Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Искусство жить в семье. Решение семейных проблем Искусство жить в семье. Решение семейных проблем19 мая 2009. Разместил: lessons |
Классный час Данный классный час является заключительным звеном в системе классных часов, ориентированных на воспитание будущего семьянина, которые проводятся на последнем курсе. Форма проведения - ролевая игра. Цели: продолжаем развивать навыки общения в семье; учимся видеть в любой сложной ситуации не только отрицательное и безвыходное, но и положительное; пытаемся взглянуть на воспитание в семье с позиции родителей; через анализ и решение конкретных ситуаций учимся устранять конфликты в семье.
Сегодняшняя встреча является заключительной в ряде классных часов, где мы учились постигать искусство жить в семье. На предыдущих классных часах о чем мы с вами говорили? (Ответы учащихся: говорили о том, что такое семья; определили для себя, какую семью можно назвать счастливой; учились, как правильно выбирать спутника или спутницу жизни, почувствовать и не пропустить мимо половинку, предназначенную тебе самой судьбой; как правильно объяснить другому человеку, что он для вас “чужой” и др.) В каждой счастливой и не очень счастливой семье рано или поздно возникают проблемы. И мы говорили с вами о том, насколько важно вести себя корректно в семье в тех случаях, когда возникают проблемные ситуации. Мы только упоминали об этом, но к решению семейных проблем еще не приступали. Это можно будет сделать уже сегодня, прямо сейчас. Итак, начинаем! Одни подростки хотят во многом походить на своих родителей, другие ни в чем не хотят быть похожи на них, но известно, что всем молодым людям и девушкам хочется быть добрыми родителями. К этому выводу мы пришли на одной из предыдущих встреч. Да, нам не нравится, когда нас взрослые не понимают, когда они на нас кричат, когда они нас наказывают. Да, легко возмущаться кем бы то ни было, пока на его месте не окажешься сам. Вам сейчас предоставляется возможность стать родителями и попробовать свои силы на деле: “ваши дети” будут вас озадачивать, а вы будете осуществлять воспитательный процесс, т.е. воспитывать их. Говорят, век живи – век учись. А нужно ли учиться быть родителем? Хорошим родителем? Хотите “повоспитывать” кого-нибудь? Только все серьезно. Компания собралась приличная. Ребята интересные, хорошие, немного озорные, веселые. В общем, самые подходящие будущие отцы. И барышни все симпатичные, добрые, веселые. Чтобы начать игру, все желающие садятся за парты (или за столы). Так как мы будем разбирать семейные проблемы, нам необходимы семьи (т.е. пары, исполняющие роль семьи). Сами выбирать себе пару не будем. Выбрать подходящего “супруга” поможет следующая игра, которая определит, кто с кем составит наиболее удачные пары. Задание 1. Перед каждым из участников лежат листочки и ручки. Ведущий называет слово, существительное, а участники записывают его и подбирают к нему определение (например: небо – голубое, облачное, бесконечное, лазурное и т.д.). Существительные можно подобрать разные: небо, дом, магазин, ветер, волны, город, горы и др. Те учащиеся (т.е. девушка и парень), у которых совпадет наибольшее количество подобранных определений, составляют пару, т.е. семью. Итак, семьи уже есть. Каждая семья занимает свою парту-квартиру. На второе задание для участников подготовлены конверты, в которых лежат высказывания о семье и семейном воспитании, разрезанные на отдельные слова:
(Можно подобрать пословицы о семье и воспитании или другие изречения). Задание 2. Теперь парам предлагается вытянуть конверт, в котором лежат слова. Необходимо сложить слова так, чтобы получилось высказывание о семье или о воспитании, прочитать его присутствующим и, посоветовавшись друг с другом, прокомментировать его. Учащимся дается время на составление и обсуждение высказываний Необходимо помнить о том, что мы не соревнуемся, а пытаемся постичь искусство семейных отношений. Поэтому пары по желанию комментируют изречения, а соседи, т.