Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Вечные сюжеты в области музыки ХХ в. Вечные сюжеты в области музыки ХХ в.7 сентября 2009. Разместил: lessons |
Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда" На примере рок-оперы прослеживается связь истории с современностью. Отмечается необычность трактовки рок-оперы в современном мире, утверждаются вечные ценности человечества.
Оборудование: видео, репродукции картин Н. Н. Ге “Голгофа” и “Тайная вечеря”, И. А. Крамского “Христос в пустыне”, А. А. Иванова “Явление Христа народу”. Ведущий метод: творческий метод, метод дисциплинарных взаимодействий. ХОД УРОКА 1. Организационный этап. Готовность к уроку. Постановка целей. 2. Всесторонняя проверка знаний. 3. Новый материал. 4. Закрепление новых знаний (фронтальный опрос). 5. Обобщение урока. 6. Оценка. У. На уроках в первом полугодии мы с вами начали знакомство с молодежным направлением в музыке – роком. Скажите, что характерно для рок музыки? Д. Для рок музыки характерно: 1) массовость, 2) манера пения (раньше носовое) – хрип, писк, крик. У. Давайте вместе вспомним, какие существуют направления в рок музыке? Д. Рок-н-ролл (Элвис Пресли), хард-рок (тяжелый), бард-рок (“Машина времени”), фолк-рок (опирается на народную музыку – ДДТ, Чайф), арт-рок (интерес к классической музыке –“ELP”), поп-рок (группа “Queen”). У. Сегодня мы с вами посетим театр, где главную роль играет музыка, а именно – рок. Мы сегодня с вами посмотрим рок-оперу “Иисус Христос – суперзвезда”. Скажите, какие рок-оперы вам уже известны? Д. А. Рыбникова “Звезда и смерть Хоакина Мурьетты” и “Юнона” и “Авось”. У. Ребята, а какие направления музыки включает в себя рок-опера? Д. У. Давайте вспомним, что представляет собой мюзикл. Д. Мюзикл – это шоу (спектакль или кинофильм), в котором главная роль отводится музыке. У. Что еще есть в мюзикле? Д. Драматургия, которая объединяет в себе музыку, хореографию, драму. У. Хорошо ребята. Так вот сегодня мы с вами поговорим об одном из выдающихся произведений 20 века – рок-опере “Иисус Христос – суперзвезда”. Это произведение создано в 1971 году английскими авторами Эндрю Ллойдом Уэббером и либретистом Тимом Райсом. Опера не сходила со сцены в течение 8 лет, было показано более 3000 представлений. И вот уже 33 года опера не сходит с театральных подмостков разных стран мира. Ребята, как вы считаете, что положено в основу оперы? Д. В основу рок оперы положен сюжет из Священного писания – Евангелия. У. Правильно. В опере раскрыты последние 7 дней жизни Христа. Из Священного писания мы знаем, что Иисус Христос – это божество. В опере авторы делают акцент на его человечность. Авторы в опере стремились показать Иисуса Христа глазами Иуды (предателя), показать его как человека, а не как Бога. Поэтому опера заканчивается смертью, а не воскресением Иисуса Христа. (Показ отрывка “Я не знаю, как любить его”). У. В рок-опере Иисус Христос представлен в нескольких конфликтных ситуациях – это: столкновении Христа с представителями власти (Понтием Пилатом и Иродом); Христа и народа: толпа преклоняется перед ним, видит в нем Мессию, требует чуда. Его боль, его страдания не находят отклика у народа и вчерашние поклонники “суперзвезды” дружно скандируют: “Распни!” (Показ отрывка из рок-оперы “Сцена суда”). У. Центральным конфликтом в опере является отношение Христа и Иуды. Здесь сталкиваются две сильные личности, два разных взгляда на мир, а не праведник и предатель, как это писано в Евангелие. Иуда пытается спустить Христа на землю, считая, что тот слишком увлекся мифом о божественности (“Ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь”). (Показ отрывка “Диалог Иисуса Христа с Иудой”). У. Кроме внешнего, в рок-опере есть внутренний конфликт центральных персонажей: Иуда – раздираем изнутри любовью и предательством; в Пилате борются человеческая симпатия к Иисусу и долг служителя власти; Иисус Христос претендует на божественность, но оказывается всего лишь измученным одиноким человеком. У. Как и все оперы, рок-опера “Иисус Христос – суперзвезда” начинается с увертюры. Что же такое увертюра? Д. Это музыкальное вступление к опере, балету, кинофильму, спектаклю. У. В рок-опере кроме увертюры есть эпилог, который основан на монологе Иисуса Христа. Это своеобразный Реквием – оплакивание умершего и в то же время провозглашение торжества жизни. И увертюра и эпилог завершаются темой страдания – темой Креста. Крест в Христианском учении символизирует не только страдание, но и избавление. (Просмотр отрывка “Я спрашиваю с тебя столько, сколько спросил бы с любой Суперзвезды”). У. Просмотрев несколько отрывков из рок-оперы, ответьте на вопрос: “Какие средства музыки сочетаются в рок опере “Иисус Христос – суперзвезда”? Д. Рока и академической музыки. У. Опера “Иисус Христос – суперзвезда” стала своеобразной моделью, стимулом к развитию жанра, как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре. Эта опера действительно является оперой, написанной в лучших традициях музыкально-психологической драмы. У. А теперь я приглашаю вас посмотреть полностью шедевр мирового искусства – рок-оперу Уэббера “Иисус Христос – суперзвезда”.
Бабич Мария Валентиновна, учитель музыки МОУ "Зональненская СОШ", п. Лоскутово
Вернуться назад |