Vlivkor.Com > Статьи, Психология > Адаптация первоклассника Адаптация первоклассника26 ноября 2010. Разместил: lessons |
Особое внимание автор статьи уделяет тем детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения, нарушения сна и другие признаки невротизации. Наиболее полезной формой работы может быть выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе.
Очень сложным для первоклассников (и тех, кто учится с 6, и тех, кто учится с 7 лет) является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. В адаптационный период некоторые дети очень шумны, кричат, без удержу носятся по коридору, а когда удается “улизнуть” со своего этажа, то и по лестницам, на уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно: другие, напротив, зажаты, скованны, излишне робки, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель, при малейшей неудаче или замечании плачут: у некоторых детей нарушается сон, аппетит , они становятся очень капризны, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам , книжкам для совсем маленьких детей, увеличивается количество заболеваний. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и качественным усложнением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Кончно, не у всех детей адаптация сопровождается подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых наблюдаются множественные функциональные отклонения. Труднее всего адаптируются к школе дети “домашние”, не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации могут испытывать и дети, посещавшие ранее детский сад. Существуют разные точки зрения по поводу того, каковы задачи учителя – найти правильный подход к каждому ребенку. Особое внимание учитель уделяет при этом тем детям, у которых наблюдаются ярко выраженные функциональные отклонения, нарушения сна и другие признаки невротизации. Наиболее полезной формой работы учителя здесь может быть выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том. Что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе. Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Такие дети часто и долго болеют, причем болезни во многом носят психосоматический характер: эти дети составляют “группу риска” с точки зрения возникновения школьного невроза. Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны школьного психолога. Обычно в этих случаях психолог оказывает консультативную помощь учителям и родителям в понимании причин и поиске таких приемов и способов воспитательной работы, которые помогли бы ребенку лучше приспособиться к школе. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли в области живота. Часто у таких детей нарушается сон. Страх перед предстоящей работой в классе столь велик, что ребенок в решающие дни совсем не может идти в школу. У него по утрам развивается рвота. Что же в таком случае должна делать мать, посылать ли своего ребенка в школу. Педагог, хорошо знающий свой класс, имеет представление о трудностях таких чувствительных детей, и при обычном общении с родителями ребенка он может по-дружески выяснять возможные имеющие отношения к делу обстоятельства. Я как педагог, знающий психологические особенности младших школьников поглаживаю учащихся по голове и говорю: “Отдохни немножко, а потом работай дальше”. Ребенок сияет, обретая смелость и уверенность в себе и через несколько минут вновь готов к деятельности. И так я к своей работе применяю аутогенную тренировку, помогая учащемуся избавиться от скованности и расслабиться. При этом снижается агрессивность, устраняется слабость контактируемости с окружающими. Иногда учителю целесообразно оказывать ребенку непосредственную эмоциональную поддержку, как бы выделяя его из других детей и давая ему тем самым дополнительную опору. Цель: объединение усилий школы и семьи по “снятию” адаптационных проблем ребенка- первоклассника. Задачи:
Форма проведения: заседание семейного клуба. Этап подготовки 1. Изучение мотивации учения и адаптации ребенка к школе 1. Тест для первоклассника: “Что мне нравится в школе?”. 2. Работа классного “почтового ящика” с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи. 3. Подготовка памяток и текстов бесед для родителей. 1. Советы родителям первоклассника. Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/112010/Адаптация первоклассника_(support.shpors.ru).doc
Варламова Татьяна Спиридоновна, учитель начальных классов МОУ Чымнайская СОШ Вернуться назад |