{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Путешествие по русским народным сказкам
{LF_links}

Путешествие по русским народным сказкам


19 ноября 2010. Разместил: lessons

Внеклассное занятие по литературному чтению в 1-м классе

Занятие проводится в виде путешествия с использованием игр, загадок и театрализации. Занятие знакомит детей с одним из жанров фольклора - народной сказкой. Ученикам дается возможность проявить свои знания и творческие способности. Материал можно использовать на уроках и на внеклассных занятиях.


Цель: формирование представления детей о разнообразии русских народных сказок.

Задачи:

  • сформировать у детей знания об одном из жанров фольклора – народной сказке;
  • развивать умения грамотно, выразительно излагать свою мысль, логическое мышление, тренировать память;
  • через сказку воспитывать в детях лучшие качества человека: честность, верность, доброту, чувство товарищества;
  • через элементы театрализации дать возможность детям выразить свои чувства, эмоции, фантазии.

Оборудование:

иллюстрации к различным русским народным сказкам, домик Бабы Яги, поговорка “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”, выставка рисунков “По дорогам сказки”, макет яблони, яблоки, удочки, рыбки для игры, котомка с волшебными предметами, костюмы героев сказок, ширма для кукольного театра, куклы для сказки “Колобок”, магнитофон, звукозаписи, выставка книг.

Ход занятия

Сказительница. Здравствуйте, ребятушки! Здравствуйте, гости дорогие! В гости к вам пришла. А как звать меня, знаете? Сказительница я. Людям сказки сказываю. Вот послушайте. В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. А эти детки – своим детям. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века. А кто скажет, почему их называют русскими – народными?

И сегодня, я предлагаю вам, отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, людей посмотреть, встретиться с русскими народными сказками. Дороженька нам предстоит дальняя. Нужно котомку собрать с вещами самыми необходимыми. Перед вами раскинулась скатерть-самобранка. На ней не яства заморские, а предметы сказочные. Они помогут вам в пути: (шапка-невидимка, зеркальце, сосуд с живой водой, колечко, гребень, полотенце, яблоко, клубочек.)

Вы должны назвать волшебные свойства каждого предмета. Котомку собрали – в путь! В страну сказок, чудес и волшебства! С каких слов начинаются сказки? (Жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве.)

В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: “Заходи!”

Играет музыка, выбегают дети, играющих гусей-лебедей. Они облетают зал и садятся в уголок. Появляются Аленушка с братцем Иванушкой.

Сценка из сказки “Гуси-лебеди”.

Аленушка. Яблонька, Яблонька, спрячь нас!

Яблонька. Поешьте моего лесного яблочка – спрячу.

Дети едят яблоки и садятся под раскидистые ветви. Гуси снова облетают зал, ищут детей. Не найдя, улетают.

Сказительница. В какой сказке мы побывали? Кто герои сказки? Как закончилась сказка? Аленушка и Иванушка с нами будут путешествовать по сказкам.

Катись, катись, яблочко
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля
И леса, и моря,
И гор высоту
И небес красоту.

Игра. “Не урони яблочко”.

Инсценировка отрывка из сказки “Колобок” (кукольный театр).

Сказительница. Узнаете, какая это сказка? Какую песенку поет Колобок? Кого встретил на своем пути Колобок? Как закончилась сказка? Да печальный конец у сказки, но и поучительный: будет знать Колобок, как лисе доверять. Русские народные сказки учат нас отличать добро от зла, ведь недаром во многих сказках можно прочитать фразу: “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

Путь наш продолжается. И очутились мы в лесу, возле странной избушки. Стоит она на курьих ножках, вокруг себя поворачивается. Как в нее попасть? Какие слова нужно сказать?

Дети: Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом.

Звучит музыка. Появляется Баба Яга, танцует.

Баба Яга. Какие дорогие гости ко мне сегодня пожаловали! Как я вам рада, а то совсем меня старую позабыли-позабросили. До чего дошло – стороной обходят, боятся, злыдней считают. А, я вовсе не такая. Я даже очень хорошая! Вот на досуге сказочки почитываю. Хотите расскажу. Нет, лучше я вам загадки загадаю, да не простые, а про сказочных героев.

Загадки Бабы Яги.

Железные зубы, костяная нога,
Все люди знают – это... (Баба Яга)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына
Шалунишку... (Буратино).

