{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Открытие памятника физике
{LF_links}

Открытие памятника физике


3 сентября 2009. Разместил: lessons

Конкурс эрудитов

Цель конкурса эрудитов – привить интерес к физике, помочь увидеть ее красоту, расширить кругозор и выявить учащихся, которые на начальном уровне изучения предмета проявили способности к физике, чтобы в дальнейшем с ними вести интенсивную работу. Предлагаемое мероприятие проводится в несколько этапов, в которых учащиеся проявляют свои теоретические знания, практические умения и даже ораторские способности.


Цели:

  • Использование знаний и умений учащихся, приобретенных на уроках физики.
  • Привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.
  • Развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков самостоятельной подготовки учащихся.
  • Воспитание эрудированных и гармонично развитых личностей.

Оформление и необходимое оборудование: Тело неправильной формы, мензурка, динамометр, мяч, стакан с водой. По периметру кабинета физики расставлены парты, а в центре на некотором возвышении расположен “памятник Физике”, который представляет собой сооружение из демонстрационных физических приборов. Имитируемый памятник красочно украшен и накрыт однотонной тканью. Для подсчета количества правильных ответов при отборе участников используются жетоны в виде пятиконечной звезды.

План:

I. “Разминочный тур” (отборочный).

(Количество полученных звезд определяет участников следующего тура)

10 учащихся переходят в следующий тур.

II. “Историческая викторина”.

(Если правильный ответ получен после первой подсказки, то на счет игрока поступает 5 баллов, если после второй 4 балла, после третьей 3 балла, после четвертой 2 балла, после пятой – 1 балл.)

III. “Черный ящик”.

(Техника оценивания, как и в предыдущем туре.)

6 учащихся переходят в следующий тур

IV. “Исследовательский тур”.

(Выполненное задание объясняется на основе физических знаний. Максимальная оценка 5 баллов.)

3 учащихся переходят в следующий тур.

V. “Ораторский тур”.

(Каждый учащийся выступает на тему “Значение физики в развитии техники”. Максимальная оценка 5 баллов.)

2 учащихся переходят в следующий тур

VI. “Теоретический тур”.

(Количество заработанных баллов - количество правильных ответов за 1 минуту.)

VII. Подведение итогов.

Победитель открывает “памятник Физике”.

VIII. Награждение.

Ход конкурса:

Ведущий:

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф.И. Тютчев

Дорогие ребята! Вы в этом учебном году приступили к изучению интереснейшей и очень важной для человечества науки – физики.

Физика – это наука о природе. А у природы много тайн и загадок, раскрывает она их неохотно, поэтому каждая очередная разгадка - важный шаг человечества на пути к познанию мира. Вот и вам предлагается сегодня приоткрыть занавес тайны и еще раз удивиться тому единству и той гармонии, которые встречаются в природе, которую изучает физика.

Ваши первые физические знания – это основа вашего успеха в познании мира. Поэтому цель сегодняшнего праздника 1) выявить тех ребят, которые в лучшей степени овладели начальными физическими знаниями 2) расширить кругозор.

А ребятам, которые недостаточно хорошо осознали для себя, что знание это сила, помочь им другими глазами посмотреть на свою учебу и добросовестнее относиться к ней. Самый эрудированный по физике ученик будет удостоен чести открыть памятник этой интересной и замечательной науке Физике.

Борьба за право называться эрудитом пройдет в несколько туров. Желаю всем удачи и достойной победы.

I. Разминочный тур.

(Всем учащимся за полные и верные ответы выдаются жетоны, количество которых и определит победителей в первом туре.)

1. Как называется мельчайшая частица вещества? (молекула)

2. В каких единицах (в СИ) измеряется масса атома? (кг.)

3. Кто говорит на всех языках? (эхо)

4. Кто автор изобретения радио? (А.С. Попов)

5. Как называется самое распространенное вещество в природе? (вода)

6. Кто открыл движение молекул вещества? (Р. Броун)

7. Кто предложил гипотезу о строении вещества? (Демокрит)

8. Сравните воду и водяной пар. Что между ними общего и чем они отличаются? (молекулы одинаковы, а скорости различны)

9. Молекулы воды, льда и водяного пара одинаковы. От чего же зависит то или иное агрегатное состояние вещества? (от молекулярного строения)

10. Какие доказательства существования молекул вы знаете?

