{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Слагаемые излагаемого
{LF_links}

Слагаемые излагаемого


4 марта 2010. Разместил: lessons

подготовка выпускника 9-го класса к новой форме государственной (итоговой) аттестации по русскому языку

В процессе подготовки к письменному экзамену по русскому языку в новой форме ученик должен, во-первых, уяснить "слагаемые" подробного изложения; во-вторых, освоить элементы тестирования; в-третьих, научиться писать сочинение-рассуждение; в-четвертых, выработать психологический настрой и, наконец, попробовать свои силы на репетиционном экзамене. Статья о том, как формировать общую культуру мышления ученика, какие избрать оптимальные формы деятельности при подготовке к данному виду аттестационной работы.

Во многих областях России выбрана новая форма письменного экзамена по русскому языку в 9-м классе, включающая, кроме привычного подробного изложения, выполнение заданий тестового характера, а также сочинение на основе сопоставительного анализа двух текстов (прослушанного и прочитанного). Сетовать на то, что непрекращающиеся эксперименты “выбивают из колеи”, времени нет. Учителю необходимо мобилизовать свои силы и учащихся, тщательно продумав ситуацию постепенной подготовки (но не “натаскивания”) учеников к написанию подробного изложения, выполнению заданий с элементами тестирования (выбор правильного ответа из четырех предложенных), к сочинению-рассуждению.

Важно помнить, что отработка навыков работы с текстом должна вестись целенаправленно на протяжении всего времени обучения в школе. Тем более что планируется издание нового сборника, в который войдут тексты для изложения (первая часть экзаменационной работы), а также рекомендации по технологии составления работ для письменного экзамена по русскому языку. Таким образом, не нужно откладывать подготовку до 9-го класса, работа с материалами сборника приемлема и для учащихся 7-го класса.

Конечно, организованное по всем требованиям методики изложение часто в учебное время не проведешь. Но в структуру любого урока можно включить элементы анализа текста или тестирования, лексическую работу, диктанты с продолжением.

Ученику важно усвоить то, что в своем изложении он должен обязательно отразить перечень фактов, логику их взаимосвязанности и композицию их объединения, стилистические особенности текста. С чего начать? Конечно, с работы над черновиком.

Во-первых, нужно постараться научить выпускника дифференцировать факты на важные и менее существенные (факультативные), которые можно опустить в изложении. Кто-то практикует выписывание их на специальные карточки, а затем выполнение с ними ряда упражнений (например, раскладывание карточек по порядку появления фактов в тексте) или что-то другое. Думаю, ребятам, работающим с текстом дома или в классе, не трудно заполнить таблицу (или лист, сложенный пополам) таким образом: в левый столбец выписать важные факты, в правый – менее важные, а затем попробовать пересказать текст, опираясь на слова только левого столбца. Ученики заметят, что при подробном пересказе “несущественные детали” правого столбца сами собой всплывают в памяти, заканчивая логическую цепочку. Такое упражнение снижает риск смешивания только что записанных фактов с собственными фоновыми знаниями.


Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/032010/Слагаемые излагаемого_(support.shpors.ru).doc

Байцерова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

МОУ "Краснянская СОШ", с.Красное, Новохоперский р-н




{SL_links}

Вернуться назад