е. другие пары, высказывают свое мнение. Пока пары обсуждали, прошло время, в их семьях родились дети. Теперь молодые семьи будут себе представлять, каким вырастет у каждой из них ребенок, предположим, девочка. Задание 3. Все люди умеют мечтать. Мечтать, говорят, не вредно. Наши пары тоже сейчас начнут “мечтать”, то есть записывать на листочках, чему они хотели бы научить свою дочь, как хотели бы ее воспитать, какой хотели бы видеть ее взрослой. (Каждая пара зачитывает свои записи, идет обсуждение). Но время неумолимо, оно проходит, летит, и участники становятся родителями 16-летней девочки. Тут-то как раз и подошло время столкнуться с проблемами, обещанными вам в начала встречи. Обратите внимание на возраст девочки: не 14, не 18, а 16 лет. То время, которое вы пережили 2-3 года назад, а значит, вам есть что сказать, у вас есть пусть малый, но свой жизненный опыт. Правильно будет, если эту часть встречи проведет психолог, хотя это условие не обязательно, если учащиеся подготовлены. Итак, уважаемые “родители”, вам необходимо решить неожиданную для вас семейную ситуацию. Как? Задание 4. Каждая пара вытягивает конверт с ситуацией и знакомится с тем положением, которое возникло в семье. (Здесь реакция ребят на прочитанное может быть разной: от удивления до гнева. Поэтому важно дать возможность участникам высказаться, “выпустить пар”. Очень важный момент: первое восприятие неожиданного.) Теперь парам дается время для обсуждения проблемы внутри семьи. Обязательно напомнить ребятам о том, что ситуации неожиданные для их семьи, сложные, и предложить перечень вопросов, с помощью которых им будет легче принять решение. Вопросы:
Каждая пара, посоветовавшись, читает всем свою семейную ситуацию и рассказывает, каким образом будет объясняться с дочерью. В обсуждении ситуаций участвуют только семьи. После обсуждения каждой ситуации ведущий или психолог напоминает о том, что неразрешимых ситуаций в жизни нет, потом делает анализ решения “семейного совета”, причем обращает внимание прежде всего на все положительное в воспитательном подходе в данной семье. (На этом этапе присутствующие учащиеся могут задавать вопросы семьям и психологу). В конце обсуждения каждой ситуации делаем вывод: неразрешимых ситуаций в жизни нет, надо только постараться спокойно все обдумать, если есть возможность, с кем-то посоветоваться, и после этого принять нужное решение. Таким образом, разбираются все имеющиеся ситуации. СИТУАЦИЯ 1 Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь любит одного парня, встречается с ним и занимается с ним петтингом (откровенными ласками). СИТУАЦИЯ 2 Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь побаивается ребят и считает их грубоватыми, а вот со своей подругой занимается любовью с огромным удовольствием. Нежные взаимные ласки ей нравятся, плюс просто хорошо дружат. СИТУАЦИЯ 3 Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь любит одного парня, встречается с ним и живет с ним половой жизнью. СИТУАЦИЯ 4 Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь встречается и живет половой жизнью с парнем, хотя его и не любит. Он симпатичный, ей с ним просто интересно, но о любви и замужестве речи нет. СИТУАЦИЯ 5 Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь играет с ребятами в карты на раздевание. Когда все разденутся, начинаются танцы без одежд, но никакого секса пока не было. СИТУАЦИЯ 6 Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь встречается с несколькими ребятами (у кого когда свободная квартира) и живет с ними половой жизнью. СИТУАЦИЯ 7 Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь встречается вместе с подругами с несколькими ребятами и практикуют групповой секс. СИТУАЦИЯ 8 Вы родители, у вас 16-летняя дочь Лена. Дочь у вас развитая, умная, хорошо учится, занимается музыкой (иначе быть и не может, ведь вы мечтали иметь именно такую дочь). У вас с ней нормальные отношения, она вам многое доверяет, и вдруг (как-то случился такой разговор) доверила… Оказывается, ваша дочь вместе с подругами зарабатывает деньги (уже неплохие) проституцией. Правда спит не с каждым, а избирательно: у кого есть хорошие деньги и кто ей нравится. Уже есть постоянные клиенты. Чтобы вы сразу же от ужаса не умерли, параллельно выясняется, что предохраняться она умеет (и от беременности, и от СПИДа), делает это грамотно и вообще ей такая жизнь нравится… Тренинговые ситуации можно использовать все, можно сократить их количество или, наоборот, дополнить их ряд. Данные ситуации взяты из книги Н.Козлова “Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день”. При необходимости проконсультироваться с психологом. В заключение необходимо выяснить, по какому принципу действовали учащиеся: по примеру собственной семьи, пользуясь личным опытом или другое. Для закрепления благоприятного впечатления от игры, общения (в том случае, если цель достигнута) участникам дается последнее задание Задание. Придумать и пожелать друг другу в паре что-то приятное. Можно написать пожелания на листочках и обменяться ими.
Атанасова Марина Ильинична, Учитель ГОУ НПО "Профессиональное училище № 19", г. Усть-Кут, Иркутская обл.
Вернуться назад |