11. Какие физические явления доказывают, что молекулы находятся в непрерывном, хаотическом движении? (диффузия, броуновское движение)

12. Как молекулы взаимодействуют между собой? (отталкиваются и притягиваются)

13. На каких расстояниях проявляются сила притяжения и сила отталкивания?

14. На каком явлении основана сварка металлов? (диффузия)

15. В каком агрегатном состоянии диффузия происходит быстрее и почему?

16. В каком состоянии находится вещество, если известно, что его молекулы находятся в строго определенном порядке? (в твердом)

17. Почему газы сжать легче, чем жидкости?

18. Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменились ли при этом промежутки между частицами резины? (да)

По результатам заработанных звезд 10 человек прикрепляют номера участников.

II. “Историческая викторина”.

Во всем мне хочется дойти
До самой сути
В работе, в поисках пути
В сердечной смуте
До сущности протекших дней
До их причины, до оснований
До корней, до сердцевины
Все время, схватывая нить
Судеб событий.
Жить, думать, чувствовать
Любить
Свершать открытья.

Мы с вами, ребята, говорили о многих открытиях на уроках, говорили о личностях ученых, которые совершали эти открытия.

Сейчас мы вспомним некоторых из них. Итак, историческая викторина. Цель каждого: раньше соперников определить имя и фамилию ученого, используя сведения о нем, которые последовательно (информация за информацией) я буду приводить. В каждом случае дается 5 подсказок. Если правильный ответ получен после первой информации: на счет игрока поступает 5 баллов, если после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, четвертой – 2 балла, пятой 1 балл.

Задание 1

  1. Этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года.
  2. В 1695 г. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – он стал его директором: ему была поручена чеканка всех монет страны.
  3. Он стал профессором в 26 лет.
  4. Он открыл три важных закона механики.
  5. По легенде яблоко ему помогло открыть важный физический закон. (Исаак Ньютон)

Задание 2

  1. Этот ученый свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя.
  2. Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.
  3. Его письмо президенту США в 1940 г. стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.
  4. Он искал ответ на вопрос: “Что такое гравитация?”
  5. Он основал теорию относительности? (Альберт Эйнштейн)

Задание 3

  1. Он один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  2. Он крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  3. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю, когда принимаем ванну.
  4. Именно ему принадлежат слова “Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!”
  5. Ему принадлежит возглас “Эврика”, прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Архимед)

Задание 4

  1. Этот человек наблюдал движение мелких частиц.
  2. Его открытие доказало, что тела действительно состоят из отдельных частиц – молекул.
  3. Он рассматривал в микроскоп споры растений в жидкости.
  4. Английский ботаник.
  5. В честь его имени было названо открытое им движение очень мелких твердых частиц находящихся в жидкости. (Броун)

Задание 5

  1. Он был уникальным путешественником нашего времени.
  2. Претендентов на это путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него.
  3. Это кругосветное путешествие он совершил в одиночку.
  4. Совершённое им прославило человеческий разум, его и его Родину.
  5. Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: “Поехали!” (Ю.А. Гагарин)

Задание 6

  1. Этот ученый свои первые серьезные открытия сделал в студенческие годы.
  2. После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
  3. Им открыт закон инерции.
  4. Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
  5. Для своих исследований свободного падения он использовал наклонную пизанскую башню. (Галилео Галилей)

Подведение итогов, после чего выбывают 2 учащихся.

III. “Черный ящик”

Все что видим мы – видимость только одна,
Далеко от поверхности мира до дна
Полагай несущественным явное в мире
Ибо тайная сущность вещей не видна.

Сейчас вы должны показать ваши знания о физических телах, веществе и других предметах физического познания.

Задание 1

В “черном ящике” - физическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело?

Подсказки:

  1. С помощью этого тела можно продемонстрировать упругость газов.
  2. Его движение хороший пример физического явления, а именно механического движения.
  3. С ним дружат некоторые спортсмены.
  4. Оно имеет круглую форму.
  5. По нему плакала Таня. (Мяч)

Задание 2

Это физический прибор.

  1. С ним нужно быть очень осторожным.
  2. На нем есть длинная шала.
  3. Он изготовлен чаще всего из стекла.
  4. В нем можно наблюдать диффузию
  5. С помощью его определяют объем жидкости. (Мензурка)

Задание 3

В природе очень много веществ. Об одном из них пойдет сейчас речь. Подсказки:

1. Из этого вещества на 65% состоит организм взрослого человека.