В птичник повадится – жди беды,
Рыжим хвостом, заметает следы. (Лиса Патрикеевна)

Несет меня Лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы…
Кот! Дрозд! Спасите меня! (Петушок – золотой гребешок).

Уплетая калачи
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился, на царевне. (Емеля).

Скачет лошадь непростая
Чудо – грива золотая.
По горам парнишку носит
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок –
Удивительный конек
По прозванью (Горбунок).

Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку? (Дюймовочка).

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – Луковка знаком.
Очень просто и не длинно он зовется... (Чиполлино).

Игра. “Перепрыгни через метлу”.

Сказительница. Ну что ж, у Бабы Яги побывали и не совсем уж она злая. Интересно, в какую сказку мы сейчас попадем?

До чего ж хитра лиса!
Это прямо чудеса.
Мужичка перехитрила,
С воза рыбу утащила,
Обманула волка
Тоже очень ловко!

Инсценировка сказки “Лиса и волк”.

Лиса.

Вот устала, так устала!
Возле речки я гуляла.
Мужичка перехитрила
И всю рыбу утащила.

Волк. Лисовета, здравствуй!

Лиса. Как дела, зубастый?

Волк. Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса. Где ты был?

Волк. На рынке.

Лиса. Что купил?

Волк. Свининки.

Лиса. Сколько взяли?

Волк.

Шерсти клок.
Ободрали правый бок
Хвост отгрызли в драке.

Лиса. Кто отгрыз?

Волк. Собаки. Ну а ты– то где бродила?

Лиса.

Рыбку в прорубе ловила
Только хвостик опустила.
Видишь, сколько наловила!

Волк. Рыбки тоже я хочу!

Лиса.

Так поймай я, научу.
Ты ступай, дружок , к реке,
Сядь в укромном уголке
Хвост свой в прорубь опускай
И все время повторяй:
– Ловись рыбка большая и маленькая.

Волк.

Ну, спасибо, Лисовета!
Помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи.

Лиса (показывает). Не забудь, слова скажи.

Сказительница. Какая сказка? Угадали ребята? А сейчас мы поможем волку поймать рыбку.

Игра “Поймай рыбку”.

Сказительница. Ну, что ж, помогли поймать волку рыбу, пойдем дальше. Ой, что это? Да это берестяная грамота. Что в ней? Ничего не пойму…Подпись полустертая. Может быть, вы поможете? Здесь сказки были полностью написаны, а теперь – одни отрывки. Что же это за сказки?

(Зачитываются отрывки из сказок, дети отгадывают. )

  1. Лиса и Журавль.
  2. По – щучьему велению.
  3. Кот, петух и лиса.
  4. Курочка Ряба.
  5. Сивка – Бурка.

Сказительница. Молодцы, знаете сказки. А этот, овощ из какой сказки?

Кругла, да не мяч,
Желтая, да не масло,
Сладкая, да не сахар
С хвостом, да не мышь. (Репа)

Инсценировка сказки Репка.

Cказительница. Все русские народные сказки заканчиваются счастливо. Вот и у этой сказки хороший конец. Что помогло вытащить репку? (Дружба.)

Русские люди умели не только красивые сказки сочинять, но и песни петь, хороводы водить.

Хоровод под песню “Во поле березка стояла”.

Иванушка. Сестрица Аленушка, я устал, я домой хочу.

Аленушка. Ваня, у меня же есть волшебный клубочек, вот он-то и покажет нам дорогу домой. Катись, Волшебный клубок, прямо к дому, на порог! Смотри, Иванушка, к кому наш клубочек прикатился?

Иванушка. К ребятам, в школу.

Сказительница. Вот и подходит к концу наше путешествие по сказкам. Много сказок вы сегодня увидели. В каких сказках вы побывали? Что самое главное в русских народных сказках? (Добро побеждает зло.)

А какими словами заканчиваются сказки? (Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.)

А еще вы прочтете другие сказки в этих книгах, которые выставлены перед вами. Пора и мне прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч в Стране Сказок, Чудес и Волшебства!

Литература:

  1. Калашникова О.В. “Праздники в школе”.– Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Сказки народов мира том II. “Русские народные сказки”. – Воронеж, “Инфа”, 1992.
  3. “Сказки для детского театра”.// Педсовет № 8, 2004.

Варежникова Ирина Анатольевна, учитель начальных классов

МОУ СОШ №25, г.Балаково




{SL_links}

Вернуться назад