{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Вечные сюжеты в области музыки ХХ в.
{LF_links}

Вечные сюжеты в области музыки ХХ в.


7 сентября 2009. Разместил: lessons

Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда"

На примере рок-оперы прослеживается связь истории с современностью. Отмечается необычность трактовки рок-оперы в современном мире, утверждаются вечные ценности человечества.


Оборудование: видео, репродукции картин Н. Н. Ге “Голгофа” и “Тайная вечеря”, И. А. Крамского “Христос в пустыне”, А. А. Иванова “Явление Христа народу”.

Ведущий метод: творческий метод, метод дисциплинарных взаимодействий.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка целей.

2. Всесторонняя проверка знаний.

3. Новый материал.

4. Закрепление новых знаний (фронтальный опрос).

5. Обобщение урока.

6. Оценка.

У. На уроках в первом полугодии мы с вами начали знакомство с молодежным направлением в музыке – роком. Скажите, что характерно для рок музыки?

Д. Для рок музыки характерно: 1) массовость, 2) манера пения (раньше носовое) – хрип, писк, крик.

У. Давайте вместе вспомним, какие существуют направления в рок музыке?

Д. Рок-н-ролл (Элвис Пресли), хард-рок (тяжелый), бард-рок (“Машина времени”), фолк-рок (опирается на народную музыку – ДДТ, Чайф), арт-рок (интерес к классической музыке –“ELP”), поп-рок (группа “Queen”).

У. Сегодня мы с вами посетим театр, где главную роль играет музыка, а именно – рок. Мы сегодня с вами посмотрим рок-оперу “Иисус Христос – суперзвезда”. Скажите, какие рок-оперы вам уже известны?

Д. А. Рыбникова “Звезда и смерть Хоакина Мурьетты” и “Юнона” и “Авось”.

У. Ребята, а какие направления музыки включает в себя рок-опера?

Д.

Вечные сюжеты в области музыки ХХ в.

У. Давайте вспомним, что представляет собой мюзикл.

Д. Мюзикл – это шоу (спектакль или кинофильм), в котором главная роль отводится музыке.

У. Что еще есть в мюзикле?

Д. Драматургия, которая объединяет в себе музыку, хореографию, драму.

У. Хорошо ребята. Так вот сегодня мы с вами поговорим об одном из выдающихся произведений 20 века – рок-опере “Иисус Христос – суперзвезда”. Это произведение создано в 1971 году английскими авторами Эндрю Ллойдом Уэббером и либретистом Тимом Райсом. Опера не сходила со сцены в течение 8 лет, было показано более 3000 представлений. И вот уже 33 года опера не сходит с театральных подмостков разных стран мира. Ребята, как вы считаете, что положено в основу оперы?

Д. В основу рок оперы положен сюжет из Священного писания – Евангелия.

У. Правильно. В опере раскрыты последние 7 дней жизни Христа. Из Священного писания мы знаем, что Иисус Христос – это божество. В опере авторы делают акцент на его человечность. Авторы в опере стремились показать Иисуса Христа глазами Иуды (предателя), показать его как человека, а не как Бога. Поэтому опера заканчивается смертью, а не воскресением Иисуса Христа.
Главными героями рок-оперы являются: Иисус Христос, предназначенный для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой; Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела; Понтий Пилат – который наказывает против своей воли; царь Ирод, в котором воплощены все возможные пороки.
Лирическая линия оперы раскрывается в романтическом отношении Марии Магдалены и Христа.

(Показ отрывка “Я не знаю, как любить его”).

У. В рок-опере Иисус Христос представлен в нескольких конфликтных ситуациях – это: столкновении Христа с представителями власти (Понтием Пилатом и Иродом); Христа и народа: толпа преклоняется перед ним, видит в нем Мессию, требует чуда. Его боль, его страдания не находят отклика у народа и вчерашние поклонники “суперзвезды” дружно скандируют: “Распни!”

(Показ отрывка из рок-оперы “Сцена суда”).

У. Центральным конфликтом в опере является отношение Христа и Иуды. Здесь сталкиваются две сильные личности, два разных взгляда на мир, а не праведник и предатель, как это писано в Евангелие. Иуда пытается спустить Христа на землю, считая, что тот слишком увлекся мифом о божественности (“Ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь”).

(Показ отрывка “Диалог Иисуса Христа с Иудой”).

У. Кроме внешнего, в рок-опере есть внутренний конфликт центральных персонажей: Иуда – раздираем изнутри любовью и предательством; в Пилате борются человеческая симпатия к Иисусу и долг служителя власти; Иисус Христос претендует на божественность, но оказывается всего лишь измученным одиноким человеком.

У. Как и все оперы, рок-опера “Иисус Христос – суперзвезда” начинается с увертюры. Что же такое увертюра?

Д. Это музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, спектаклю.

У. В рок-опере кроме увертюры есть эпилог, который основан на монологе Иисуса Христа. Это своеобразный Реквием – оплакивание умершего и в то же время провозглашение торжества жизни. И увертюра и эпилог завершаются темой страдания – темой Креста. Крест в Христианском учении символизирует не только страдание, но и избавление.
Композитор Уэббер применил в рок-опере интересное качество для характеристики царя Ирода – он использовал чарльстон, который создает эффект иронии.

(Просмотр отрывка “Я спрашиваю с тебя столько, сколько спросил бы с любой Суперзвезды”).

У. Просмотрев несколько отрывков из рок-оперы, ответьте на вопрос: “Какие средства музыки сочетаются в рок опере “Иисус Христос – суперзвезда”?

Д. Рока и академической музыки.

У. Опера “Иисус Христос – суперзвезда” стала своеобразной моделью, стимулом к развитию жанра, как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре. Эта опера действительно является оперой, написанной в лучших традициях музыкально-психологической драмы.

У. А теперь я приглашаю вас посмотреть полностью шедевр мирового искусства – рок-оперу Уэббера “Иисус Христос – суперзвезда”.

Иисус Христос – Ted Neeley;
Иуда – Carl Anderson;
Мария Магдалена – Yvonne Elliman;
Понтий Пилат – Barry Dennen;
Ирод – Toshua Mostel;
Слова – Tim Rice;
Музыка – Andrew Lloyd Webber;


Бабич Мария Валентиновна, учитель музыки

МОУ "Зональненская СОШ", п. Лоскутово




{SL_links}

Вернуться назад