2. Со всеми тремя его агрегатными состояниями мы довольно часто встречаемся.

3. Его можно использовать для уменьшения трения.

4. Его используют в системах нагревания и охлаждения.

5. Это вещество называют “соком жизни” на Земле.

Задание 4

Речь пойдет о живом существе. Кто оно? Подсказки:

  1. Чувствительность его глаз та велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины высокой горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
  2. Его мозг за 0,05 с. способен распознать объект.
  3. За свою жизнь оно съедает около 40 т. пищи.
  4. В народе говорят, что его надо бояться.
  5. Это самое умное живое существо на Земле. (Человек)

Подведение итогов. 2 учащихся выбывают из игры.

IV. “Исследовательский тур”

“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель”.  А.С. Пушкин.

Удивительно точно подметил А.С. Пушкин характер научной деятельности! Любому открытию сопутствует опыт. Опыт и наблюдения – это источники физических знаний. А ваши открытия еще впереди. Но небольшое исследование вам сейчас предстоит сделать.

(Учащимся раздают карточки с заданиями. Максимальная оценка конкурса 5 баллов.)

Задание 1

Определить объем тела неправильной формы.

Задание 2

Наблюдение диффузии.

Задание 3

Наблюдение несмачивания.

Задание 4

Демонстрация сил притяжения и отталкивания молекул.

Задание 5

Определение цены деления прибора для определения объема жидкости.

Задание 6

Определение цены деления прибора для определения температуры тела.

При работе с физическим прибором учащиеся должны отметить:

  1. Назвать физическую величину, которую измеряет физический прибор.
  2. В каких единицах измеряет.
  3. В каких опытах и исследованиях может быть использован.
  4. Определить цену деления шкалы.

(Подводятся итоги и к следующему туру приглашают трех учащихся.)

V. “Ораторский тур”.

Сегодня у нас знаменательное событие. В нашей школе №5 открывается памятник Физике – интереснейшей науке. А т.к. мы живем в мире научно-технического прогресса и все шагаем в ногу со временем, то должны убедиться в том, что наш победитель осознаёт роль физики в развитии техники. Сейчас каждому из участников предстоит выступить на тему: “Значение физики в развитии техники”

(Максимальная оценка 5 баллов.)

В докладе должны быть отражены следующие моменты:

1. Развитие техники влияет на развитие науки.

2. Развитие науки влияет на развитие техники.

(Время выступления 1-2 мин. По итогам тура один выбывает.)

VI. “Теоретический тур”.

1. Медную проволоку нагрели. Что произошло с молекулами?

2. Молекулы вещества притягиваются друг другу. Почему же между ними существуют промежутки?

3. В каком состоянии находится вещество, молекулы которого двигаются с большими скоростями и сталкиваются.

4. Что называют механическим движением?

5. Как называют линию, по которой движется тело?

6. Какое движение называют равномерным?

7. С каким движением мы чаще всего встречаемся в жизни?

8. Что является характеристикой быстроты движения тела?

9. Надувной воздушный шарик сжали руками. Почему вы уверены, что плотность воздуха внутри шарика увеличилась?

10. Какова траектория движения молекулы газа.

11. Зависит ли плотность воды от ее объема?

12. Что значит векторная величина?

13. Путь это величина векторная или скалярная?

14. Какое движение называют криволинейным?

15. Могут ли шарики, изготовленные из алюминия и меди, иметь одинаковую среднюю плотность?

16. Как перевести км/ч в м/с?

17. Будет ли кусок железа плавать в ртути?

18. Плотность, какого воска больше: твердого или расплавленного?

VII. Подведение итогов. “Открытие памятника”.

Подводятся итоги.

Заключение:

Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам –
Ничто не повторится.
За мигом миг, за часом час
Впадайте в изумление.
Все будет так и все не так
Через одно мгновение.
В дорогу ты возьми багаж
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.

Учащийся, набравший большее количество баллов объявляется победителем. Он открывает “памятник Физике”, который состоит из различных физических приборов.

Вперед, дорогие ребята, к новым знаниям, к новым открытиям!

Под гром аплодисментов участников и болельщиков конкурса проходит награждение участников и активных болельщиков конкурса.

Звучит мягкая музыка, все делятся между собой впечатлениями.


Бабенко Людмила Алексеевна, учитель математики и физики

МОУ "СОШ № 5", г. Губкинский, ЯНАО




{SL_links}

Вернуться назад