{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Использование здоровьесберегающей среды ДОУ в работе с детьми с речевой патологией
{LF_links}

Использование здоровьесберегающей среды ДОУ в работе с детьми с речевой патологией


1 декабря 2010. Разместил: lessons
Проблема укрепления и сохранения здоровья дошкольников становится все более значимой, т.к. очевидно значительное увеличение детей с различными патологиями здоровья. Особую категорию составляют дети, у которых различные нарушения речи все чаще сочетаются с нарушениями психических функций. В данной работе рассматривается проблема расширения здоровьесберегающего фактора воспитания дошкольников и поиска новых форм оздоровительной работы.

Цель разработки. Расширение форм работы по сохранению и укреплению здоровья детей с речевой патологией.

Основные задачи внедрения разработки.

  1. Способствовать повышению сопротивляемости защитных свойств организма ребенка.
  2. Создавать условия для приобщения детей к здоровьесберегающему фактору жизни.
  3. Формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности.
  4. Способствовать комплексному воздействию на сохранные анализаторные системы детей в процессе акваритмической и речедвигательной деятельности.
  5. Соединять работу речедвигательного, слухового и зрительного анализаторов с развитием общей моторики.

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становиться особенно значимой. По статистическим данным только 10 процентов новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или врожденную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, которые все чаще сегодня сочетаются с разнообразной патологией неречевых функций.

Необходимость широкого коррекционно-оздоровительного воздействия обусловлена не только недоразвитием компонентов речи, но и наличием вторичных (неречевых) отклонений здоровья.

В последнее время большое распространение получает система здоровьесберегающего воспитания, где задачи укрепления и сохранения здоровья органично сочетаются с решением образовательных задач.

Одним из путей такого направления работы мы увидели в установлении интегративных связей в работе учителя-логопеда и инструктора по плаванию.

Известно, что у детей имеющих речевые нарушения отмечается ряд особенностей:

- Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз. Кроме того, такой тип дыхания наносит вред процессу звукообразования.

- Нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела. Следствием этого являются монотонность, “смазанность” речи, отсутствие ее тембровой выразительности.

- Недостаточность в понимании и усвоении речевых инструкций, а значит, затруднены коммуникативные функции, кроме того, это создает дополнительные трудности в усвоении учебного материала, т.к. отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз.

- Несформированность планирующей функции речи.

Общеизвестно, что плавание оказывает укрепляющее воздействие на детский организм, а безопорное положение туловища благотворно влияет на процесс расслабления. Важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода снимает утомление мышц, заставляет ребенка почувствовать себя комфортно.

Использование бассейна в решении вопросов речевого недоразвития не только расширяет возможности логопедического воздействия, но и способствует:

  • повышению двигательной активности детей;
  • разнообразию закаливающих процедур;
  • усилению оздоровительной направленности учебного процесса;
  • снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма;

А значит, позволяет проводить комплексные оздоровительные мероприятия и дает возможность инструктору по плаванию использовать нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы:

- Массаж биологически активных зон

- Дыхательная гимнастика

- Коррекционные упражнения

- Босохождение по массажным дорожкам

- Логоритмические упражнения

- Закаливание воздухом и водой

- Пальчиковая гимнастика

Таким образом, использование бассейна в коррекционной работе является мощным эмоционально-положительным фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.


Скачать весь материал: http://doc.support.shpors.ru/122010/Использование здоровьесберегающей среды ДОУ_(support.shpors.ru).doc

Баландина Ирина Александровна, учитель-логопед
Варфоломеева Ольга Петровна, инструктор по физкультуре (плавание)

МДОУ детский сад комбинированного вида № 29 "Маячок" г. Волжска РМЭ




{SL_links}

Вернуться назад