное оружие и ракета, способная доставить его на территорию США). Отношения Восток – Запад обострилась с новой силой. 5. Карибский кризис – мир накануне ядерной войны. Слово учителя: “Наиболее опасным оказался Карибский кризис в 1962 году. В 1959 году на Кубе произошла революция, был свергнут проамериканский режим, к власти пришло правительство во главе с Фиделем Кастро, провозгласившее вступление на путь социализма. Американо – кубинские отношения стали быстро ухудшаться. США поддержали высадку контрреволюционных групп на территорию Кубы в 1961 году. Тогда Фидель Кастро обратился к Советскому Союзу за помощью. По решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ на это начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Избежать её удалось благодаря своевременному компромиссу между Кеннеди и Хрущевым. Я зачитаю сейчас отрывок из послания Хрущева Кеннеди, датированного 30 октября 1962 года: “… Мы получили от Вас заверение, что Вы не будете вторгаться на Кубу и что не позволите это сделать другим, а мы при этом условии вывозим оружие, которое Вы назвали наступательным… И вот на этих компромиссных взаимных уступках этот вопрос решен… Мы оба уступили разуму и нашли разумное решение, которое дало нам возможность обеспечить мир для всех…” 6. Договор о запрещении испытаний ядерного вооружения. Слово учителя: "Карибский кризис заставил сверхдержавы принять меры для того, чтобы сделать гонку ракетно-ядерных вооружений более управляемой, а, следовательно, более безопасной. 15 августа 1963 года был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой." 3. Закрепление. Работа с проблемным заданием. Вопрос классу: “Какой ответ Вы можете дать на поставленный в начале урока вопрос?” Заключительное слово учителя. “ Противостояние между СССР и США достигло в 1962 году наивысшей остроты. Вместе с тем, поставив мир на грань ядерного конфликта, Карибский кризис подвел правительства мировых держав к осознанию необходимости выработки и принятия компромиссных решений, к поиску новых подходов в международных отношениях. В целом, в сравнении с послевоенным периодом, к середине 60-х годов произошло снижение международной напряженности, начались практические поиски путей к разрядке”.
Арефина Светлана Викторовна, учитель истории МОУ "СОШ № 7", г. Ступино
Вернуться назад |