Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя18 мая 2009. Разместил: lessons |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Урок литературы в 6-м классе Цель материала - воспитание интереса учащихся к исследовательской работе. На материале занятия показывается, как можно сделать открытия в области литературоведения на доступном для шестиклассников уровне.
Цель: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем. Задачи:
Методы и формы:
Наглядность и оборудование урока: портрет А.Н.Островского, материал для рисования и моделирования, карточка Консультации к уроку, карточки-задания, информационно-справочный материал. (Словарь В.И.Даля. Сборник “Русские народные сказки А.Н.Афанасьева”. Н.Некрасов “Мороз, Красный Нос”. Стихотворение Абая “Зима”. Сопроводительные листы). На столах таблички: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств. Русская словесность: фольклор и литература. Учебник 5 класс, - Алматы, 2001. Примечание: Тема урока достаточно широка и требует большой специальной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Готовясь к уроку, ребята заранее распределяются по группам, назначаются руководители групп, перечитывается необходимая литература. Учителю необходимо распечатать дидактический материал: карточку Консультации, стихотворение Абая “Зима”, пригласить Ученый Совет (2-3 увлеченных литературой старшеклассников). Ход Организационный момент урока Представление отделов: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств. Представление Ученого Совета. Запись в тетрадь темы урока. Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке Консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка Консультации на столах каждого отдела). Карточка КОНСУЛЬТАЦИИ Традиция – культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. – М., 1987 г.) Традиция – это обращение к “опыту”, причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь. Новаторство – обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод. Дети формулируют задачи, делается запись на доске и в тетрадях. - ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО “СНЕГУРОЧКА”. - ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ. Учитель: Сегодня на уроке мы поиграем. Представьте, что вы – сотрудники НИИ. Вам пришло задание: анализ пьесы-сказки А.Н.Островского “Снегурочка”. Отделы получают задания. Задание Ученому Совету: - изучите все задания; - какие вопросы вам показались самыми легкими, самыми трудными, самыми интересными, самыми важными? В ходе конференции постарайтесь оценить каждое выступление, отметьте лучшее, обоснуйте свое мнение. - В чем вы видите пользу от такого урока-игры для учащихся 6 класса? Чего, на ваш взгляд, было сегодня больше – учебы или игры? Исследовательская работа в группах Отдел фольклористики №1
Внес ли А.Н.Островский новое в трактовку обряда? В результате работы группы должна получиться примерная таблица
Отдел фольклористики №2 1. А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Докажите, что пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Проследите сказочные мотивы в пьесе. (Русская словесность 5 класс, С.37). Наблюдения оформить в виде таблицы. В результате работы должна появиться примерная таблица
2. Вспомните элементы композиции волшебной сказки. Предложите свой вариант композиции пьесы-сказки. Создайте модель сказочного мира. Отдел ономастики 1. Вспомните сказки, в которых говорится о царе Берендее. Уточните по словарю В.И.Даля значение слова “берендейка”. Согласны ли вы с мнением, что мир Берендеева царства – это “мир света, торжество добра, красоты, справедливости”. 2. Уточните по словарю В.И.Даля значение имени главного героя “Мизгирь”. Соответствует ли образ Мизгиря данному определению? С каким сказочным образом ассоциируется Мизгирь? (Обратитесь к сказке “Мизгирь” из сборника народных сказок Афанасьева.) Отдел теории литературы 1. Как жил Мороз на Берендевой земле? Каким вы представляете Мороза? Сопоставьте образ Мороза в пьесе с фольклорным сказочным образом Мороза (“Два Мороза”, “Морозко”). 2. Выявите черты сходства образа Мороза у Н.А. Некрасова (“Мороз, Красный Нос”) и А.Н.Островского. Похож ли Мороз Абая (Аязбабай) на Мороза Н.Некрасова и А.Н.Островского? (Абай “Зима”). Отдел искусств 1. Нарисовать иллюстрации к пьесе. Объяснить, почему именно нарисованные вами моменты требуют зрительного восприятия. 2. Подготовить отрывок к выразительному ролевому чтению. Презентация исследований. Отделы представляют свои исследования. По ходу выступлений отделов ребята задают вопросы. Подведение итогов урока. Выступление Ученого Совета.
Асылбекова Марина Сергеевна, учитель русского языка ГУ "Технический лицей № 165", г. Алматы
Вернуться назад |